Перед походом на собеседование соискатель всегда тщательно готовится и жутко переживает. Но для потенциального работодателя этот процесс не менее волнителен. Важно точно предугадать, насколько хорошим сотрудником будет человек, сидящий перед вами, распознать обман, если таковой имеет место. Ну и конечно же, нужно представить свою организацию в самом лучшем свете. Поэтому работодателю просто необходимо владеть всеми тонкостями процесса и уметь правильно проводить собеседование.
Основные форматы собеседования
Чтобы разобраться, как проводить собеседование, первым делом нужно понять, в каком формате оно будет проводиться. На данный момент наиболее распространены такие:
- Структурированное. Проходит в соответствии с намеченным сценарием и временным регламентом. Работодатель проводит собеседование, используя заранее составленные и четко сформулированные вопросы.
- Стрессовое. В ходе собеседования работодатель пытается поставить соискателя в неудобное положение или вывести его из эмоционального равновесия. Это достигается посредством ограничения времени на обдумывание или неожиданных провокационных вопросов.
- Ситуационное. В ходе собеседования соискатель попадает в условия, схожие с реальными рабочими. Например, соискатель должен "продать" работодателю ручку. Это дает возможность оценить профессиональные навыки претендента на должность.
- Направленное на выявление компетенций. Работодатель составляет перечень компетенций, существенных для определенной должности. Посредством вопросов и заданий выявляется степень соответствия соискателя установленным требованиям.
- Удаленное. Происходит посредством видеосвязи для установления первичного визуального контакта. Такой формат актуален при поиске сотрудника на удаленную работу или в качестве предварительного этапа отбора перед серией реальных собеседований.
Стили проведения собеседования
Планируя, как провести собеседование, менеджер по найму может придерживаться одного из трех стилей. А именно:
- Строгий. Проводится в формате "вопрос-ответ" по заранее заготовленному плану-сценарию. Актуален при беседе с претендентом на должность рядового сотрудника, а также с соискателями, не имеющими опыта работы.
- Свободный. Напоминает непринужденную дружескую беседу, в ходе которой затрагиваются как рабочие, так и отвлеченные темы. Актуален, если рекрутер уверен в профессиональных качествах и опыте соискателя.
- Смешанный. Строгая структурированная беседа плавно переходит в свободный формат.
Как проводят собеседование на должность: базовые правила для руководителя
К сожалению, многие современные руководители думают, что конкуренция на рынке труда - это борьба соискателей за рабочие места. Но с таким отношением к вопросу достаточно трудно найти хороших сотрудников. Опытные менеджеры знают, что среди руководителей предприятий также ведется ожесточенная борьба за квалифицированные кадры. Поэтому работодатель должен готовиться к интервью не менее тщательно, чем соискатель. Вот четыре базовых правила, как проводить собеседование:
- Подготовка помещения. В кабинете, переговорной (или другой комнате, где будет проходить собеседование), должно быть чисто, все вещи должны находиться на своих местах. Перед тем как проводить собеседование при приеме нового сотрудника, нужно заранее проветрить помещение и при необходимости включить кондиционер на комфортную температуру. Важно позаботиться о наличии канцелярских принадлежностей и необходимых документов.
- Комфортный эмоциональный фон. Задача интервьюера - разрядить обстановку, чтобы соискатель не нервничал и почувствовал доброжелательное отношение. Поэтому начинать собеседование нужно с каких-то отвлеченных вопросов. Например, поинтересоваться, как соискатель добрался до места назначения, долго ли он искал нужное здание.
- Пунктуальность. Руководитель (или его уполномоченный представитель) должен явиться на собеседование в строго назначенное время. Опоздание - это демонстрация неуважительного отношения к потенциальному сотруднику и недисциплинированности в организации. Если интервьюер опаздывает из-за форс-мажорных обстоятельств, соискателю нужно создать максимально комфортные условия для ожидания или выбрать удобную дату для переноса встречи.
- Самопрезентация. Начните беседу с рассказа об организации - специфике работы и ключевых этапах развития. Также дайте возможность соискателю в свободной форме рассказать о себе.
Портрет идеального сотрудника
Нужно четко знать, кто именно вам нужен, независимо от того, ищете вы дворника или менеджера по продажам. Как проводить собеседование в любом из этих случаев? Первым делом составьте портрет идеального сотрудника. Он включает такие элементы:
- Название должности и ее краткое описание.
- Продукт труда. Это то, чего вы в итоге ждете от сотрудника. Например, от пекаря ожидают вкусный хлеб, а от продавца - объемов реализации.
- Подробное описание обязанностей. Это все то, что должен делать сотрудник, чтобы произвести продукт труда.
- Зачем нужен этот сотрудник. Это перечень проблем, которые решатся после найма.
- Профессиональные качества и навыки, необходимые для выполнения работы.
- Личные качества, которые существенны для данной профессии и должности.
Базовый набор вопросов
Перед тем как проводить собеседование, нужно составить перечень вопросов соискателю. Как ни странно, этот момент многих работодателей вводит в тупик. Поэтому будет полезно знать перечень базовых вопросов, который можно уменьшать или дополнять:
- "Расскажите о себе". Хорошо, если соискатель ведет повествование четко и ясно, а не запинается и не мямлит. Также обратите внимание на содержание монолога. Если собеседник не пересказывает свою биографию, а сразу переходит к профессиональным вопросам, это характеризует его как хорошего сотрудника.
- "Каковы ваши взгляды на жизнь?". Из ответа на данный вопрос вы сможете оценить, как соискатель реагирует на трудности, как подходит к решению сложившихся проблем.
- "Почему вы хотите работать на этой должности?". Важно, чтобы ваш собеседник сказал не только о карьерных перспективах, но также поведал о некоторых специфических моментах работы, которыми он глубоко интересуется.
- "Почему именно вы должны занять эту должность?". Безусловно, отвечая на этот вопрос, соискатель начнет рассказывать о своих преимуществах. Только кто-то сделает это абстрактно, а кто-то приведет конкретные примеры своих достижений, что значительно лучше.
- "Расскажите о своих недостатках". Хороший работник не будет рассказывать об изъянах своего характера. Он акцентирует внимание именно на том, что касается работы. Более того, выставит свои недостатки преимуществами (скрупулезность, повышенная требовательность, трудоголизм и так далее).
- "Почему вы ушли с предыдущего места работы?" (если соискатель ранее работал). Обратите внимание на то, как человек отзывается о предыдущем коллективе и руководстве. Профессионал, скорее всего, не будет говорить о конфликтных моментах и не будет очернять бывшего начальника.
- "Есть ли у вас другие варианты трудоустройства?". Хорошему специалисту, как правило, приходят приглашения сразу в несколько организаций.
- "Как вы видите свою жизнь через 5-10 лет?" Кто-то начнет рассказывать о собственном доме и большой семье, а хороший специалист поведает вам о своих карьерных планах в рамках вашей организации. Плохо, если соискатель не умеет мыслить в долгосрочной перспективе.
- "Что бы вы хотели улучшить в работе нашей организации?" На данный вопрос на первом собеседовании ответит далеко не каждый. Но если ваш собеседник сможет что-то предложить, это значит, что он достаточно глубоко интересовался работой предприятия.
Дополнительные вопросы
Перед тем как проводить собеседование при приеме на работу, нужно заготовить не только базовые, но и дополнительные нестандартные вопросы. Вот что нужно спросить у соискателя, чтобы получше узнать его:
- "Опишите идеальное рабочее место". Это поможет вам разобраться, насколько условия труда в вашей организации соответствуют запросам собеседника. Соответственно, вы поймете, как потенциальный сотрудник будет относиться к работе.
- "Что мог бы сказать о вас предыдущий работодатель?" Ответ на этот вопрос позволит вам оценить объективность самооценки и уровень самокритичности. Хорошо, если у вас будут контакты предыдущего рекрутера, чтобы вы могли оценить правдивость слов собеседника.
- "Как вы планируете вливаться в новый коллектив?" Ответ поможет вам понять, не настроен ли соискатель конфликтовать и разлагать дисциплину.
- "Объясните значение (профессиональный термин) ребенку". Этот вопрос поможет вам понять, действительно ли претендент на должность хорошо разбирается в теме или просто оперирует заученными определениями.
- "Как вы поступите, если во время отпуска с семьей вас срочно вызовут на работу?" Здесь важно оценить искренность и честность соискателя, а не его готовность трудиться, пренебрегая личным временем.
- "За что вы получали зарплату на предыдущем месте?" Как ни странно, многих соискателей этот вопрос вводит в тупик. Это отражает отношение к работе, а также знание должностных обязанностей.
Запретные темы
Чтобы понять, как правильно проводить собеседование, нужно знать, какие темы нельзя затрагивать в разговоре с соискателем. Вот о чем идет речь:
- Религия. Вероисповедание не может быть причиной отказа в приеме на работу. А соискатель может принять такой вопрос как оскорбление.
- Политические взгляды (по той же причине).
- Личная жизнь. Часто интервьюеры задают девушкам вопросы по поводу планов на создание семьи и рождение детей. Опасения рекрутеров по поводу того, что новый сотрудник уйдет в декрет, понятны, но в таком случае отказ может быть воспринят как гендерная дискриминация.
- Интимная жизнь. Подобные вопросы не имеют отношения к работе. К тому же они могут быть восприняты как домогательство.
- Состояние здоровья. Соискатель не обязан сообщать вам о своих заболеваниях, если только они не помешают ему выполнять должностные обязанности.
Как готовиться к собеседованию
Далеко не все руководители знают, как правильно проводить собеседование, и осуществляют процедуру довольно формально. Тем не менее рекрутер должен готовиться к этому мероприятию не менее тщательно, чем соискатель. Вот на что обратить внимание:
- Составьте четкий перечень вопросов. Обязательно запишите их, чтобы вам не приходилось тратить время на обдумывание.
- Составьте оценочную таблицу. Например, по строкам будут расположены параметры, а по столбцам - критерии оценки. Такие таблицы особенно полезны, если вы рассматриваете сразу несколько кандидатов на замещение должности.
- Составьте небольшие профессиональные тесты. Буквально 10 вопросов по специфике работы будет достаточно, чтобы понять, как соискатель разбирается в вопросе.
- Позаботьтесь о внешности. Интервьюер - это лицо организации в глазах соискателя. Неопрятный внешний вид может оттолкнуть.
- Стабилизируйте эмоции. Перед тем как провести собеседование, работодателю нужно отбросить в сторону весь негатив, связанный с рабочими или личными неприятностями. Поддавшись эмоциям, вы рискуете потерять ценного сотрудника или испортить репутацию фирмы.
Советы от опытных рекрутеров
О том, как проводить собеседование при приеме на работу, лучше всего вам расскажут рекрутеры. Вот какие советы они дают новичкам:
- Не тратьте свое и чужое время. Если с первых минут собеседования вы поняли, что человек вам не подходит, не стоит проводить собеседование до конца из вежливости. Извинитесь и честно опишите ситуацию.
- Не берите на работу "не своих" людей. Если человек не подходит вам по духу, скорее всего, вы не выстроите с ним плодотворных рабочих отношений, даже если он - отличный специалист.
- Обращайте внимание на язык жестов. Если человек суетится, постоянно трогает нос и уши, прячет ладони и не смотрит в глаза, значит, он неискренен.
- Используйте психологические тесты. Собеседник может пытаться вас обмануть и приукрасить свои достоинства, но тест он не обманет.
- Контролируйте собеседника. Если вы замечаете, что соискатель начинает говорить на посторонние темы, не стесняйтесь вернуть его к сути вопроса.
- Уложитесь в 30 минут. Получаса вполне достаточно, чтобы получить развернутое мнение о соискателе.
Еще несколько рекомендаций для начинающих рекрутеров
Нельзя относиться к собеседованию формально. И для работодателя, и для соискателя оно является серьезным и порой судьбоносным мероприятием. Вот еще несколько рекомендаций, как правильно проводить собеседование при приеме нового сотрудника:
- Конспектируйте. Записывайте ключевые моменты в ответах соискателя. По окончании собеседования сформулируйте краткий вывод.
- Заканчивайте собеседование на позитивной ноте. Независимо от результатов, вы должны по-хорошему расстаться с соискателем. Это составляющая часть репутации вашей организации.
- Будьте вежливы. Говорите собеседнику: "Пожалуйста", "Спасибо". Если вы видите, что человек нервничает, не давите на него.
- Отказывайте аргументированно. Недостаточно просто сказать собеседнику: "Вы нам не подходите". Нужно указать объективные причины, выделить недостатки соискателя.
- Уважайте время соискателя. По окончании собеседования дайте человеку точные данные по поводу того, как и в какие сроки ему сообщат о результатах.
Как проводить собеседование с кандидатом на должность: зарубежный опыт
На отечественном рынке труда культура рекрутинга начала зарождаться с приходом иностранных компаний. За рубежом вопросу "Как проводить собеседование?" всегда уделялось пристальное внимание. Наибольший интерес вызывают четыре модели:
- Британская. Рекрутеры этого государства особое внимание уделяют личным вопросам. Соискателей спрашивают о биографии и семейных традициях. Также уделяется внимание родственным связям.
- Немецкая. Прежде чем попасть на собеседование, немецкий соискатель проводит фундаментальную работу по сбору всевозможной документации (дипломы, сертификаты, рекомендации и так далее). Рекрутеры тщательно изучают представленные данные, после чего назначают встречу тем, кто прошел отбор.
- Американская. Жители Нового Света проходят собеседование в форме компьютерного тестирования, в ходе которого выявляются профессиональные навыки и психологические особенности. Как правило, мероприятие проходит в неформальной обстановке.
- Китайская. Собеседование проводится в форме письменного экзамена. Первый этап - это сочинение, в котором нужно продемонстрировать знание истории и культуры страны. Те, кто прошел первичный отбор, переходят ко второму этапу - сочинению на тему своей профессии.