Бундесрат – это особый законодательный орган Федеративной Республики Германии, который призван защищать и отстаивать права земель во время принятия законов, которые влияют на полномочия правительств отдельных регионов страны. Он имеет широкие полномочия и служит интересам сохранения баланса сил.
Расположение
Влиятельный федеральный орган появился на свет одновременно с образованием ФРГ в 1949 году. По итогам работы Парламентского совета в 1948-1949 годах была принята Конституция страны, согласно которой были созданы бундестаг и бундесрат. Первоначально оба законодательных органа заседали в здании Дома Федерации в Бонне, который стал столицей ФРГ.
Объединение Германии, состоявшееся в конце восьмидесятых годов, положило конец столичному статусу небольшого западногерманского городка, соответственно, встал вопрос о переезде органов власти в Берлин.
Решение о перебазировании федерального органа было принято в 1996 году. Для размещения сенаторов было выбрано здание бывшей Палаты господ Прусского ландтага, расположенного на Лейпцигской улице. Четыре года исторический архитектурный памятник подвергался реставрационным работам, после чего бундесрат Германии переехал в Берлин.
Способ избрания
Бундесрат – это довольно своеобразный и сложный государственный орган. Являясь законодательным собранием, он формируется из представителей исполнительной власти, формируя в итоге универсальную переговорную площадку.
Бундесрат формируется из представителей правительств федеральных земель. В случае с Берлином, Гамбургом и Бременом – городами, имеющими федеральное значение – представителями являются бургомистры и сенаторы. Прочие регионы посылают в столицу как премьер-министров, так и наиболее значимых министров.
Структура бундесрата сохранялась неизменной со дня образования в 1949 году вплоть до момента объединения Германии. Каждая земля делегировала в федеральный орган от трех до пяти сенаторов, в зависимости от численности населения.
Однако после воссоединения с ГДР было принято решение об увеличении представительства крупных регионов, чтобы у них появилась возможность создавать блокирующее большинство при принятии наиболее важных законов. Таким образом, бундесрат сегодня состоит из 69 сенаторов, самые населенные земли – Бавария, Баден-Вюртемберг, Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия – делегируют по шесть представителей.
Организация
Делегацию каждой земли возглавляет обычно председатель правительства региона. Голоса от каждого блока могут подаваться только согласованно. В отличие от депутатов Бундестага сенатор не свободен в принятии решений, а должен подчиняться указаниям своей земли.
Бундесрат – это постоянно действующий орган власти, его работа протекает непрерывно, а состав участников подвергается изменениям согласно итогам выборов в ландтаги – местные парламенты.
Возглавляет представительную палату председатель, избираемый из числа премьер-министров отдельных земель. Дабы избежать ненужных конфликтов и разногласий, в 1950 году сенаторы договорились о том, что председатель каждый год будет меняться, а эту должность поочередно станут занимать представители всех земель начиная с самой населенной.
Члены бундесрата не получают зарплату из федерального бюджета, так как являются служащими своих земель. Единственное, что компенсируют сенаторам – это проезд на железнодорожном транспорте.
Функции
Полномочия бундесрата довольно значительны и весомы. Не все законы, принимаемые бундестагом, подлежат утверждению представителями регионов. Однако решения, которые определяют налогообложение, вопросы территориальных границ земель, организацию местной власти, а также изменения в Основной закон, должны быть закреплены решением бундесрата.
Кроме того, федеральный орган власти имеет право вынести решение о неодобрении прочих законов, принятых бундестагом, после чего проект возвращается на доработку и повторное голосование. В этом случае депутаты нижней палаты парламента могут подтвердить свое решение только лишь абсолютным большинством голосов.
Однако на практике бундестаг и бундесрат стремятся решить все разногласия до окончательного голосования, в связи с чем тесно взаимодействуют между собой.
Комитеты и коалиции
На постоянной основе в федеральном органе законодательной власти действуют шестнадцать профильных комитетов. Прежде чем поступить на рассмотрение всему собранию, законопроект проходит процедуру обсуждения внутри специальных комитетов.
При этом происходит предварительное внутреннее голосование. В этом случае каждая земля имеет один голос.
Бундестаг и бундесрат значительно отличаются при процедуре голосования между собой. В случае с бундесратом партийная принадлежность сенатора имеет второстепенное значение, в первую очередь он отвечает перед собственным регионом, а не перед партийным руководством.
Соответственно, во время принятия решений члены федерального собрания земель руководствуются интересами собственного региона, чем и объясняется довольно сложная система коалиций в этом органе власти.
Участие в организации власти в стране
Бундесрат, согласно Конституции ФРГ, не принимает участия в выборах президента, однако по традиции сенаторы присутствуют во время торжественного принятия присяги избранным лидером государства.
Представители земель имеют широкие полномочия в формировании судебной ветви власти в стране. Основной закон ФРГ предписывает, что половина членов Федерального конституционного суда избирается именно бундесратом. Причем для утверждения кандидатуры конкретного федерального судьи требуется большинство в 2/3 голосов членов бундесрата.
Поэтому кандидатуры обычно вносят на рассмотрение целым пакетом, который в равной степени устраивает две самые влиятельные политические силы в стране – ХДС/ХСС и СДПГ.
Чрезвычайные полномочия
Бундесрат – это орган власти, который, согласно Конституции ФРГ, в исключительных случаях может принимать на себя статус единственного законодательного органа в стране. В том случае, если бундестаг отклонил запрос о доверии канцлеру, федеральный президент по предложению последнего и после утверждения бундесрата может объявить состояние законодательной необходимости.
Это своеобразная ситуация, при которой бундестаг фактически выводится с политического поля, а единственным законодательным органом становится бундесрат. Законы, утвержденные сенаторами, немедленно вступают в силу без обсуждения в нижней палате.
Тем не менее парламентская традиция, сложившаяся в стране, позволяет избежать таких экстремальных ситуаций, и положение законодательной инициативы ни разу не применялось в ФРГ.