ОАО «Торжокский вагоностроительный завод» – предприятие машиностроительного сектора, специализирующееся на выпуске железнодорожного подвижного состава. Основу продукции составляют электрические и комбинированные поезда, а также вагоны специального назначения. В 2016 году в отношении компании начата процедура банкротства.
Создание
История Торжокского вагоностроительного завода (ТВСЗ) начинается в 1916 году, когда в окрестностях г. Торжок Тверской губернии был образован 1-й Коренной парк железнодорожных войск. Целью предприятия было снабжение сражавшихся в Первую мировую войск необходимыми товарами, ремонт подвижного состава, изготовление инвентаря.
Власть Советов
После революции коммунистическое правительство не стало закрывать предприятие. Наоборот, на примере Торжокского вагоностроительного завода создавались роты ж/д войск в соседних регионах. В 1930-х годах производственные мощности были реконструированы и расширены за счет новых цехов. Коллектив освоил сборку подвижного состава для узкоколеек:
- мотовозов;
- светостанций;
- рельсоукладчиков;
- мастерских;
- пассажирских вагонов;
- платформ, дрезин.
В Великую Отечественную Торжок был стерт с лица земли. Вернувшимся после войны из эвакуации заводчанам пришлось отстраивать Торжокский вагоностроительный завод заново. Впрочем, уже в 1946-м году ТВСЗ вышел на довоенный производственный уровень.
В 1958 году специализация предприятия изменилась. В его цехах приступили к освоению сборки спецвагонов для государственных служб, минобороны СССР, космической и атомной отрасли. В 1963 году коллектив изготовил транспортно-установочный агрегат для РН «Протон». Особенностью завода было мелкосерийное и единичное производство уникальной техники, что пагубно отразилось впоследствии на финансовом состоянии.
Законы рынка
С развалом СССР Торжокский вагоностроительный завод фактически лишился заказов от основного работодателя – государства. Молодой Российской Федерации еще предстояло сформировать заново государственные структуры, а частным компаниям продукция ТВСЗ в силу ее специфики была не интересна.
Администрация экстренно стала искать выход. Было решено перепрофилировать часть мощностей под выпуск общегражданской продукции. Выбор пал на сборку электропоездов серии ЭТ-2, ранее поставлявшихся Рижским заводом. К середине 1990-х на заводе выпускали по одному 10-вагонному составу. Продукция оказалась востребованной. Инженеры Торжокского вагоностроительного завода значительно доработали конструкцию, повысили комфорт и эксплуатационные характеристики электропоездов. Всего их выпускалось три модификации:
- Пригородный ЭТ-2М.
- Повышенной комфортности ЭТ-2МЛ.
- Энэргосберегающий ЭТ-2ЭМ.
За 1993-2007 годы было поставлено заказчикам 100 электропоездов серии ЭТ-2. Настоящим инженерным прорывом стало создание электрических поездов модификации ЭТ-4А, оснащенных тяговыми асинхронными приводами.
Спецвагоны
В 2003 году, после многолетнего перерыва, заводчане получили заказы на производство вагонов специального назначения от ряда государственных ведомств. Наибольший процент продукции предназначался для Минатома, Минобороны, «Почты России», РЖД, «Банка России». Среди них:
- Вагоны сопровождения модификации 15Т91.
- Термозащищенные спецвагоны 60М2Б, позволяющие транспортировать важные грузы в сопровождении бригады обслуживания. Особенностью является высокая автономность проживания персонала, возможность эксплуатации в широчайших температурных пределах (от - 40...+50 ᵒC) и 15-метровая выдвижная аппарель для погрузки/выгрузки даже на неподготовленных платформах.
- Вагоны-лаборатории СМ541, позволяющие мониторить состояние ж/д полотна и грунтов. Автономность – 15 суток.
Некоторые изделия поставлялись в бронированном исполнении.
Торжокский вагоностроительный завод: банкротство
В 2003-2012 годах на предприятии проведена масштабная работа по реконструкции и расширению мощностей. Были закуплены универсальные дорогостоящие комплексы лазерной резки AMADA, высокопроизводительные гильотины, пресс координатно-револьверный фирмы Vipros, металлообрабатывающие ЧПУ-станки, автосварочное оборудование.
Последовательно модернизировались и вводились новые цеха:
- КРОМ.
- Рамно-кузовной.
- Сборочно-каркасный.
- Механический.
- Порошковой окраски.
- Малярный.
В 2012 году заработал участок аппаратного производства площадью около 13000 м2, производительность которого составляла 768 тележек ежегодно.
Вышеприведенные мероприятия потребовали привлечения больших инвестиций. Завод залез в долги, выплатить которые администрация оказалась не в состоянии. Сбербанк, которому предприятие задолжало порядка 950 млн рублей, потребовал признать ТВСЗ банкротом. В настоящее время компания приостановила производственную деятельность, введено внешнее управление.