Удавка представляет собой узел, сильно затягивающийся под нагрузкой и легко развязывающийся после ее исчезновения. Он берет свои корни со времен появления человечества, так как для его вязания требуется минимум материала и навыков. За прошедшие тысячелетия человечество изобрело множество надежных креплений, оттачивая свои навыки во всевозможных ситуациях, и вязание узлов стало настоящим искусством во многих сферах.
Наилучшие известные узлы появились в Древней Греции и Риме после изучения мореплавания. Ведь основным предназначением любого морского узла является обеспечение безопасности крепления грузов и предметов под нагрузкой в самых экстремальных погодных условиях. Поэтому отличие морского узла от обычного заключается в первую очередь в его крепком и надежном креплении, а также возможности быстро и легко развязать узел при необходимости.
Именно поэтому навыки вязания морских узлов пригодятся в хозяйстве, на рыбалке, охоте, в строительстве, ремонте и так далее. По сути, область применения этих узлов не ограничена. А значит, каждому настоящему мужчине будет полезно знать, как вязать удавку-узел.
Основные виды узлов-удавок
Веками придумывались сотни разновидностей затягивающихся узлов, которые продолжают пополняться. Но в их основе находятся только несколько главных принципов, которые отлично себя зарекомендовали и сегодня активно применяются в работе и повседневной жизни. Чтобы разобраться, как вязать узлы-удавки, следует остановиться именно на основных принципах их завязывания.
Как ранее упоминалось, древнейшими и проверенными временем узлами являются морские узлы. К основным видам морских затягивающихся узлов, которые нашли наибольшее применение, относятся такие:
- эшафотный или обычная петля-удавка;
- крепление петли-удавки к опоре или узел Циммермана;
- прямой;
- «восьмерка»;
- стивидорный;
- карабинный;
- кинжальный;
- плоский;
- «пьяный».
Терминология
Ниже указаны термины, которые используются в инструкциях по завязыванию узлов. Они являются необходимыми для правильного понимания описанных способов вязки:
- Ходовой конец – конец каната, который не закреплен и может свободно использоваться для вязки узла.
- Корневой конец – конец каната, который неподвижно закреплен и находится на противоположном конце. Корневой конец также используется при вязании узлов и остается неподвижным.
- Закрытая петля образуется при перекрещивании одного из концов каната с самим собой.
- Открытая петля – согнутый конец каната, который не пересекается сам с собой.
Обычная петля-удавка, или эшафотный морской узел
Вначале нужно разобраться, как вязать удавку-узел по примеру обычной петли-удавки. В парусном деле она называется «эшафотный» узел. Такое название он получил из-за своих затягивающих свойств петли под давлением веса предмета. Этот узел считается достаточно крепким и надежным, чтоб выдержать предельное давление на веревку, и широко используется для крепления разного рода предметов.
Ниже изображена пошаговая инструкция с фото, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Придать веревке форму буквы «Z».
- Обмотать ходовым концом центральную часть, оставляя петельки по бокам.
- Вставить этот конец в правую петельку с передней стороны.
- Левую петельку затянуть.
- Отрегулировать необходимый диаметр левой петли.
Следует отметить, что данная инструкция предназначена для правши. Левшам нужно проделывать все описанные действия в «зеркальном» порядке.
Есть и другой способ, как вязать морской узел-удавку «эшафотный»:
- Образуется петля.
- Центр петли обматывают по часовой стрелке ходовым концом каната, оставляя две петельки по краям.
- Ходовой конец каната продевается в верхнюю петлю с тыльной части.
- Нижняя петля натягивается рукой до затягивания верхней петли.
Получается самозатягивающаяся петля, имеющая возможность свободно перемещаться вдоль веревки.
Крепление петли-удавки к опоре, или узел Циммермана
Следующий морской узел, который также нужно научиться вязать, называется удавкой Циммермана. Данный узел призван надежно закрепить канат на какой-либо части рельефа или опоре. Такой узел пригодится не только морякам, но и туристам, альпинистам, да и людям других профессий.
Далее указана последовательность, как завязать морской узел-удавку Циммермана:
- Канат обводит опору.
- Ходовой конец перекидывается через коренной и накручивается три-четыре раза вокруг себя.
- Завязывается контрольный узел, а именно дважды обматывается канат в одном месте и затягивается. При предельном давлении на канат, близком к разрыву, можно завязать два контрольных узла.
- Подтягивается удавка.
Главным достоинством данного узла является натяжение каната, проходящее через петлю под углом, что гарантирует его легкое распускание без нагрузки.
Прямой узел
Это древнегреческий узел, связывающий два каната. Для получения желаемого результата необходимо, чтобы оба каната были одинаково пластичны и со схожим диаметром.
Прямой узел часто используется и легко завязывается, но не отличается надежностью: в случае намокания или под воздействием нагрузок узел сползает и сильно затягивается. Следствием таких весомых недостатков стало редкое его использование при выполнении сложных и опасных работ.
Как вязать удавку-узел такого вида, знает почти каждый: два каната дважды переплетаются и затягиваются. Но часто допускается ошибка, ведущая к ослаблению всей конструкции узла. Поэтому необходимо отдельно остановиться на том, как правильно вязать морской узел-удавку такого типа.
Итак, когда концы переплетаются во второй раз и затягиваются, то вместо прямого узла получается «бабий» узел, не обладающий прочностью. Также его сложно развязывать после сильных нагрузок.
Для получения прямого узла нужно согнуть петлю на первом плетении, а другим концом обойти петлю с внутренней части во внешнюю. В итоге концы стягиваются и образуют прямой узел.
"Восьмерка"
"Восьмерка" – это простой и практичный морской узел, используемый как крепежный или стопор. К его особенностями относят не только абсолютную невозможность смещения и распускания под нагрузкой, но и легкость развязывания даже при намокании. Именно этот простой морской узел является основой многих других.
Далее предлагается пошаговая инструкция, как вязать морской узел-удавку "восьмерка":
- Завести ходовой конец каната под коренной конец, образовав петлю.
- Положить ходовой конец на коренной.
- Провести ходовой конец под петлю и продеть ее.
- Натянуть оба конца.
Стивидорный узел
Свое название он получил благодаря компании «Стивидор роупс», впервые выпустившей руководство по вязке узлов. Обычно он выполняет стопорные задачи и по форме схож с «восьмеркой». Но по освобождении от нагрузки стивидорный узел гораздо легче развязать.
Последовательность вязки стивидорного узла:
- Ходовым концом каната складывается закрытая петля и трижды оборачивается вокруг корневого конца.
- Ходовой конец разворачивают на 180о и продевают петлю с тыльной стороны.
- Узел стягивается.
Карабинный узел
Карабинный узел состоит из «восьмерки», в которую встегивается карабин. После он обводит опору и пристегивается к коренному концу каната.
К плюсам такого крепления относятся плотный обхват опоры, высокая надежность ввиду низкой истираемости металла, легкое вздергивание каната в силу хорошего скольжения металлического карабина по канату и легкое развязывание узла после нагрузки. Но к минусам использования карабинного узла можно отнести необходимость в замке-карабине, без которого обойтись не получится.
Кинжальный узел
Широко применяется для соединения толстых канатов благодаря простому завязыванию и развязыванию, компактному размеру и низкой стираемости веревок.
Итак, чтобы связать кинжальный узел, нужно проделать следующее:
- Один конец каната формирует «восьмерку» (с условием, что корневой конец располагается под ее ходовым концом).
- Через две петли «восьмерки» проводится ходовой конец второго каната и обводит корневой конец первого.
- После ходовой конец второго каната продевается во второе верхнее полукольцо «восьмерки».
- Узел затягивается.
Только когда ходовые концы канатов направляются в разные стороны от оси узла, он завязан правильно.
Плоский узел
Известен еще с 18-го века в качестве узла, призванного соединять два каната разного диаметра. К его отличительным чертам относятся высокая надежность и сохранение канатов. Удобно такой морской узел-удавку как завязывать, так и развязывать даже мокрым.
А вяжется он следующим образом:
- Ходовой конец каната складывается закрытой петлей. Коренной конец каната должен находиться под ходовым.
- Ходовой конец другого каната располагается по диагонали поверх закрытой петли и проводится снизу ходового и поверх корневого концов первого каната.
- Ходовой конец первого каната должен образовать другую петлю, находящуюся под первой петлей, но над корневым концом второго каната.
- Концы обеих петель тянутся в стороны, образуя узел.
«Пьяный» узел
Таким названием этот узел обязан двум затягивающимся петлям, которые использовались для связывания рук нарушителей порядка. Руки стягивались за спиной, а веревка завязывалась на груди. Моряки пользуются «пьяным» узлом для закрепления каната на двух основаниях.
Для получения «пьяного» узла необходимо следовать таким указаниям, как в инструкции по вязанию морского узла-удавки «пьяный», приведенной ниже:
- Ходовой конец складывается по форме спирали в две положенные одна на другую закрытые петли. Корневой конец веревки располагается под ходовым концом.
- Пересекающиеся стороны петель заводятся в соседние петли: одна – в правую петлю, другая – в левую.
- Петли стягиваются и завязывается стопорный узел.
В этой статье рассматривается лишь небольшая часть затягивающихся узлов. Но она может стать пособием, как вязать узлы-удавки, которые являются основными и наиболее практичными в использовании.