Новочеркасский электровозостроительный завод (НЭВЗ) относится к ведущим производителям магистральных и промышленных электровозов в мире. Согласно статистике, порядка 80% всех пассажирских и грузовых перевозок в Российской Федерации и на постсоветском пространстве осуществляется локомотивами, выпущенными в Новочеркасске Ростовской области. Предприятие является частью ГК «Трансмашхолдинг».
Начало
История Новочеркасского электровозостроительного завода относится к периоду индустриализации СССР. В феврале 1932 года правительство утвердило график строительства паровозостроительного предприятия в десяти километрах от города Новочеркасск, недалеко от деревни Яново. Завод был завершен в 1936 году и включал производственный и модельный цеха, литейную мастерскую и кузницу, здание администрации и надворные постройки.
Уже 1 мая 1936 года первые паровозы покинули цеха. Это была серия из трех узкоколейных промышленных локомотивов серии 159 с колесной базой 0-4-0. До 1937 года заводчане выпустили 70 единиц данного типа. Вскоре конструкторский отдел приступил к разработке танка-паровоза с тройным сцепным устройством серии 9П для торфоразработок. Во время немецкой оккупации фабрика в Новочеркасске была полностью разрушена.
Послевоенный период
В 1943 году, после освобождения города, началась реконструкция производственных мощностей. Решением Советского правительства от 6 ноября 1946 года предприятие было передано Министерству электротехнической промышленности. Новой задачей Новочеркасского электровозостроительного завода стало производство поездов на электрической тяге для СССР и стран Восточного блока.
Первоначально был освоен выпуск шестиосных локомотивов постоянного тока серии ВЛ22м при поддержке Московского завода «Динамо» и Коломенского завода. Первый электровоз был сдан заказчику 7 марта 1947 года. Впрочем, данная модель была устаревшей и больше не удовлетворяла требованиям постоянно растущего грузопотока. Была разработана новая более мощная серия ВЛ8: восьмиосная, с двухмоторной силовой установкой. В серию изделие пошло в 1956 году.
Дальнейшее развитие
В дополнение к текущему производству локомотивов постоянного тока Новочеркасский электровозостроительный завод в 1950-х годах начал разработки электровозов переменного тока. Первой стала шестиосная модель класса НО (ВЛ61). В дополнение к подвижному составу для основных линий также было изготовлено несколько сотен промышленных локомотивов.
На базе КБ завода в 1958 году последовало создание научного и опытно-проектного института ВЭлНИИ по конструированию электровозов. С этого момента институт был ответственен за разработку перспективных моделей и создание проектной документации.
Последующие годы производство динамично развивалось. В 1992 компания была преобразована в ОАО «Новочеркасский электровозостроительный завод». За прошедший период освоено серийное производство различных локомотивов: от контактных рудничных КН10 мощностью 40 кВт до магистральных грузовых мощностью 10000 кВт. Всего с поточных линий сошло порядка 16000 локомотивов 40 типов, в том числе 417 тяговых промышленных агрегатов ОПЭ1 (выпускаемых с 1969 года).
Техническая политика предприятия направлена на диверсификацию производства по созданию как локомотивов нового поколения, так и на оказание услуг по ремонту и модернизации ранее выпущенной продукции.
Основная продукция
Сегодня на Новочеркасском электровозостроительном заводе (ИНН 6150040250) изготавливают следующий пассажирский подвижной состав:
- ЭП1(М/П) – электровоз переменного тока с опорно-рамным приводом 2 класса, микропроцессорной системой управления и обеспечения безопасности тягового подвижного состава;
- ЭП10 – электровоз двойного питания с асинхронным тяговым приводом разработан и изготовлен совместно со швейцарской фирмой ADtranz.
Помимо пассажирских, номенклатура НЭВЗ представлена грузовыми локомотивами серий ЭС и Э5К.
Дополнительная деятельность
Компания выпускает импортозамещающую продукцию (комплекты оборудования для моделей ЭД4М, ЭТ2М и других) по заказу Демиховского и Торжокского вагонозаводов взамен изделий, ранее изготавливаемых в Риге. С 1994 года осуществляется капитальный ремонт электропоездов типа ЭР9.
Железным дорогам и ремонтным заводам предприятие поставляет запасные части для ранее выпущенных подвижных составов всех серий. Изготавливается горно-шахтное оборудование.
Товары народного потребления
Новочеркасский электровозостроительный завод известен не только своей основной продукцией – электровозами – но и широким ассортиментом товаров народного потребления:
- стиральные машины «Росинка»;
- электроутюги серий УТ, УТМ, УТП;
- электротепловентиляторы «Луч»;
- электровибронасосы бытовые «Малыш»;
- изделия из пластмасс.
На острие прогресса
НЭВЗ проводит исследовательские работы совместно с ВЭлНИИ и активно сотрудничает с предприятиями других стран. Продукция завода успешно конкурирует с зарубежными аналогами. Большие надежды возлагаются на проводимые реконструкцию и техническое перевооружение завода, в основу которых заложены прогрессивные технические решения, обеспечивающие поточные формы организации производства. В этот период совершенствуется вся система методов управления производством с широким применением новейших технических средств.
После проведения мероприятий по техническому перевооружению завод располагает высокопроизводительным новейшим оборудованием, совершенной технологией, инновационными изоляционными и электротехническими материалами. Многолетний опыт конструирования, собственная экспериментальная база, современный станочный парк и отработанная технология производства позволят заводу разрабатывать и изготавливать электровозы высокого технического уровня, отвечающие современным требованиям рынка.
Новочеркасский электровозостроительный завод: отзывы
Согласно мнению сотрудников, НЭВЗ является достаточно привлекательным местом работы. Благодаря содействию «Трансмашхолдинга» выполнена большая работа по переоснащению производственных мощностей, благодаря чему условия работы значительно улучшились. Администрация регулярно индексирует зарплату, разработаны меры поощрения инициативных работников. Здоровью и спорту также уделяется внимание. Среди недостатков – неполная загрузка мощностей. По этой причине в 2015 году проводились сокращения персонала.