Каждый из нас в душе потребитель! Нам, чтобы комфортно себя чувствовать в жизни, необходим тот или иной продукт производства, который так и называется: товар народного потребления.
Для удовлетворения наших потребностей
У всех существуют, безусловно, материальные и культурные потребности. Их необходимо реализовывать, иначе жизнь становится пресной и скучной. Любой товар народного потребления как раз и предназначен для продажи населению с целью удовлетворения этих нужд, причем без дальнейшего использования в коммерческих целях.
Определение
Термин «товар народного потребления» возник в теории экономики для того, чтобы охарактеризовать вид продукции, отличной от производства, т. е. собственно средств производства. Они, в свою очередь, предназначены для того, чтобы быть использованными в промышленности. А что такое товар народного потребления? Он производится непосредственно для личностной сферы.
Структура производства
Выделяют две основные группы товаров:
«А» - промышленные, предназначающиеся для производства других видов товаров.
«Б» - созданные для личного потребления.
Соотношение между этими группами определяет весь ход экономического развития стран. Как тенденция, существует закон преимущества средств производства. При этом товар народного потребления (все его виды) отходит как бы на второй план. Но в условиях современного революционного развития науки и техники становится возможным и приоритетное производство товаров народного потребления (сокращенно - ТНП)!
Из истории
К примеру, в экономике СССР, несмотря на постоянно декларируемое «повышение благосостояния трудящихся», производству товаров группы «А» и оборонному обеспечению уделялось первостепенное внимание. В ущерб группе «Б». Как результат — диспропорция и дефицит ТНП (многие помнят пустые полки продовольственных магазинов и «культтоваров», колбасу «из-под полы», бытовую технику и мебель «по блату»). Впоследствии, с внедрением в России и странах постсоветского пространства капитализма, эта разница постепенно выравнивается. Все большее внимание уделяется потребностям людей, материальным и культурным. А перепроизводство некоторых видов продукции автоматически снижает цену.
Классификация
Это в первую очередь продовольственные и непродовольственные ТНП. Но все они, повторимся, предназначаются для удовлетворения только конечного потребительского спроса, для семейного, домашнего, личного использования. С продовольственными все понятно. Это разнообразная еда (но не деликатесы), напитки (но не элитное спиртное). К непродовольственным относятся: одежда, обувь, бытовая техника, мебель, строительные материалы, автомашины и многое другое. Производство подобного рода товаров — основа экономики многих стран мира. Оно основывается на систематическом массовом потреблении продукции. Одно изделие изнашивается, устаревает, перестает соответствовать определенным нормам. На смену приходит другое, обновленное (новая модель), обладающее иными уже стандартами, более приемлемыми. И так — до бесконечности совершенствования (вида или вкуса — все равно).
Массовость
Как правило, товары народного потребления не являются предметами роскоши или эксклюзивными. Они используются всеми слоями общества в равной мере. Это определяет массовый характер их потребления.
А еще они подразделяются на товары повседневного и особого спроса. Покупка таких изделий является, соответственно, либо необходимой (еда, одежда, обувь, лекарства), либо связана с дополнительными затратами на приобретение, а значит, и с правом предварительного выбора цены, качества, производителя для индивидуума (к примеру, автомобиль или недвижимость).
Ассортимент
Это перечень групп, видов ТНП, реализуемых в розничной сети, на который разбита вся номенклатура данных изделий. Главенствующей целью любой торговой точки должно быть максимальное удовлетворение спроса потребителей. Таким образом, формирование ассортимента выходит на первый план практически для каждого магазина. Наиболее целесообразны ныне супер- и гипермаркеты, в которых мы видим представленными практически все возможные виды изделий. Именно в такие торговые точки приоритетно осуществляется доставка товаров народного потребления напрямую от фирм-производителей, что определяет максимальное соответствие критерия «цена-качество» продукции.
Итоги
Все вышеперечисленные группы и категории товаров, которые постоянно востребованы, независимо от сезона или других факторов, и определяются термином «товары народного потребления». Но следует помнить, что покупная способность среднестатистического гражданина, его «потребительская корзина», напрямую зависит от платежеспособности индивидуума, получаемой им заработной платы. Поэтому «правильное» государство всегда заботится об этом. Ведь если больше получаешь — больше сможешь и потратить!