Старшее поколение, вероятнее всего, помнит нанайского самородка Кола Бельды и его знаменитый хит, который долгие годы напевала вся страна: "Мы поедем, мы помчимся на оленях утром ранним..." Да и сейчас любой северянин скажет, что первое место среди исполнителей песен Якутии принадлежит певцу Кола Бельды.
Биография
В начале XX века в 1929 году в селе Муха в Хабаровском крае родился первенец в семье охотника Бельды. По обычаю, нанайцы давали малышам при рождении неприглядные имена, как бы обманывая злых духов, чтобы те не забрали душу ребенка. Так поступили нанайцы по национальности, родители Кола Бельды. Биография малыша началась с того, что он был назван Коланом, что по-нанайски значит "дождевой червяк". На русском ближе всего к этому имени - Коля, поэтому в паспортных данных он записан как Николай Бельды.
Колан был совсем маленьким, когда погиб его отец на охоте. По нанайским обычаям после смерти отца воспитанием ребенка занимаются родственники со стороны отца. Кто конкретно занимался ребенком, сказать сложно, так как в селе все носили фамилию Бельды, распространенную у нанайцев. Мать могла выйти замуж и уйти в другую семью. Что и произошло. В детстве мальчик начал заикаться. Гуляя в лесу, он попал в яму, где долго сидел, пока его не нашли. Страх и стресс сделали свое дело. В школе-интернате, где учился Коля, его все дразнили, поэтому при первом удобном случае он сбежал.
Дорога на фронт
Из биографии Кола Бельды известно, что у него была трудная и долгая дорога на войну. А началась она от села Найхин, где был интернат. Шел пешком, не считая дни, голодал, потому что прихваченная еда быстро закончилась, и, выбившись из сил, уснул на берегу реки. Нашел его местный парнишка Василий Панюшев (впоследствии стал капитаном корабля, на фото ниже - Василий, Ольга и Кола, 1991 год). Помогли провизией родители Василия, и даже отец перевез на лодке Колю в Хабаровск. Большой город он увидел впервые и растерялся. Он не знал толком, куда ему дальше, и где находится фронт...
А фронт находился далеко от Хабаровска, поездом ехать бы пришлось не одни сутки. Так сложилось в жизни парня, что оказался он не на фронте, а стал юнгой на корабле Тихоокеанского флота. Когда парню исполнилось 18, он был призван на службу во флот. Фактически он из юнги превратился в моториста-дизелиста.
Моряк-певец
Биография Кола Бельды с момента окончания службы во флоте, полностью связана с пением. А петь он начал еще будучи юнгой. Талант молодого призывника заметил наблюдательный боцман. Он слышал, как моторист-дизелист напевал себе под нос арии из выученных опер. По его инициативе парень принимал участие в концертах и даже был приглашен в ансамбль песни и пляски Тихоокеанского флота. По окончанию службы ему рекомендовали поступить учиться в консерваторию. Особенно выбирать, куда ехать, не пришлось.
Попутчиком ему был такой же демобилизованный моряк, который ехал на родину в Саратов. Так Кола Бельды оказался в Саратовской консерватории. Чтобы себя содержать, он работал на станкостроительном заводе, а еще подрабатывал в Саратовском драматическом театре. Он не знал, что, если бы он поехал в Москву, учился бы на полном государственном обеспечении в Московской консерватории. Но это была бы тогда другая дорога, а он выбрал ту, по которой прошел.
Северный самородок
В 1957 году в биографии Кола Бельды, по национальности нанайца, пробил "звездный час". Он стал лауреатом молодежного фестиваля в Москве. Е.Фурцева, работавшая в то время министром культуры, обратила внимание на уникальный репертуар этого представителя северного народа, состоящий из нанайских колоритных песен и современно обработанных шаманских песен. Кола Бельды был приглашен в Москву и начал работать в Москонцерте.
Пик популярности артиста приходится на 70-е годы. Он пробовал себя как исполнитель шлягеров, но понял, что это не его стезя, и вернулся к исполнению песен народов Сибири. На протяжении 30 лет он гастролировал по СССР и за границей. Концерты Кола Бельды прошли в 46 странах мира. В Европе его узнавали, и он был популярен, как и в Советском Союзе. Тому свидетельством являлись многочисленные интервью журналистов, передачи на телевидение. На сцене он был всегда в национальном костюме. Концерты Кола Бельды проходили с аншлагом. Зрителям нравились и его неповторимый голос, и своеобразная манера исполнения, и обаяние певца.
О семье
Из биографии Кола Бельды известно, что он трижды был женат. Первый его брак был заключен в 1950 году с женщиной, которая была на пятнадцать лет старше его. Познакомились они с Ниной в Саратове, где Кола Бельды заканчивал консерваторию. Детей в этом браке не было. В 1965 году их брак распался. Второй брак был крепким и длился 23 года. Лариса Семеновна умерла в 1989 году. В этом браке тоже детей совместных не было, но Кола очень хорошо относился к сыну жены и практически заменил ему отца. Похоронив жену, в 1990 году Кола Бельды решил уехать из Москвы, и поселиться в Хабаровске, на земле своих предков.
Со своей третьей женой Кола Бельды познакомился в 1991 году, когда ему был 61 год. Ольга моложе супруга на 30 лет. Познакомил их родной брат Ольги. Узнав о предполагавшемся браке, родители Ольги были шокированы. Но, невзирая на их протесты, в Хабаровске в августе 1991 года Ольга и Николай расписались. Ольга была счастлива, на ней было прекрасное белое кружевное платье в пол и фата, а рядом в коляске посапывала единственная и любимая дочь Кола Бельды - Елена. Супруги верили в долгую и счастливую жизнь.
Смерть и наследие
Счастье длилось недолго. Всего два года было отведено для позднего счастья Кола Бельды. Выйдя за продуктами в магазин 21 декабря 1993 года, он уже домой не вернулся. Прихватило сердце, и от обширного инфаркта певец умер.
Физически Кола Бельды умер, но живут его песни. Их знают многие за рубежом, их напевают и на родине, а о своем знаменитом певце из села Муха не перестают рассказывать его земляки. Села этого больше нет, но в дни рождения Кола Бельды съезжаются в село Синда жители Нанайского района.
Приезжают знаменитые артисты и те, кто его хорошо знал по песенному цеху. Поют всем знакомые песни: "Увезу тебя я в тундру", "Якутяночку", "Нарьян Мар". В 2009 году был поставлен бронзовый памятник певцу нанайского народа. Жители сел считают, что бронзовый Кола Бельды очень похож на живого и широтой души и лицом.