Человеческое общество на любом этапе своего развития стремится использовать имеющиеся у него возможности для получения материальных благ. В чем заключается проблема экономического выбора? Этих благ ему нужно произвести как можно больше.
Нужно много товара
Для этого производитель должен максимально задействовать имеющиеся ресурсы. Он стремится наиболее эффективно использовать свои возможности для производства товаров:
- Ресурсы нужно целенаправленно использовать с наибольшей отдачей (немного пользы от не обученного персонала при работе на станках с ЧПУ).
- Без использования передовых технологий сложно добиться роста производства (не стоит по старинке делать работу вручную при большом выборе машин-автоматов).
Выбирая, нужно принять решение в пользу одного хозяйственного действия и при этом отказаться от другого. В чем и заключается проблема экономического выбора — как осуществить оба действия одновременно?
Производитель делает выбор, находясь в дефиците ресурсов производства. Потребитель — между своими желаниями и возможностями.
Экономика и выбор
Проблема экономического выбора в экономике заключена в трех главных вопросах.
- Что именно выпускать?
Предприниматель, запуская производство нового продукта, должен знать, что он найдет своего покупателя.
Производство бессмысленно, если товар не приносит прибыль. В чем заключается проблема? В экономическом выборе потребителя.
Продукт покупается, если он отвечает нуждам покупателей. И если они могут себе позволить его купить. Производитель ориентируется не только на вкусы потребителя. Он должен учесть возможности своего производства.
2. Каким образом производить?
Предприниматель определяет технологию выпуска товара, оценивает наличие ресурсов. С другой стороны — учитывает интересы покупателя. Цена товара должна быть для него привлекательной.
3. Для кого производить?
Изучение ниши рынка и целевой аудитории потребителей дает возможность сосредоточиться на определенных потребностях. Не распылять ресурсы и снизить затраты на выпуск товаров.
В чем решение?
Отвечая на эти вопросы, производители понимают, в чем заключается проблема экономического выбора.
Возникает она в результате того, что возможности для производства ограничены.
Решение находится в альтернативе. Заменяют выпуск одного товара другим. При этом учитывают возможности производства, доступные технологии и ценность нового продукта.
Например, у государства нет возможностей выращивать фрукты. Зато находится множество ресурсов для изготовления электроники. Делается выбор: сокращение выращивания фруктов и увеличение выпуска электроники.
Сделать верный экономический выбор поможет построение кривой производственных возможностей. Она наглядно показывает, что увеличить выпуск одного продукта можно, только снижая производство какого–то другого.