Советский Союз был тем государством, которое невзирая на все трудности и проблемы, мог создавать настоящие чудеса техники. Регулярно инженеры страны разрабатывали и воплощали в жизнь множество проектов. Одним из таких выдающихся конструкторов той эпохи был авиаконструктор Петляков, биография которого будет рассмотрена детально в статье.
Рождение
Авиаконструктор Петляков появился на свет 27 июня 1891 года. Будущий гениальный автор самолетов оказался вторым ребенком в семье из пяти и первым сыном. Родители Володи постоянно проживали в Москве, однако, сам он родился в селе Самбек, расположенном неподалеку от Таганрога, где его мама и папа отдыхали на тот момент. Отца героя статьи звали Михаил Иванович, а имя матери - Мария Евсеевна.
Семейная трагедия
Когда Владимиру Михайловичу было пять лет, его папа скоропостижно скончался, и мальчик с остальными членами семьи переехал на родину мамы - в Краснодарский край. Настали тяжелые в материальном плане времена, но даже невзирая на все проблемы, Мария сумела дать своим детям образование. Хорошо известный сегодня авиаконструктор Петляков в 1902 году поступает в Техническое училище, которое на тот момент было первым по всему югу России (в 1966 году оно получило имя этого великого инженера).
Взрослая жизнь
Будучи студентом, Владимир регулярно помогает маме деньгами, для чего устраивается на работу в железнодорожные мастерские подручным мастера и кочегаром. В 1910 году, окончив училище, Петляков совершает попытку перебраться в столицу. Но ему не удалось поступить в тамошнее техническое училище. Вернувшись в Таганрог, молодой человек начинает трудовой путь техника-механика, занятого ремонтом вагонов и поездов. А каждый вечер он проводит с учебниками по физике и математике. В 1911 году Владимир все же становится студентом московского учебного заведения и в качестве вольного слушателя посещает лекции легендарного Жуковского по аэродинамике. На втором курсе Петляков опять уезжает в Таганрог, чтобы помочь своим родственникам.
На пути к мечте
Почти 10 лет Владимир Михайлович до очередного продолжения учебы трудился на Донбассе, в Москве, на Брянском механическом заводе, где производил трехдюймовые снаряды для фронта. После этого он был сотрудником фарфорового предприятия, аэродинамической лаборатории МВТУ, железнодорожного депо Таганрога, в котором сумел стать руководителем участка службы тяги.
Продолжение обучения
Летом 1921 года Совет Народных комиссаров издал декрет, на основании которого будущий авиаконструктор Петляков снова смог стать студентом. В 1922 году он успешно защищает диплом в стенах Центрального аэрогидродинамического института. Причем самолет, построенный на основе чертежей Владимира, в 1923 году смог взлететь в воздух и получил название АНТ.
Инженерная работа
После окончания вуза авиаконструктор Петляков начинает свою работу в ЦАГИ. В рамках проекта АНТ он отвечал за все создаваемые крылья в бюро. На самолете АНТ-3 был установлен первый рекорд по дальности полета. На его борту экипаж преодолел расстояние 22 000 километров по маршруту Москва - Токио - Москва. Приложил свои руки и знания Владимир Михайлович и к бомбардировщику ТБ-1.
Вообще, в КБ Туполева Петляков нес ответственность за подготовку самолетов к испытаниям и последующую передачу в серийное производство. Отдельного внимания заслуживает самолет АНТ-4. Воздушное судно было задействовано в перелете между СССР и США в 1929 году, что в немалой степени поспособствовало развитию отношении между государствами. В 1928 году конструктор Петляков стал руководителем проектов, занимающихся разработкой тяжелых бомбардировщиков. Как показало время, именно это направление стало основным для инженера на всю оставшуюся жизнь.
В 1930 году в воздух был поднят ТБ-3 - бомбардировщик Петлякова, впоследствии ставший основой авиации СССР. За заслуги перед родиной в 1933 году Владимир Михайлович получил Орден Ленина и орден Красной Звезды. ТБ-3 были задействованы во время советско-японской и советско-финской войн, а также в период Великой отечественной войны. Также эти самолеты без вооружения смогли доставить людей на первую дрейфующую полярную станцию. Следующим детищем конструктора был гигант ТБ-4. И, хотя воздушное судно не вошло в серийное производство, все же оно сыграло ключевую роль в создании агитационного самолета АНТ-20 "Максим Горький", на котором совершил полет Антуан де Сент-Экзюпери во время своего визита в Советский Союз.
Настоящую славу инженеру принесли его самолеты Пе. В 1934 году бригада Владимира Михайловича получила задание на создание ТБ-7, получившего название Пе-8 в 1942 году. Но из-за отсутствия всех необходимых деталей и плохих поставок оборудования самолет смог взлететь лишь в конце 1936 года. По этой причине Петляков и Туполев в 1937 году были арестованы и обвинены во вредительстве.
Через полгода Владимир был переведен в специальное КБ, где ему поставлена задача разработать дальний высотный скоростной истребитель для сопровождения ТБ-7 во время полетов во вражеский тыл.
Новая боевая машина впервые поднялась в воздух 22 декабря 1939 года. В конце 1939 года Петляков получил 10 лет лагерей с полной конфискацией имеющегося у него имущества. Полученный истребитель ВИ-100 приказано переделать в пикирующий бомбардировщик, причем всего за полтора месяца. Авиаконструктор Петляков и его команда успешно выполнили приказ руководства страны. В награду за это инженеры были выпущены на свободу.
Перед тем как Владимир Михайлович встретился с родными, сотрудники НКВД завезли его в универмаг и купили новый костюм. Также конструктору выделили приличную сумму денег. Окончательно обвинения с инженера были сняты лишь в 1953 году, спустя много лет после его смерти.
После выхода на свободу Петляков создал самолет Пе-2, которых за пять месяцев до начала Великой отечественной войны в стране произвели 306 штук. Весной 1941 года Петляков получил Сталинской премию первой степени за вклад в развитие авиации СССР, а в сентябре инженеру был вручен второй орден Ленина. В целом самолеты Петлякова активно использовались на практике и получили позитивные отзывы пилотов.
Смерть
Трагическая гибель Петлякова произошла 12 января 1942 года. В тот день Владимир Михайлович летел из Казани в столицу для того, чтобы увидеться с тогдашним наркомом авиационной промышленности Шахуриным и обсудить вопрос производства Пе-2. Но самолет, на котором летел прославленный конструктор, разбился. Весь экипаж, пассажиры, в том числе и академик Петляков, погибли.