ОАО Окская судоверфь: история, описание, продукция

ОАО «Окская судоверфь» – судостроительное предприятие в Нижегородской области, расположенное около города Навашино. Специализируется на сборке нефтеналивных танкеров класса «река-море», среднетоннажных судов, буксиров, патрульных катеров, сухогрузов, бункеровщиков, автодорожных наплавных мостов.

Создание

Основание Окской судоверфи напрямую связано с… добычей углеводородов на Апшеронском полуострове в Азербайджане, расположенном в тысячах километров от завода. В конце XIX века транспортировка нефти и керосина из Баку в Центральную Россию по Волге и притокам осуществлялась в бочках обычными судами. Их погрузка, перевалка и разгрузка занимала много времени. В результате себестоимость продукции на 20% превосходила нефтепродукты, доставляемые из Америки.

В 1873 году астраханские купцы Артемьевы изобрели более дешевый и рациональный способ транспортировки без использования бочек – в просмоленном ларе, куда нефть закачивалась насосом. Данный метод стремительно получил распространение. Но так как транспортные суда-танкеры были в основном деревянными, случались частые утечки сырья, что пагубно влияло на речную экосистему.

В конечном итоге правительство настоятельно рекомендовало для нефтеперевозок использовать металлические танкеры, однако их было чрезвычайно мало. Предприимчивые промышленники поспешили занять прибыльную нишу на судостроительном рынке. Первой 3000-9000-тонные танкеры начала строить Гороховецкая судоверфь. Годом позже, в 1907-м, за их постройку взялась артель Кулебакского завода, предшественница Окской судоверфи.

Создание судоверфи

Дореволюционный период

К 1912 году предприятие являлось крупнейшим строителем барж и нефтеналивных танкеров на Волге. Среди его клиентов было Товарищество братьев Нобель. Первым судам дали женские названия: «Ярославна», «Ольга Премудрая» и «Екатерина Великая».

К 1917 году верфь спустила на воду порядка 60 плавсредств. Среди них:

  • 30 барж;
  • 20 шаланд;
  • шхуны;
  • буксиры;
  • теплоходы.

Помимо судов, завод изготавливал мостовые металлоконструкции, кессоны, резервуары, шахтные трубы, цистерны, паровозные тендерные баки.

ОАО "Окская судоверфь"

Первые пятилетки

После революции предприятие было национализировано. Новый виток в его развитии начался в 1935 году. По инициативе директора Окской судоверфи в производство была внедрена новая технология – сварка – которая позволила отказаться от более трудоемкой клепки. Первым цельносварным судном стала 6000-тонная баржа «Комсомолка Судоплатова».

До войны верфь поставила заказчикам 139 плавсредств, 14 из которых – самоходные. В годы ВОВ большинство мужчин завода воевали, объемы производства значительно упали. С окончанием Второй мировой предприятие вновь «задышало полной грудью». Обновлялось оборудование, увеличивались мощности и объемы работ, открывались новые цеха.

Окская судоверфь: директор и сотрудники

Дальнейшее развитие

Строительство Волго-Донского канала в 1960 годах позволило соединить две крупных транспортных водных системы: реку Волгу и реку Дон. А также открывало выход к портам Азовского и Черного морей. В результате значительно возрос грузопоток. В этих обстоятельствах Окская судоверфь получила крупный заказ на постройку 5300-тонных сухогрузов 507-й серии. Данный тип судов стал базовым, он послужил прототипом для многих последующих моделей и модификаций. Предприятием изготовлено 175 единиц класса «Волжский» и «Волга-Дон».

В 1970-1980 годах на Окской судоверфи освоен выпуск контейнеровозов проекта 1588 и 15881. На воду спущено 23 судна данного типа. Поручали коллективу и специфические проекты. Например, в 1974 году сдан корабль по сбору радиоактивной воды «Серебрянка». В 1985 построен испытательный стенд «Шквал» для ВМФ.

Окская судоверфь: генеральный директор Владимир Куликов

Наши дни

В 1990-2000 годы предприятие продолжало работать. Изготовлены десятки танкеров, сухогрузов, катеров, 11 наплавных мостов. Только за последние пять лет верфь изготовила 37 судов. Из них:

  • 12 танкеров серии RST;
  • 10 сухогрузов серии RSD;
  • 9 строительных судов;
  • по одному бункеровщику проекта 92800, пожарному буксиру и катеру типа 21270.

Важным преимуществом завода являются:

  • богатый опыт в проектировании и производстве среднетоннажных самоходных судов, барж, наплавных мостов;
  • хорошо оснащенная производственная база;
  • удобное расположение: промышленная площадка связана с миром водными, железнодорожными и автомобильными путями.

По словам генерального директора Окской судоверфи Владимира Павловича Куликова, компания с уверенностью смотрит в будущее. Она входит в международную транспортную группу UCL Holding, объединяющую свыше 40 предприятий.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.