Мегасмешной, ультрасовременный шоу-спектакль «Контора» рассказывает о жизни типичного офиса в крупном деловом центре большого города.
Согласно рейтингам продаж билетов – именно эта постановка в прошедшем году собрала зрителей больше всех остальных представлений вместе взятых, став самым посещаемым театральным мероприятием в столице.
Что говорят критики?
После того как прошел спектакль «Контора» в театре на Таганке, отзывы зрителей были в основном недоумевающими. Заядлые театралы и критики чуть ли не прямым текстом советовали артистам команды «ПроЖект» не выходить ни на какую сцену, кроме цирковой арены.
Пыл критики поубавился, а потом и вовсе сменился восторгом после того, как постановку оценил Олег Меньшиков, сказав, что это смешно и остроумно. Вероятно, в благодарность за произведенный в общественном мнении поворот фотография артиста украшает страницу спектакля в "Фейсбуке", хотя сам Меньшиков никакого отношения к «Конторе» не имеет.
Спектакль «Контора» театр на Таганке впоследствии приглашал еще не раз и не два. И каждое из уникальных представлений проходило с неизменным аншлагом. Сами участники проекта о работе на легендарных таганских подмостках отзываются исключительно положительно и всегда готовы к сотрудничеству.
Что это за зрелище?
Что же именно происходит на сцене? Как позиционируют постановку ее участники – это театральное шоу, а как пишут критики – клоунада. Как пишут про спектакль «Контора» в отзывах зрители – «новое явление, переворачивающее отношение к театру», «удивительное зрелище», «акробатические этюды» и так далее. Страницы «Конторы» в социальных сетях полны подобных характеристик, сводящихся к тому, что представление – ноу-хау для театрального искусства и аналогов ему нет. Участники проекта и администраторы интернет-ресурсов, разумеется, подобные оценки зрителей не оспаривают.
Однако ничего нового на сцене на самом деле не происходит. В западной Европе существуют пластические театры уже не одно столетие, да и на каждой крупной улице любой из столиц можно увидеть представления мимов.
Спектакль «Контора» – это именно пластическая постановка, аналогичная любому спектаклю абсолютно каждого из европейских театров современной пантомимы. В представлении нет никаких новых сценических приемов, наоборот, присутствует абсолютно классическая подача, включающая в себя элементарные элементы акробатических этюдов, которым учатся еще на первых курсах театральных институтов, не только европейских, но и российских.
Однако для нашей сцены все что происходит в «Конторе» – действительно глоток свежего воздуха, и аналогов этому оригинальному спектаклю на самом деле нет, во всяком случае, известных на всю страну. Продюсерский центр, представивший год назад спектакль «Контора», «Циркуль», отзывы от коллег-конкурентов получил самые лестные и в какой-то степени завистливые, поскольку ральную прибыль проект начал приносить раньше, чем прошел первый сезон его существования, и при этом даже не выезжая за пределы МКАД.
Чем отличается
Пока критики спорят о художественной ценности этой постановки, шоу-спектакль «Контора» отзывы от зрителей уже практически коллекционирует, а количество желающих увидеть это представление увеличивается с каждым днем.
Главное отличие от привычного всем театрального представления – в полном отсутствии текста. На протяжении полутора часов артисты не произносят ни одного слова и не издают ни одного звука. Но это совершенно не означает, что в зале царит мертвая тишина, наоборот, смех зрителей часто заглушает музыкальное сопровождение.
Стоит ли смотреть?
Собираясь на этот спектакль, нужно понимать, что предстоит смотреть зрелище, действительно в корне отличающееся от привычного классического театрального представления. Если ждать обычную комедию, то неизбежно разочарование.
Зрителям, посещающим театры ради артистов, а не ради самих спектаклей, то есть «идущим на звезду», тоже не стоит смотреть «Контору», потому что на сцене нет ни одного известного исполнителя. Более того, в интернете периодически появляются объявления о наборе в труппу этого проекта, где главными требованиями являются акробатические навыки и пластичность.
Соответственно, при отсутствии консервативного отношения к театральным мероприятиях этот спектакль стоит посмотреть и от души посмеяться, получив массу положительных эмоций и открыв для себя совершенно иной жанр сценического искусства, не имеющий ничего общего с привычными драмой, оперой, мюзиклом или балетом.
Кто режиссер?
Режиссером «Конторы» является Филатов Сергей Васильевич, личность которого хорошо знакома театральным завсегдатаям Санкт-Петербурга. На его счету многие известные постановки.
«Контора» стала для успешного артиста и уже признанного режиссера не столько возможностью подработать, сколько шансом сделать на сцене что-то экстравагантное и новое, самовыразиться и открыть для зрителей жанр, почти неизвестный в нашей стране. Как сам режиссер говорит о своей работе – «добрая комедия и офисная клоунада». Слова его являются самой точной характеристикой спектакля «Контора». Отзывы благодарных зрителей это подтверждают.
Кто на сцене?
Внимание зрительного зала на протяжении полутора часов удерживают всего лишь пятеро персонажей – «босс» и сотрудники. Хотя героев всего пятеро, артистов, занятых в проекте гораздо больше, и состав выходящих на подмостки постоянно меняется.
Поскольку в спектакле нет звезд, на которых идет зритель, смена участвующих остается незаметной и никак не влияет на восприятие представления и его качество.
Среди занятых в постановке Алексей Сарычев, Олег Прусаков, Баграт Мелкумян, Алексей Викторов, Максим Аль-Намес, Антон Филипенко, Андрей Коробов, Павел Сибиряков, Антон Лапенко и многие другие.
Если по каким-либо причинам важно знать, кто именно будет на сцене в определенную дату, это всегда можно выяснить, задав вопрос на страницах спектакля в любой из социальных сетей.
О чем спектакль?
На сцене декорации, изображающие типичный офис. Спектакль «Контора», актеры которого изображают не успевших закончить работу и оставшихся вечером в офисе сотрудников и их начальника, рассказывает не просто о курьезных ситуациях, над которыми можно посмеяться.
По ходу действия персонажи замечают в себе и окружающих появление различных сверхспособностей, которые тут же начинают применять. Первый, на кого эти новые супервозможности оказываются направлены, разумеется, босс.
Как писали о содержании спектакля «Контора» в отзывах сотрудники одного из московских рекламных агентств: «Против кого дружим, ребята?», добавляя, что происходящее на сцене настолько типично и узнаваемо, несмотря на гротеск и отсутствие слов, что можно буквально почувствовать себя находящимся не в зрительском кресле, а за рабочим столом.
В каком жанре?
Это комедия, но не для легкого просмотра. На сцене царит не только пантомима, сопровождаемая всем известными музыкальными хитами 80-х и 90-х, но и гротеск. Спектакль поднимает серьезную философскую тему, объясняя зрителям, что весь этот мир – одна гигантская контора, в которой человек является незначительным винтиком. А если «винтик» забывает о том, как это – мечтать, думать, творить, то превращается в корзину для мусора или в принтер.
Главная идея постановки донесена через происходящие с персонажами превращения и метаморфозы, показываемые артистами однозначно и понятно, в лучших традициях пантомимы. Поэтому вопросов о том, что там, на сцене, произошло, в зрительном зале не возникает.
Хотя идея представления достаточно глобальна и поднимает вопросы очень серьезные спектакль «Контора», отзывы его посмотревших неизменно отмечают – смеялись до слез. Поэтому, говоря о его жанре, можно смело утверждать – это комедия, построенная на приемах пантомимы, с элементами акробатики, фарса и гротеска.
Что говорят?
Отклики зрителей на «Контору», разумеется, противоречивы. Консервативные завсегдатаи театральных представлений спектакль приняли с трудом, а вот нечасто заглядывающие в очаги культуры люди оставляют исключительно восторженные отзывы.
Среди пришедших на премьеру известных людей самой краткой и содержательной оценкой работы команды «ПроЖект» стало высказывание Олега Меньшикова.
Достаточно интересен и даже парадоксален такой момент – спектакль полностью лишен текста, но, несмотря на это, большинство зрителей увлеченно пересказывают в своих комментариях и отзывах сюжет действия, зачастую наделяя персонажей определенными высказываниями.
Такая особенность в восприятии постановки подтверждает не только тот факт, что спектакль удался, но и то, что все происходящее на сцене вполне узнаваемо и жизненно правдиво, а не просто смешно.