Проблемы высшего образования - это ряд трудностей, с которыми сталкиваются абитуриенты, студенты и преподаватели, также это перечень недостатков образовательной системы, которые прямо влияют на рынок труда.
Сегодня на территории стран СНГ эта проблема является очень острой. Переход от одного строя к другому оказался болезненным практически для всех областей жизни: экономической, политической, медицинской, и, в том числе, образовательной. Некоторые реформы были предприняты властными структурами этих государств, однако, их большинство оказались малоэффективными. Это произошло потому, что образовательные проблемы формировались под влиянием многих факторов, и, чтобы улучшить состояние этой сферы, необходим комплексный подход, чем мало кто готов всерьез заняться по разным причинам: начиная от отсутствия заинтересованности и заканчивая элементарным неумением.
Проблемы современного образования в настоящее время беспокоят в основном лишь слой интеллигенции и научных сотрудников, которые работают непосредственно в этой сфере и ощущают очень остро все ее недостатки. Также здесь и небольшая часть студентов, выпускников, и еще меньшая – абитуриентов, на которых уже отразились далекие от идеала образовательные реформы и качество преподавания. Как известно, решить любую проблему (даже самую сложную) могут только те, для кого это действительно проблема, и поскольку заинтересованные лица не располагают рядом полномочий, а те, кому это по большому счету не нужно, располагают, то образовательная сфера оказалась заброшенной. Действительно, иногда делаются минимальные попытки что-либо изменить в ней, но их качество и общий поверхностный подход наталкивают на мысль о том, что создается лишь видимость желания что-то изменить.
Далее мы рассмотрим основные проблемы, касающиеся образования, которые есть практически в каждой стране СНГ.
Проблемы образования: узкая специализация
Здесь мы встречаем противоречие между узкой специализацией и широким спектром отраслей в каждой профессии. В ВУЗах предлагают ряд специальностей, которые, по сути, очень расплывчаты: психологи, менеджеры, юристы, экономисты и так далее. Рынок труда акцентирует внимание на более узких специализациях, но молодые специалисты не подготовлены к специфичным отраслям и знакомы с ними довольно отдаленно из-за преобладания общеобразовательных предметов в перечне изученных дисциплин. Так, получается, что весь мир стремится жить на современный западный манер (потребность в специалистах узкого профиля), а образовательные услуги морально устарели, выпускаются люди с широким профилем умений.
Также можно отнести сюда и проблему выбора профессии: людей рабочих специальностей катастрофически не хватает, в то время когда на улицу ежегодно выпускают толпы юристов и экономистов, которых уже профицит. И мало кто прикладывает усилия к тому, чтобы сбалансировать этот поток.
Проблемы образования: экономическая составляющая
Финансирование – одна из самых болезненных тем, наверняка, не только в образовательной сфере. Тут проявляется низкое качество образования, которое могут предложить, к сожалению, многие ВУЗы. В столичных и крупных городах это волнует не так сильно, однако в более мелких центрах из-за плохого финансирования регулярно происходит отток специалистов. В основном, проблема заключается именно в низких зарплатах, которые вынуждают талантливых людей прекращать преподавательскую и научную деятельность и посвящать себя другой сфере.
Однако некоторые из них все же остаются, и они являются очень ценными сотрудниками, которые выпускают хороших специалистов.
Проблемы образования: культурные тенденции
Также в настоящее время существует проблема культурного развития общества. Под влиянием разных факторов большинство молодых людей не заинтересовано в получении образования, им необходимо вещественное свидетельство о том, что они освоили некую профессию, больше, чем знания и умения. Это тоже не улучшает общую образовательную картину, вероятно, необходима некая пропаганда ценности знаний и навыков, которые полезны всему обществу. Сюда сделали большой вклад СМИ: систематическая трансляция низменных ценностей и глупых примеров поведения, а также инфантильного отношения к жизни реализовала свою воспитательную функцию в негативном ключе.
Таким образом, проблемы образования сгруппировались в одну глобальную, которую трудно устранить, но возможно. Вместе с этим перекладывать всю ответственность на государственных управленцев слишком наивно: проблемы общества должны решаться этим же обществом, или, по крайней мере, с его участием, а не отдельными элитарными группами. Первый шаг должен сделать каждый, сформировав сознательное отношение к тому, что его окружает.