Что мы обычно понимаем под словом «общение»? Контакт с приятными нам людьми, обмен информацией, взаимодействие. Во времена, когда всякое действие должно приносить пользу и выгоду, все чаще говорят о том, что общение должно быть «результативным». Это подразумевает, что всякий акт коммуникации имеет цель, и для ее достижения при подготовке к важному разговору следует продумать не только то, о чем вы будете говорить, но и невербальную составляющую, то есть вашу жестикуляцию, позу, одежду и расположение относительно собеседника. Ниже мы рассмотрим, из чего складывается неречевое общение и из каких знаковых систем оно состоит.
Невербальная коммуникация – это неречевое поведение, общение, в котором используются жесты и другие знаки. Это способ «сказать без слов», а иногда наше тело «говорит» за нас, чего мы, возможно, не осознаем в полной мере. Такая коммуникация происходит, даже когда нет словесного обмена. Существуют различные способы, по которым классифицируются виды невербальной коммуникации. Один из них выделяет следующие знаковые системы:
1. Оптико-кинетическая система. Сюда относятся выражения нашего лица и жестикуляция. Очевидно, что общая моторика отдельных частей тела (рук, лица) передает эмоциональные реакции собеседника и обычно подкрепляет и дополняет полученную нами из его слов информацию. Широко описаны недоразумения, возникающие из-за неправильной трактовки жестов, например, представителями разных культур. Распространено и мнение, что именно по жестам можно понять, что на самом деле на уме у вашего «визави», на эту тему издано и немало книг. И хотя нос может чесаться не у лгуна, а аллергика, наблюдательный собеседник не упускает эту составляющую из внимания. Главная ошибка, которую допускают многие, кто только начинает постигать науку «чтения» жестов – трактовать каждый из них, взятый в отдельности. Как и прочие знаковые системы, из которых складывается невербальная коммуникация, система знаков и жестов способна и, наоборот, ослаблять действие слов.
2. Паралингвистическая, экстралингвистическая системы. Они дополняют речь путем использования таких средств, как тембр голоса, высота, темп речи, смех, паузы в разговоре. В письменных сообщениях, например, в сети Интернет, где набор этих средств ограничен, используются так называемые смайлы. Речевыми единицами они не являются, но уточняют смысл передаваемого сообщения; важно и то, что они интернациональны.
3. Организация таких условий коммуникативного процесса, как пространство и время. Это тоже важная составляющая ситуации общения. То, как собеседники расположены друг относительно друга, выражает их степень доверия и внимания друг к другу, а в начале разговора может задать тон всей беседы. Поэтому такое внимание уделяется тому, где расположен стол руководителя, а где организовано место для посетителей; как сидят участники на переговорах. Невербальная коммуникация складывается и из таких моментов, как соблюдение принятых в конкретной культуре норм расстояния между собеседниками. Во многих странах для не слишком близких знакомых это расстояние не должно сокращаться до 40 см, иначе вместо доверия собеседник почувствует лишь неприязнь. Выделена и специальная область знания, занимающаяся вопросами временной и пространственной организации общения – это проксемика. Она выделяет, в том числе, и специфические пространственно-временные характеристики определенных ситуаций (хронотопы – термин А.А. Ухтомоского). К примеру, это всем известный эффект «вагонного попутчика», когда малознакомые люди становятся особенно откровенными друг с другом.
4. Зрительный контакт. То, насколько успешно складывается невербальная коммуникация, в немалой мере зависит и от того, насколько часто и как долго собеседники смотрят друг другу в глаза. Именно зрительный контакт (или его отсутствие) помогает нам понять, заинтересован ли партнер в разговоре, насколько он открыт для общения.
Можно сказать, что невербальная коммуникация, обладая перечисленными знаковыми системами, способна наиболее полно передать смысл речевого сообщения. Однако существует важное условие: все участники общения должны использовать единый «язык», код. Но выделение знаков, единиц, наподобие слов в речи, представляет собой сложную задачу. Ее неоднократно пытались решать, например, К. Бёрдвистл или П. Экман. Тем не менее, неречевое общение неразрывно связано с речевым, дополняет и даже заменяет его, а знание его составляющих помогает грамотно выстроить коммуникацию для решения повседневных и рабочих задач.