Литературные викторины для школьников – это отличная возможность для обобщения и систематизации знаний, стимулирования творческой активности в подрастающем поколении. Предлагаем несколько вариантов викторин, которые можно предложить ребятам.
Игра «Литературный ринг»
Ведущий мероприятия сообщает, что эта викторина для школьников будет связана со сказками и народным творчеством. Игра предполагает участие двух команды. Вопросы задают каждой по очереди.
При правильном ответе игроки получают по 1 баллу. При отсутствии правильного ответа право дать свою версию предоставляется соперникам. Время на обдумывание – 10 секунд.
![викторины для младших школьников](/misc/i/gallery/41272/2455385.jpg)
Первый тур
Эта часть викторины для школьников связана с образом Жар-птицы. Она была придумана древними людьми и прошла через многие русские сказки как символ счастья и красоты.
Прообразом ее стала природа, которая окружает человека. Команды должны отгадать по мифологическим описаниям птиц, которые и в настоящее время обитают в лесах.
Предлагаем несколько вопросов викторины для школьников с ответами:
- Ее славяне считали богиней весны, предсказательницей дождей и гроз (кукушка).
- Эта птица существовала и триста лет назад, она приносила мертвую и живую воду (ворон).
- В крестьянском быту ее почитали как символ небесного огня, оберег от нечистой силы. Изображения птицы и в наши дни можно встретить на крышах деревенских изб (петух).
- Угадайте название загадочной птицы, которая любит ночную жизнь. Народ считает, что именно она сторожит клады и является самой мудрой птицей на земле (сова).
- С древних времен она стала символом мудрости, свободы, могущества. В мифах говорится о том, что славянский бог Перун в ее образе появился на земле (орел).
После этого этапа ведущий мероприятия переходит ко второй части викторины для школьников, которую можно посвятить, например, миру зверей. Владыкой звериного царства славяне считали Индрика-зверя. Он имел множество подданных, каждый из которых был наделен мифическими свойствами.
![викторины для школьников с ответами](/misc/i/gallery/41272/2455388.jpg)
«Обитатели леса»
Предлагаем в качестве образца несколько вопросов для викторины. Для школьников будет нелишней информация о том, как характеризовали наши предки обитателей лесов.
- По народным приметам именно этот зверь олицетворяет темноту. В него превращался славянский бог Перун, чтобы оказаться на земле. Зверь разговаривал человеческим голосом, был мудрым, упоминался во многих русских народных сказках (волк).
- Согласно древним преданиям, в этого дикого зверя человека превращал злой колдун. Животное могло ходить на задних лапах, на человека не нападало (медведь).
- С именем этого животного связано много примет и пословиц. Оно всегда было спутником колдунов, обладало удивительным интеллектом (кошка).
- Друг человека – постоянный участник загадок, сказок. Он имеет ту же породу, что и волк, но всегда был его злейшим врагом (собака).
![литературные викторины для школьников](/misc/i/gallery/41272/2455389.jpg)
Сказки
Следующая часть викторины для школьников посвящается русским народным сказкам. Ведущий сначала рассказывает о том, как и когда они появились в древности. Этот этап викторины для младших школьников можно посвятить именно сказкам, так как они наиболее близки детям этого возраста.
Ребятам предлагаются четыре изображения персонажей сказок. По описанию они должны отгадать сказку, в которой он встречается. Предлагаем в качестве примера несколько вопросов викторины для младших школьников.
![сказки для учащихся](/misc/i/gallery/41272/2455392.jpg)
- Кто приказывал мамкам, нянькам собираться, снаряжаться, испечь к утру белый хлеб, такой, как у батюшки? («Царевна-лягушка»).
- В какой сказке рассказывается о побегах круглого существа, а также о злодейском убийстве? («Колобок»).
- В какой сказке говорится о том, что злую ведьму привязывают к лошадиному хвосту, пускают в поле? («Сестрица Аленушка и братец Иванушка»).
Конкурс «Отгадай героя»
Часть вопросов такой викторины для школьников с ответами можно составить на основе тех произведений, которые дети вместе с родителями читали еще в детском саду.
Школьникам предлагаются иллюстрации из произведений Эдуарда Успенского, которые они должны узнать по вопросам.
- Эта злоумышленница пыталась сорвать множество важных мероприятий, она вместе со своим сообщником вредила мирным гражданам, пугала детей (старуха Шапокляк).
- Этот гражданин взял под опеку беспризорника, помог ему трудоустроиться (крокодил Гена).
- Это доброжелательный малыш забыл свое имя, поэтому гражданин Гена назвал его именно так… (Чебурашка).
![литературные викторины для школьников](/misc/i/gallery/41272/2455408.jpg)
Вопросы по сказкам А. С. Пушкина
Интересную викторину можно предложить школьникам, предлагая по оригинальному описанию отгадать героев произведений, рассматриваемых в рамках школьной программы по литературе.
- Три злоумышленника, которые находились на службе у должностного лица, совершили подлог официального документа, что привело к серьезным последствиям – разрушению семьи. По оговору мать и сын были жестоко наказаны, в итоге справедливость была восстановлена в полном объеме (Ткачиха, повариха, сватья баба Бабариха. Произведение «Сказка о царе Салтане»).
- Царственная особа заставила женщину совершить страшное преступление. Под видом нищенки она проникла к молодой девушке, угостила ее вкусным фруктом, отведав который, та упала замертво. (Чернавка отравила царевну в произведении «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»).
![викторины для детей](/misc/i/gallery/41272/2455390.jpg)
Заключение
В настоящее время учителями применяются различные способы активизации познавательного интереса обучающихся. Для того чтобы школьники стремились к самообразованию, получению дополнительных знаний по предмету, педагог подбирает оптимальные вопросы для предметных викторин, сочетает игровую, творческую и интеллектуальную деятельность в своей работе.