Игра - один из важнейших видов детской деятельности, в ходе которой идет развитие и обучение. Театр для ребенка - сказка, праздник и положительные эмоции. Театрализованные игры - это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству. Взрослый должен понимать специфику такого времяпрепровождения и активно вовлекать в него всех детей. В статье ниже вы найдете полную информацию об этом нелегком виде игры.
Понятие театрализации в дошкольных учреждениях
Театрализованная игра - это мощнейшее средство развития у детей эмпатии (способности различать эмоции других людей по интонации, мимике, жестам). На основе этого умения уже формируется способность откликаться на художественное произведение и оценивать его. В целом же такая игра - это разыгрывание детьми в лицах сказок, рассказов и других произведений под руководством воспитателя либо самостоятельно.
Театрализованная деятельность имеет способность оказывать положительное влияние на воспитанников через персонажей.
Дети видят в героях произведений образец для подражания, ведь чаще всего темами инсценировок становятся дружба, честность, доброта, смелость. Вживаясь в образ, ребенок перенимает на себя его черты и вникает в основы нравственного воспитания. А разнообразие тематики и способов воплощения детских театрализованных игр позволяет педагогу использовать их в целях всестороннего развития личности.
Как классифицируют игры-драматизации?
Детскую театрализацию принято делить на две большие группы: игры режиссерские и драматизации.
Режиссерские игры - это настольный и теневой театры, действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок - это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.
Режиссерские игры, в свою очередь, разделяются на:
- Настольный игрушечный театр - персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.
- Настольный театр картинок - в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.
- Фланелеграф - персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.
- Теневой театр - в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.
Игры-драматизации делят на:
- Пальчиковые - ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.
- Куклы бибабо.
- Импровизация - это драматизация без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.
Данная классификация помогает расширить театральную деятельность детей во всех группах и обогатить их знания в этой сфере.
Как организовать театрализацию в ДОУ?
Работа по приобщению детей к театру начинается с накопления ими эмоционально-чувственного опыта, то есть в начале они сами должны смотреть спектакли, которые ставят взрослые-профессионалы. Со временем воспитанники и сами включаются в деятельность и умеют различать жанры и настроения, тематику произведений.
Для успешного овладения азами театрализации воспитатель и родители должны предоставлять ребенку свободу творчества. Вообще, работа с родителями - важная часть обучения творчеству. Педагог и родители должны работать вместе, быть заодно. Этому способствует проведение творческих вечеров, бесед и консультаций.
Успешные театрализованные игры - это и правильно подобранные произведения для инсценировки. Педагог должен выбирать их с умом, смотря на тематику, художественную ценность и соответствие возрасту и опыту воспитанников.
На какие принципы опирается педагог при организации театрализации в ДОУ?
- Принцип гуманистической направленности - между педагогом и детьми должны быть установлены гуманные отношения.
- Принцип интеграции - в игре должны совмещаться разные виды деятельности и искусства.
- Принцип творческого взаимодействия - ребенок и взрослый должны вступать в отношения сотворчества и обговаривать все возможные пути развития игры.
Только следуя данным принципам, педагог может говорить о том, что он организовывает театрализованные игры по ФГОС.
Методы совершенствования творческой деятельности
Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась, педагог должен применять специфические методы. В чем заключается их суть? Итак:
- Метод моделирования ситуаций - педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.
- Метод творческой беседы - педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.
- Метод ассоциаций - будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.
Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого - организовать на базе детского сада педагогический театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению.
Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах), их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники и так далее.
Такой метод работы не только учит работать в команде, но и развивает фантазию. К работе нужно привлекать и родителей, например, они могут помочь с декорациями и костюмами.
Требования к организации игр в ДОУ
Театрализованные игры - это не только веселье для детей, но и серьезная предварительная подготовка для воспитателей. При их организации педагог обязан опираться на основные требования:
- Разнообразие тематики и ее содержательность.
- Соответствие игры возрасту детей, постепенное усложнение.
- Активность детей не только во время самой игры, но и во время подготовки к ней.
- Сотрудничество детей со сверстниками и воспитателем на каждом этапе подготовки.
- Постоянное включение театрализованных игр во все режимные моменты и занятия (наряду с сюжетно-ролевыми).
Развитие игры начинают с подготовки сценария по мотивам какого-либо произведения и только потом приходит время импровизации. Дети должны освоить основные элементы перевоплощения в других героев так, чтоб другие участники могли быстро узнать их. Но ограничивать фантазии резко не стоит, место воображению и нестандартному показу персонажа должно быть всегда.
Особенности проведения театрализованных игр в разных группах
Проведение игр с детьми разных возрастов отлично друг от друга. Детей важно постепенно знакомить с театром и его понятиями, вовлекая их в уже активное перевоплощение. Такие игры рекомендуют начинать уже со второй младшей группы (хотя времени им будет уделено меньше, чем в последующие годы). Правда, в младшей группе такие занятия называют играми с ролями. Дети перевоплощаются в животных или птиц, но пока не в состоянии обыграть полноценный сюжет. Они копируют лису,медведя или зайца только внешне, не умея раскрыть их характер. Именно поэтому малышам нужно чаще читать художественные произведения и организовывать по ним игры.
Театрализованные игры в средней группе уже учат сочетать движения и слова, использовать пантомиму. С малоактивными детьми этого возраста можно драматизировать простые потешки. Более активные дети уже способны к драматизации простых сказок при помощи кукольного театра.
Театрализованные игры в старшей группе усложняются, дети продолжают совершенствовать свои актерские навыки. Теперь им нужно научиться находить способы образной выразительности самостоятельно. В игре обязательно должны присутствовать острая ситуация и драматический конфликт, становление персонажа, насыщенность эмоциями и не очень сложные диалоги. Такая игра более сложная, чем простое подражание кому-либо, так как в ней нужно не только выучит слова, но и прочувствовать образ персонажа.
Театрализованная игра в подготовительной к школе группе часто становится спектаклем. Причем играть его можно как для себя в группе, так и для зрителей (родителей либо младших детей в саду). Теперь стоит чаще обращаться и к режиссерским играм, где ребенок выбирает игрушку и заставляет ее говорить и совершать действия. Это учит регуляции поведения и речи.
Игры с ролями в младшей группе
Игры с ролями для малышей - это обычно разыгрывание ситуаций, пантомимы, игры со стихами, с воображаемыми предметами. В статье выше говорилось лишь о теоретической стороне игр-драматизаций, теперь пришло время привести примеры таких занятий с детьми. В каждой группе должна иметься картотека театрализованных игр с целями. Итак, какие игры с ролями имеют место в младшей группе?
- разыгрывание ситуации "Не хочу каши" - целью такой игры будет обучение детей интонационно проговаривать фразы. Детей делят на пары - дети и родитель. Родитель просит, уговаривает, заставляет ребенка ест кашу, а ребенок - отказывается, капризничает, вежливо не соглашается.
- пантомима "Собираемся в детский сад" - воспитатель учит детей показывать без слов как они просыпаются и потягиваются, умываются и делают зарядку, одеваются и бегут в детский сад. Цель игры - развитие воображения и выразительности жестов.
- игра с воображаемым предметом помогает формировать навыки работы с воображаемыми предметами. Например, воспитатель предлагает малышам погладить котенка, который находится у него на руках. Животное "передают" из рук в руки, ласкают и говорят ему добрые слова. Также можно поиграть в игру "Вкусные конфеты", где детей угощают воображаемым лакомством. Они берут его, протягивая руку, разворачивают фантик и отправляют конфету в рот, показывая всем какая же она вкусная. Упражнение тренирует еще и жевательные навыки.
Театрализованные игры в средней группе
Игры для детей в средней группе немного усложняются, имитации движений становятся разнообразнее. В арсенале воспитателя также пантомима, разыгрывание стихотворений по ролям, игры-стихи и игры на мышечное расслабление и напряжение.
- Имитация ходьбы - воспитатель просит детей показать, как они ходили, когда были маленькими, как ходит бабушка, волк, лиса, принцесса и так далее
- Пантомима "Медвежата" - дети, вживаясь в роль, выходят из берлоги, жмурятся от яркого солнышка, потягиваются и втягивают носом воздух. Медвежата расходятся по полянке, и здесь педагог может подключить импровизацию. Чем же займутся животные весной?
- Театрализованные игры в средней группе уже подключают и мышечный корсет. Пример игры - девочка гуляет в лесу и видит бабочку. Она удивляется, протягивает шею, наклоняет туловище и совершает бросок руками вперед. Еще одна игра - девочке подарили новую куклу. Она очень рада, кружится, прижимает к себе сюрприз и показывает его всем вокруг.
- Для обыгрывания стихотворений в младшей группе идеально подходят такие произведения, как "Был у зайца огород", "Мыльные пузыри", "Сердитый гусь".
Театрализованные игры в старшей группе
Детям 5-6 лет полезно играть в загадки без слов. Это хорошо развивает выразительность жестов и мимики. Группу делят на две части. Первая группа рассматривает картинки с загадками и выбирает те, которые они смогут показать без слов. Вторая подгруппа отгадывает то, что предлагают им товарищи. Затем происходит смена ролей.
Очень хорошо развивает фантазию и диалогическую речь игра "Телефон". Детей делят на пары и дают им задачи: пригласить друга на день рождения, извиниться перед другом за шалость и так далее. Для развития интонационной речи следует брать какую-либо фразу и просить воспитанников произносить ее грустно, весело, злобно, с удивлением.
Для совершенствования актерских способностей полезно упражняться у зеркала, чтоб видеть результаты своих усилий. Воспитатель может попросить ребенка изобразить собаку, принцессу, наказанного мальчика, пчелу, которая садится на цветок. Дав детям 5-6 лет платок можно попросить их изобразить при помощи предмета бабушку, волшебника, бабочку, человека с больным зубом.
Важным и новым в старшей группе становится развитие пластической выразительности.
Целями театрализованных игр такого плана являются обучение владеть телом, непринужденно и красиво двигать руками и ногами. Примерами их могут послужить:
- "Лисичка подслушивает" - лиса стоит у дома петушка и кота и слушает, о чем идет речь внутри. Она выставляет вперед одну ногу и наклоняет корпус, подставляет ухо ближе к стене, приоткрывает рот и делает хитрые глаза.
- "Танец розы" - воспитатель включает спокойную музыку и предлагает детям исполнить красивый танец цветка. Воспитанники импровизируют, придумывая движения самостоятельно. Вдруг музыка обрывается и ветер замораживает все розы. Дети застывают в произвольных позах. Игра повторяется несколько раз.
- "Пальма" - дети изображают рост пальмы (руки и тело тянутся вверх, ноги на носках) и ее увядание (руки падают вниз).
Игры-драматизации для подготовительной к школе группы
В подготовительной группе дети продолжают играть в пантомиму, но задания существенно усложняются. Можно предложить изобразить гадкого утенка, гневного льва, наездника на лошади, игру в снежки, рыбалку. Развивать воображение помогают и игры-этюды, которые учат воспроизводить мимикой и жестами отдельные черты характера и эмоции. Дети могут изобразить жадного пса, ворчливого дворника или крапиву. Это занятие сопровождается чтением стихотворений.
Но самыми главными театрализованными играми в подготовительной группе считаются те, результатом которых является инсценировка сказки. Например, воспитатель читает сказку Ш. Перро "Кот в сапогах". Затем можно просмотреть мультфильм, нарисовать с детьми декорации (поле, реку, замок). Это и есть предварительная работа, о необходимости которой говорилось выше. Затем педагог распределяет роли между детьми и инсценирует сказку. С детьми 6-7 лет можно разыграть произведения Сутеева, сказку "Красная шапочка", русские народные сказки и так далее.
Интересным занятием для детей является переделывание сказки. К примеру, дети при помощи кукольного театра переделывают сказку "Колобок" - колобок встречается с лисой в самом начале повествования, лишь потом с зайцем, волком, медведем и котом. Потом он встречает мальчика Сашу, который мирит всех героев спектакля.