В современном обществе принято считать человека гражданским субъектом, представляющим собой устоявшуюся сформированную единицу социума. Это в прошлые времена, за много лет до нашей эры, в первобытных общинах людей не определяли по личностным качествам. Тогда и понятия личности не существовало как такового. А сегодня общественности нужны индивидуумы. Ведь каждый в своем роде индивидуален, отличен от других. И каждый сознательный и участвующий в развитии общества человек – это личность.
Понятие личности и ее конституционно-правового статуса
На сегодняшний день существует много трактовок данного понятия. Оно раскрывается в разрезе психологического, социологического или научного контекста, рассматривается в широком смысле или в узком. Но во всех случаях основная мысль сводится к тому, что личность – это человек, который владеет сознанием и участвует в общественных взаимоотношениях. Ею не может быть грудной младенец или психически неуравновешенный больной, не способный себя контролировать и выполнять свою социальную роль.
Существует несколько конкретных признаков и черт, характеризующих человека как личность:
- принадлежность к социальной группе и выполнение своей роли в обществе;
- обладание светлым разумом и чистым сознанием;
- определение не физиологическими или генетическими свойствами, а конкретно психоэмоциональным состоянием и коннектом с окружающим социумом;
- протекция человеком себя как автора своей жизни, то есть самоконтроль и владение собственным «я».
Взгляды ученых, психологов и социологов относительно определения описываемого понятия отличаются. Многие из них считают, что каждый человек – это уже личность, поскольку каждый имеет суммарный набор устойчивых качеств, обладает определенным типом темперамента и конкретными чертами характера. Остальные глубоко убеждены, что нельзя родиться личностью, ею нужно стать. Только тот, кто умеет контролировать свою жизнь и выполнять свои общественные функции, тот, кто в ответе за себя и за свои действия, может по праву называться личностью.
Каждый современный человек обладает совокупностью конституционно гарантированных прав и свобод с закреплением за ним определенных обязанностей перед обществом. Такой набор свободных и обязательных факторов именуется конституционно-правовым статусом личности. Он предполагает принципиальную принадлежность к сегодняшнему демократическому государству в неотъемлемости и гарантированности свободного выбора действий, равноправия, единства и коммуникаций каждого представителя нынешнего социума. Конституционно-правовой статус личности выставляет на первое место интересы человека и защиту его прав перед общественностью.
Структура личности и ее содержание
Как все значимые системы общественной жизнедеятельности и все закономерности природы, сознательный человек имеет свою личностную структуру. Эта структура является многоуровневой, и каждый уровень характеризует ее в разрезе разных нравственных качеств личности:
- Биологический уровень включает в себя природные, общие по происхождению качества (строение тела, половозрастные особенности, темперамент и т. д.).
- Психологический уровень объединяет психологические особенности личности (чувства, воля, память, мышление).
- Социальный уровень заключается в конкретном образе жизни, стиле общения, обоснованных убеждениях, социальных ролях. Сюда входят семейные, образовательные, мировоззренческие, финансовые, авторитетные факторы, раскрывающие нравственные качества личности.
Каждый уровень раскрывает отдельные составляющие личностного багажа в целом. Помимо уровневого контекста структура личности рассматривается с позиции составляющих ее элементов. Сюда относятся:
- разумность – способность человека мыслить, развиваться, познавать, приобретать навыки и компетентность;
- психоэмоциональность – совокупность чувств, желаний, импульсов, мотивов и прочих факторов, противопоставленных разумности;
- мировоззрение – восприятие мира и определение своего отношения к нему любым представителем общества: мужчиной или женщиной, взрослым или ребенком, реалистом или мистиком;
- направленность – интеграция характера в способности определения человеком самостоятельно выбирать свои ценности и жизненные приоритеты;
- опыт – накопленные с течением времени навыки, умения, знания, повадки, доведенные до автоматизма, привычки;
- способности, пожалуй, самый важный инструмент личности, которым определяются ее возможности к совершению полезной деятельности;
- психотип – протекция характера, поведенческих моделей и реакции человека на происходящее вокруг него;
- темпераментность – проявление конкретного типа темперамента, энергетическая и динамическая составляющая проявления яркости, скорости, силы эмоционального реагирования;
- рисунок тела – подача человеком своей внешней оболочки в выгодном для него ракурсе.
Разновидности функций
Помимо структуры важную роль в формировании сознательности человека играют функции личности в обществе. Они предполагают собой конкретные действия, выполняемые для достижения необходимого для человека результата. Виды функций личности представлены тремя основными направлениями: когнитивным, аффективным, моторным.
Когнитивные функции включают все виды сознательной деятельности и никак не связаны с эмоциональной подоплекой психологии человека. Они относятся к рассудительной функции человеческого мозга, направлены на мышление, соображение, умственное развитие и включают в себя:
- способность принимать решения;
- проявление воли;
- подсознательную устремленность;
- интеграцию воспоминаний;
- возможность управлять памятью, воспоминаниями;
- проявления внимательности;
- восприятие окружающего.
Исходя из вышеперечисленного, можно отметить, что к когнитивным функциям личности относится все сознательное и бессознательное, без чувствительности и эмоциональных проявлений.
Аффективные функции, наоборот, абстрагируются от способностей разума и направлены исключительно на проявление эмоциональных чувств человека. Сам по себе аффект, или эмоция, представляет собой мощный вид чувствительной реакции на то или иное действие, явление. Проявлением аффекта являются интенсивно протекающие эмоциональные потрясения. Это и порывы гнева, и вспышки ярости, и охватывающий ужас, и непреодолимое чувство радости, и ощущение глубокого горя, отчаяния. Аффективные функции личности охватывают ее психику, соединяя главный воздействующий раздражитель со смежными, что влечет за собой комплексную реакцию на происходящее в целом. Поэтому человек способен реагировать и проявлять свои чувства и эмоциональные ощущения в ответ на то или иное действие.
Моторные функции личности основной акцент делают на импульсы, подаваемые двигательной системе организма и направленные на осуществление телом определенных движений. Чувство осязания подает сигнал головному мозгу для совершения действия, моторная система получает его и обращает в маневр. Так, моторика предполагает комплекс координационных действий нервной, мышечной и костной систем, обеспечивающих двигательную работу пальцев, кистей рук, ног, шеи, головы, тела в целом.
Статус личности
Кроме структурного и функционального развития человека важную роль в его становлении как личности играет социально-правовой статус. Он предполагает собой центральную систему скоординированных внутри нее прав и обязанностей человека как социальной единицы и предопределяет его деятельность в обществе. Статусность человека обусловлена понятиями устойчивости и длительности, при этом статус может быть как цельным, так и частичным. Фрагментально он связан с тем, чем конкретно занимается в ходе своей деятельности человек, каков размер его доходов, каков у него уровень образования, к какой группе этноса он относится, какому из полов принадлежит. Совокупность отдельных видов статуса дает возможность обозначить общий его профиль личности в целом.
Определение места личности в социальной структуре общества позволяет выстроить поведенческую систему человека. Впервые статус присваивается человеку в момент рождения, когда, будучи малышом, он получает статус его родителей, их экономическое, правовое, политическое и культурное положение в обществе. После, когда он начинает существовать самостоятельно, когда начинается его собственная общественно-трудовая деятельность, ему присваивается личный статус в обществе.
Самое главное и основное значение социально-правового статуса человека заключается в том, что благодаря ему происходит становление и формируется отношение к нему окружающих. Например, если человек занимает хорошую должность, является квалифицированным специалистом, уважаемым человеком среди коллег, любящим семьянином, то отношение окружающих людей к нему будет соответствующим, даже если эти люди не знакомы с ним лично, а знают его понаслышке, заочно. И обратно пропорционально работает статус на человека в противном случае: слывущий бездельником, хамом, ханыгой молодой человек никогда не будет уважаем в социуме, поскольку его статус плохо зарекомендовавшего себя представителя общества не позволит людям думать о нем хорошо.
Характерные черты личности
Выполняемые личностью функции предопределяют формирование его характерных качеств. Все они условно подразделяются на внутренние и внешние.
Внутренние черты личности предполагают душевное богатство человека. Это те самые качества, которые не видны глазом, но ощущаются после общения. Сюда относятся заботливость, участие, свободомыслие, позитивное мировоззрение, мудрость. Помимо этого к внутренним чертам можно отнести самосовершенствование, предполагающее конструктивное мышление, ответственное ко всему отношение, энергичность и целеустремленность, а также любовь к порядку.
Внешние качества личности работают на выражение его облика. Сюда относятся артистизм, привлекательная внешность, чувство стиля, красивая ровная речь, мимика и жесты.
Темперамент личности
Очень часто в практике частной психологии применяется методика тестирования. Она применяется к большинству проблемных вопросов, возникающих у пациентов в области психологии. Не является исключением тест на определение типа личности по темпераменту.
Темпераментом именуется совокупность свойств человека, зависящих от его врожденных естественных психофизиологических черт характера. Темперамент рассматривается в разрезе тех качеств личности, которые предопределяют его типаж со стороны особенностей деятельности его психической системы в рамках интенсивности, скорости, темпа психологических процессов.
Выделяют четыре типа темперамента:
- флегматик – человек неспешный, невозмутимый, имеющий устойчивое стремление и настрой, не проявляющий свои эмоции и чувства; флегматики отличаются спокойствием и уравновешенностью, проявляют упорство и настойчивость в своей деятельности;
- холерик – вспыльчивый, скоростной, страстный, но при этом абсолютно неуравновешенный, меняет свое настроение через эмоциональные вспышки, вследствие чего быстро истощается;
- сангвиник – человек, ведущий активный образ жизни, отличающийся живостью, подвижностью, впечатлительностью, быстрой реакцией, частой сменой настроения, оптимистично смотрящий на жизнь и обладающий выразительной мимикой;
- меланхолик – человек легко ранимый, склонный к постоянному переживанию различных событий, чересчур впечатлительный, мало реагирующий на внешние факторы.
Психологически тест на определение типа личности предполагает ряд конкретно подобранных вопросов, ответы на которые помогают выявить принадлежность человека к тому или иному виду темперамента. Вне зависимости от того, каким темпераментом обладает личность, у каждого из его типов есть свои положительные и отрицательные стороны, поэтому нет объективного мнения о том, какой тип темперамента наиболее хорош среди остальных.
Коммуникативная функция
С точки зрения характера выполняемых человеком функций помимо когнитивных, аффективных и моторных ему свойственно выполнять коммуникативные, воспитательные, психические и социальные задачи.
Коммуникативная функция – это реализация обмена информацией между людьми, в процессе которого люди посредством общения делятся друг с другом своими интересами, ощущениями, эмоциями, установками. Ее влияние на становление личности очень важно, поскольку при взаимном общении между людьми вырабатывается общее осмысление полученной информации, которая не просто им принята, но и осознана, обдумана. Вот почему каждый процесс общения сопровождается единством представления деятельности, общения и познания. И в нем коммуникативная функция – это основополагающая составляющая общественных коммуникаций.
Воспитательная личностная функция
Не менее важной наряду с коммуникативной является функция воспитания. Она представляет собой огромный вклад в развитие человека как умственно развитой единицы социума и ответственна за привитие человеку определенного багажа нравственных качеств, сформированных чувств долга и ответственности за свои деяния. Главной задачей функции воспитания личности является моделирование конкретного ее типа – темперамента – такого, который бы соответствовал социальной морали на конкретном промежутке исторического времени.
В современной психологии воспитательную функцию определяют как гуманистическую, ведь в процессе воспитания в человека закладываются понятия ответственности, морали, соответствия своему окружению. Главная ее цель направлена на развитие, образование, обучение и вложение знаний в голову каждого сознательного гражданина общества.
Психическая функция
Любой когнитивный процесс или акт, совершаемый человеком, именуется психической функцией личности. Психика как специфическое свойство головного мозга предопределяет отражение внешних явлений посредством конкретно выполняемых процессов мозговой деятельности. Так, различают несколько основных психических функций личности:
- восприятие представляет собой принимаемую к сведению информацию и отражается впоследствии в мыслительных процессах;
- мышление – способность человека осознавать и обдумывать конкретные мысли;
- память – возможность человеческого мозга закреплять, сохранять и воспроизводить информацию о внешнем мире и своем внутреннем состоянии для дальнейшего ее использования;
- речь – способность человека говорить и делиться информацией с окружающими;
- мотивация – стимул, дающий человеку толчок к действиям;
- эмоции – проявления чувств и психологического настроения, состояния;
- сознание – возможность познавать происходящее вокруг;
- воля – стремление к устойчивости и терпеливости;
- внимание – возможность сосредоточиваться и проявлять реакцию на воздействие внешних факторов.
Социальная функция
Взаимосвязь между людьми определяется их зависимостью друг от друга. Существующие в рамках одного общества люди должны взаимодействовать и выполнять ряд задач, именуемых социальными. Социальные функции личности выступают в роли своеобразных поручений на выполнение ряда специализированных занятий в рамках общественного разделения труда. Так, врачи производят врачебную деятельность, педагоги – преподавательскую, бухгалтеры – расчетную и т.д.
Основное значение социальных функций заключается в том, что каждый индивид, производя разнообразные действия в процессе своего существования, становится необходимым для другого. И ввиду этого суть функциональной зависимости партнеров в ходе социального взаимодействия предопределяет устойчивость общества как единого целого. А что еще нужно государству, как не единство и взаимоуважение между представителями его социального общества.