Если раньше психология представляла собой более абстрактные знания, которые добывались в научных лабораториях и преподавались в университетах, то на сегодняшний день очень быстрыми темпами происходит развитие ее прикладных отраслей. Широкое применение находит эксперимент, ориентированный на решение практических проблем и жизненных задач.
Экспериментальная психология представляет собой общий методологический подход. Это научная дисциплина, осуществляющая различные виды исследования психики путем экспериментальных методов. Она стала первым источником психологической диагностики.
Понятие психодиагностики
Психодиагностика – это прикладная дисциплина психологии, изучающая и использующая в практических целях методы классификации, ранжирования и измерения психофизиологических и психологических особенностей людей.
Ее основными методами считаются:
- эксперимент;
- наблюдение;
- опрос;
- тестирование.
Психометрические свойства методик психодиагностики
К ним относятся надежность, валидность и репрезентативность.
Надежность методики – это количественно-статистический показатель устойчивости результатов, который измеряется при помощи различных коэффициентов корреляции. Он, однако, не отвечает на вопрос, какое психическое свойство измеряется.
Такую информацию можно узнать, изучив показатель валидности. Он также измеряется при помощи коэффициентов корреляции, только принимается во внимание большее количество теоретических и практических соображений.
В психологии валидность — это соответствие поставленным задачам разработанных методик и результатов их исследования.
Ее важная особенность – невозможность разового установления и использования этого доказательства конечным аргументом «за» качество методики или эксперимента. Рассматривая соответствие результатов исследования поставленным задачам, можно судить о степени валидности. Но она не измеряется ни в каких условных единицах.
Проверку репрезентативности часто сводят к нормальному распределению тестовых баллов. Но это можно считать ее частным случаем, достаточным условием, но необязательным.
На сегодняшний день психометрические характеристики рассматривают как главный признак научной обоснованности. В мировой психодиагностике это является обязательным условием для получения сертификата в национальных комиссиях по тестированию в качестве пригодной для практического использования методики.
Специфика и задачи психологического эксперимента
Эксперимент в психологии проводится с целью получить новые научные сведения путем исследования жизнедеятельности испытуемого.
Специфика состоит в том, что:
- о деятельности психики можно получить сведения, лишь основываясь на ее проявлениях (например, в виде определенного поведения), ибо как конструкт ее нельзя объективно наблюдать;
- невозможно выделить какой-то один из психических процессов, изучая их, так как воздействие происходит всегда на психику в целом;
- происходит активное взаимодействие между испытуемым и экспериментатором (в проведении исследований с людьми и, например, с приматами), что делает необходимым инструктаж (для более точного понимания требований).
В эксперименте выделяют 3 вида переменных:
- независимая;
- зависимая;
- дополнительные (внешние).
Общей задачей психологического эксперимента является установление наличия связей между ними.
Понятие валидности является здесь краеугольным камнем. Она дает некоторую уверенность ученым в том, что они измерили то, что хотели. Предпринимая множество мер для соблюдения всех ее видов, все равно невозможно быть абсолютно уверенным в следовании им до конца ввиду недостижимости безупречного эксперимента.
Теоретическая и прагматическая валидизация
Валидизация – это проверка валидности методики. Разделяется на теоретическую и прагматическую.
Теоретическая валидизация относится к самой методике. Исследователя интересует свойство, которое измеряется.
Прагматическая валидизация относится к цели использования методики. Акцент делается на доказательство того, что измеряемое методикой нечто связано с определенными областями практики.
Классификация валидности
В экспериментальной психологии валидность – это одно из фундаментальных понятий.
Оно включает в себя огромное количество всевозможной информации о тесте. Говоря простыми словами, она указывает, что измеряется и насколько хорошо. Способы получения и категории этих сведений формируют виды валидности. Она делится на 4 основных вида:
- внутреннюю;
- внешнюю;
- операциональную;
- конструктную.
Также в экспериментальной психологии используют виды валидности:
- дифференциальную;
- инкрементную;
- экологическую.
Психодиагностика использует другую классификацию. Здесь валидность бывает:
1.Конструктная. Делится на:
- конвергентную;
- дивергентную.
2.Критериальная (эмпирическая). Делится на:
- текущую;
- прогностическую;
- ретроспективную.
3.Содержательная.
Основной тип валидности: внутренняя
Рассматривается как междисциплинарный, поскольку активно используется и в экспериментальной психологии, и в других науках. Вид валидности, показывающий, насколько независимая переменная влияет на зависимую. Для ее обеспечения необходимо контролировать все важные внешние факторы.
Чем выше вероятность изменения зависимой переменной от независимой, а не от каких-то других факторов, тем выше внутренняя валидность исследования. Однако невозможно с полной уверенностью утверждать, что она соблюдена в науке, особенно в психологии. Поэтому ученые при любом психологическом эксперименте могут лишь постараться минимизировать различные причины, несущие угрозу внутренней валидности.
Угрожающие факторы
Следует учитывать и максимально нейтрализовать влияние следующих моментов:
- Статистическая регрессия – отбор групп происходит на основании «крайних» показателей.
- Фон – некие события, происходящие между двумя измерениями вместе с экспериментальным воздействием.
- Изменения испытуемых в ходе естественного развития, которые являются следствием течения времени и не связаны с какими-нибудь событиями (например, взросление).
- Тестирование – влияние на результаты повторного испытания уже выполненных заданий, которые применяются для измерения.
- Отбор испытуемых – повторяющаяся ошибка в результатах происходит из-за неэквивалентности групп по составу.
- Отсев в ходе эксперимента – испытуемые неравномерно выбывают из сравниваемых групп.
- Инструментальная погрешность – изменения в результатах могут быть вызваны нестабильностью измерительного инструмента.
- Взаимодействие нескольких из перечисленных факторов – приводит к ошибочному восприятию эффекта экспериментальной переменной.
Основной тип валидности: внешняя
Характеризуется мерой соответствия результатов, полученных в эксперименте, самой первообразной жизненной ситуации, взятой для исследования. На внешнюю валидность влияют дополнительные переменные. От нее зависит возможность обобщения выводов и перенесение результатов эксперимента из лабораторных условий в реальные на всю категорию подобных объектов и явлений.
Больше заботятся о внешней валидности специалисты, работающие в прикладных областях: организационной, клинической и педагогической психологии. Они часто прибегают к постановке экспериментов, близких к реальности, для решения каждодневных задач.
Невозможно говорить об абсолютном соблюдении внешней валидности, как и любой другой. Поэтому ученые говорят лишь о степени ее соблюдения.
В исследованиях могут использоваться помимо экспериментального и другие методы (например, наблюдение) для увеличения степени внешней валидности.
Угрожающие факторы
В первую очередь сюда относят эффекты, которые связаны с особенностями исследуемого объекта:
- эмоциональная реакция на ситуации;
- способность к обучению;
- наличие памяти.
Основные причины, угрожающие внешней валидности, это влияние:
- Предварительного тестирования – когда восприимчивость испытуемых к экспериментальному воздействию уменьшается или увеличивается под его влиянием.
- Условий проведения исследований – когда они вызывают реакцию на эксперимент у испытуемого.
- Взаимодействия отбора испытуемых и экспериментального фактора.
- Наложение экспериментальных воздействий – особо относится к планам исследований в одной группе, когда им подвергаются одни и те же испытуемые.
Если для экспериментов отбираются далекие от реальной жизни, слишком лабораторные, ситуации – внешняя валидность находится под угрозой. Общность выводов неизбежно снижается при фиксации внешних переменных.
Основные виды: операциональная и конструктная
Позволяют оценить содержательное планирование исследования.
Операциональная валидность показывает соответствие методик и экспериментального плана проверяемой гипотезе. Определяет степень соответствия исследуемых утверждений теоретическим положениям, лежащим в основе организации и проведения данного эксперимента. Ее оценка связана с удачностью перехода от формулирования гипотез к выбору методики.
Конструктная валидность включает в себя поиск факторов, которые объясняют поведение при выполнении теста. Связана с теоретическим конструктом самим по себе. Является частью операциональной валидности.
В первую очередь нужно насколько можно полно описать конструкт, который будет измеряться. Это делается при помощи формулирования гипотез о нем, которые предписывают, с чем он может коррелировать, а с чем нет. Потом эти гипотезы проверяются.
Эти 2 вида являются частным случаем внешней валидности.
Другие типы валидности
Помимо основных, выделяют и иные виды, которые соответствуют другим стадиям экспериментального исследования. Выделяют более десятка видов валидности, которые во многом, в том числе и угрозами, сходны с основными. Меняется только характер их нарушения. Рассмотрим кратко некоторые из них.
Экологическая - показывает, насколько условия эксперимента соответствуют исследуемой реальности. Высокую степень экологической валидности достаточно трудно соблюсти в лабораторных исследованиях, да и не всегда это нужно. А в полевых экспериментах она естественным образом достигает максимума.
Диагностическая (конкурентная) – отражает соответствие показателей теста состоянию психологических особенностей испытуемого на момент исследования.
Прогностическая – характеризует степень статистической надежности и обоснованности развития психологической особенности, которая исследуется, в будущем.
Эмпирическая – это понятие объединяет в себе 2 предыдущих. Подчеркивается общий подход к их определению, осуществляемый путем статистического коррелирования баллов по тесту (оценок) и показателю по внешнему критерию.
Относительность деления валидности на виды
Универсального подхода к характеристике валидности не существует. Для валидизации отдельных видов психодиагностических процедур и тестов используются различные ее виды. Сведения, которые входят в ее комплекс, можно описать или оценить при помощи коэффициента валидности количественно и качественно. Но в целом валидность методики сложно измерить - о ней можно лишь судить - в силу сложности, комплексности, ситуативности в отношении конкретных условий ее применения.
Только в результате накопления опыта работы с тестами реальная валидность может раскрыться, однако она изменяется с течением времени в силу устаревания методик. Это связано с изменением социальных норм, образцов поведения, требований к профессиям. Именно поэтому необходимо периодически контролировать валидность методик.