C тех пор как были сформированы многие артефакты материальной культуры Древней Индии, прошло более четырех тысячелетий. И все же одна крошечная скульптура, сделанная неизвестным художником, по-прежнему кажется особенно актуальной. Печать изображает фигуру, сидящую на низкой платформе в позе, которая знакома современным приверженцам йоги и медитации: колени раздвинуты в стороны, ступни касаются друг друга, а руки простираются от тела с кончиками пальцев, покоящимися на коленях. Образуя симметричную и сбалансированную форму треугольника, расположенное таким образом тело адепта может выдержать длительные сеансы йоги и медитации без необходимости смены позы.
Гармония со Вселенной
Слово «йога» означает «единение», и древняя йога была предназначена для подготовки тела к медитации, с помощью которой человек стремился понять свое единство со всей совокупностью Вселенной. После обретения этого понимания люди больше не могли причинить боль другому живому существу, кроме себя. Сегодня такая практика регулярно применяется для дополнения западных медицинских и психотерапевтических процедур. Среди документированных преимуществ йоги и ее спутницы, медитации, – снижение кровяного давления, повышение ясности ума и снижение стресса.
Тем не менее для древних индусов, которые разработали и усовершенствовали эти сложные умственно-физические методы, йога и медитация были инструментами для поиска внутреннего мира и гармоничного существования. Если присмотреться, то можно обнаружить гораздо больше доказательств ненасильственного, мирного характера ранних народов данного региона. Говоря кратко, самое главное и интересное в культуре Древней Индии в период ее расцвета с 2300-1750 гг. до н. э. – это отсутствие доказательств внутреннего инакомыслия, преступности или даже угрозы войны и внешнего конфликта. Нет никаких укреплений и нет признаков нападений или грабежа.
Гражданское общество
В этот ранний период также делается упор на гражданское общество, а не на правящую элиту. Действительно, археологические данные свидетельствуют о том, что в то время на самом деле не было наследственного правителя, такого как царь или другой монарх, который бы накапливал и контролировал богатство общества. Таким образом, в отличие от других древних цивилизаций мира, чьи обширные архитектурные и художественные начинания, такие как гробницы и крупномасштабные скульптуры, служили богатым и могущественным, культура Древней Индии не оставила таких памятников. Вместо этого государственные программы и финансовые ресурсы, похоже, направлялись на организацию общества, которое бы приносило пользу его гражданам.
Роль женщины
Еще одна особенность, отделяющая историю и культуру Древней Индии от других ранних цивилизаций, – это видная роль женщин. Среди артефактов, которые удалось раскопать – тысячи керамических скульптур, представляющих их иногда в роли богини, в частности богини-матери. Это ключевой элемент религии и культуры Древней Индии. Они наполнены богинями – высшими и теми, чья роль заключается в дополнении мужских божеств, которые в противном случае были бы неполными или даже бессильными. Поэтому неудивительно, что символом, выбранным для движения за национальную независимость в начале ХХ века и становления современной демократии в Индии, была Бхарат Мата, то есть Мать-Индия.
Харрапская цивилизация
Первая культура Древней Индии, Индская или Хараппская цивилизация, во время своего расцвета занимала регион в северо-западной части Южной Азии, который сейчас является Пакистаном. Она простиралась на юг на полторы тысячи километров вдоль западных прибрежных районов Индостана.
В конце концов Хараппская цивилизация исчезла примерно в 1750 г. до н. э. по причине сочетания неблагоприятных природных и человеческих факторов. Землетрясения в верховьях Гималаев, возможно, изменили ход рек, которые обеспечивали жизненно важное сельскохозяйственное орошение, что привело к отказу от городов и поселений и переселению в другие места. Кроме того, древние жители, не осознавая необходимости в посадке деревьев после их вырубки для использования в строительстве и в качестве топлива, лишили регион лесов, тем самым способствуя его превращению в сегодняшнюю пустыню.
Индская цивилизация оставила города, построенные из кирпича, дренажную систему дорог, многоэтажные дома, свидетельства работы с металлами, изготовления инструментов и имела свою систему письма. В общей сложности было найдено 1022 города и поселка.
Ведийский период
Период, последовавший за Хараппской цивилизацией c 1750 г. по III в. до н. э., оставил отрывистые свидетельства. Однако известно, что в это время сформировалась часть важнейших принципов культуры древней цивилизации Индии. Одни из них исходят из индской культуры, но другие идеи проникли в страну извне, например, с кочевыми индоевропейскими ариями из Центральной Азии, которые принесли с собой систему каст и изменили социальную структуру древнеиндийского общества.
Арийцы кочевали племенами и селились в разных районах северо-западной Индии. Во главе каждого племени стоял вождь, власть которого после смерти переходила его ближайшим родственникам. Как правило, она передавалась сыну.
Со временем арийский народ ассимилировался с коренными племенами и стал частью индийского общества. Поскольку арийцы мигрировали с севера и селились в северных регионах, многие живущие там сегодня индусы имеют более светлый цвет кожи, чем те, которые обитают на юге, где арии в давние времена не доминировали.
Кастовая система
Ведическая цивилизация является одним из основных этапов культуры Древней Индии. Арийцы внедрили новую социальную структуру, основанную на кастах. В этой системе социальный статус напрямую определял, какие обязанности человек должен выполнять в своем обществе.
Священники, или брахманы, относились к высшему классу и не работали. Они считались религиозными лидерами. Кшатрии были благородными воинами, которые защищали государство. Вайшья считались классом слуг и работали в сельском хозяйстве или прислуживали членам более высокой касты. Шудра представляли собой низшую касту. Они выполняли самую черную работу – убирали мусор и чистили чужие вещи.
Литература и искусство
В ведический период индийское искусство развивалось многогранно. Изображения животных, таких как быки, коровы и козы, получили широкое распространение и стали считаться важными. На санскрите были написаны священные гимны, которые исполнялись как молитвы. Они стали началом индийской музыки.
В эту эпоху были созданы некоторые ключевые писания. Появилось много религиозных стихотворений и священных гимнов. Брахманы писали их, чтобы формировать верования и ценности народа.
Говоря кратко, самое главное в культуре Древней Индии ведийского периода – это возникновение буддизма, джайнизма и индуизма. Последняя религия зародилась в форме религии, известной как брахманизм. Священники разработали санскрит и использовали его для создания примерно в 1500 г. до н. э. 4-х частей вед (слово «веда» означает «знание») – сборников гимнов, магических формул, заклинаний, рассказов, предсказаний и заговоров, которые по-прежнему высоко ценятся сегодня. К ним относятся писания, известные как «Ригведа», «Самаведа», «Яджурведа» и «Атхарваведа». Эти произведения играли настолько важную роль в древней культуре Индии, что эпоха того времени получила название Ведийского периода.
Около 1000 г. до н.э. арийцы начали составлять 2 важных эпоса, «Рамаяну» и «Махабхарату». Современному читателю эти произведения дают понимание повседневной жизни в Древней Индии. Они повествуют об ариях, ведической жизни, войнах и достижениях.
Музыка и танцы развивались в течение всей древней истории Индии. Были изобретены инструменты, которые позволили сохранять ритм песен. Танцоры носили сложные костюмы, экзотические макияж и украшения, и они часто выступали в храмах и дворах раджей.
Буддизм
Возможно, самой важной фигурой культуры Древнего Востока и Индии, появившейся в Ведийский период, был Будда, родившийся в VI в. до н. э. под именем Сиддхартхи Гаутамы в районе реки Ганг в северной части Индостана. Достигнув совершенного знания в возрасте 36 лет после духовного поиска, в котором использовались аскетические и медитативные практики, Будда учил тому, что получило название «срединного пути». Он выступая за отказ от крайнего аскетизма и крайней роскоши. Будда также учил, что все живые существа способны трансформироваться из невежественного, эгоцентричного состояния в человека, воплощающего безусловную доброжелательность и щедрость. Просвещение было предметом личной ответственности: каждый человек должен был развивать в себе сострадание ко всем живым существам вместе с совершенным знанием своей роли во Вселенной.
Важно отметить, что исторический Будда не считается божеством, и его последователи не поклоняются ему. Скорее, они почитают и чтят его посредством своей практики. В искусстве он показан как человек, а не сверхчеловеческое существо. Поскольку в буддизме нет всемогущего центрального божества, религия легко совместима с другими традициями, и сегодня многие люди во всем мире сочетают буддизм с другой верой.
Джайнизм и индуизм
Современником Будды был Махавира, 24-й в линии совершенных людей, известных как джинны или победители, и крупная фигура в религии джайн. Как и Будда, Махавира не считается богом, а является примером для его последователей. В искусстве он и другие 24 джинна предстают как высокосовершенные люди.
В отличие от буддизма и джайнизма, в третьей крупной коренной религии Индии, индуизме, не было человека-учителя, к которому можно было бы проследить убеждения и традиции. Вместо этого она сосредоточена вокруг преданности конкретным божествам, как высшим, так и второстепенным, являющимся частью обширного пантеона богов и богинь. Шива разрушает Вселенную своим космическим танцем, когда она ухудшается до такой степени, что ее нужно возродить. Вишну является защитником и хранителем мира, поскольку борется за сохранение статус-кво. Археологические свидетельства индуизма появляются позже буддизма и джайнизма, а каменные и металлические артефакты, изображающие множество божеств, до V в. встречаются редко.
Сансара
Все три индийские религии разделяют веру в то, что каждое живое существо подвержено циклу рождения и возрождения в течение бесчисленных эонов. Известный как сансара, этот цикл переселения не ограничивается людьми, но включает в себя все разумные существа. Форма, которую каждый примет в будущем рождении, определяется кармой. Этот термин на современном языке стал означать удачу, но исходное использование слова относится к действиям, совершаемым в результате выбора, а не случайности. Побег из сансары, называемый «нирваной» буддистами и «мокшей» индуистами и джайнами, является конечной целью каждой из трех религиозных традиций, и всякая человеческая деятельность должна в идеале быть направлена на улучшение кармы для достижения этой цели.
Хотя сейчас эти религиозные традиции называются по-разному, во многих отношениях они считаются различными путями или маргами к одной цели. В культуре индивидуума и даже в семьях люди были свободны выбирать свой путь, и сегодня нет свидетельств религиозного конфликта между этими традициями.
Внешние контакты
Примерно в III в. до н. э. сочетание внутренней эволюции культуры Древней Индии и стимулирующего контакта с Западной Азией и средиземноморскими мирами привело к изменениям в индийских регионах. Приход Александра Великого в северо-западный регион Южной Азии в 327 г. до н.э. и крах Персидской империи принес новые идеи, в т. ч. концепцию монархии и такие технологии, как инструменты, знания и масштабная резьба по камню. Если бы Александр Македонский преуспел в завоевании Индостана (мятеж и усталость его войск стали причиной его отступления), то можно только догадываться, как могла бы развиться история Индии. Как бы то ни было, его наследие в основном является культурным, а не политическим, поскольку маршруты через западную Азию, которые он проложил, остались открытыми для торговли и экономического обмена в течение столетий после его смерти.
Греки остались в Бактрии, расположенной на северо-запад от Индии. Они были единственными представителями западной цивилизации, кто принял буддизм. Греки участвовали в распространении этой религии, став посредниками между культурами Древней Индии и Китая.
Империя Мауриев
По установленному греками пути пришла монархическая система правления. Она распространилась на севере Индии в богатых землях, удобряемых живительной рекой Ганг. Самым известным из первых царей страны был Ашока. Им даже сегодня восхищаются лидеры страны как примером доброжелательного правителя. После нескольких лет войн, которые он вел, чтобы создать свою империю, Ашока, видя, что 150 тыс. человек оказались в плену, еще 100 тыс. было убито и еще больше погибло после его последнего завоевания, был поражен вызванными им страданиями. Обратившись к буддизму, Ашока посвятил остаток своей жизни праведным, мирным делам. Его милосердное правление стало образцом для всей Азии, поскольку буддизм вышел за пределы своей родины. К сожалению, после его смерти империя Мауриев была разделена между его потомками и Индия снова превратилась в страну множества небольших феодальных государств.
Беспримерная преемственность
Сохранившиеся артефакты и то, что мы знаем о религиозных и философских убеждениях людей, позволяет предположить, что в период с 2500 г. до н. э. по 500 г. н. э. культура Древней Индии, кратко говоря, достигла необычайного подъема, сопровождавшегося инновациями и формированием традиций, которые до сих пор прослеживаются в современном мире. Кроме того, преемственность между прошлым и настоящим страны не имеет себе равных в других регионах мира. Современные общества в Египте, Месопотамии, Греции, Риме, Америке и Китае по большей части мало похожи на своих предшественников. В глаза бросается то, что с ранних этапов долгого и богатого развития культуры Древней Индии, многие из дошедших материальных свидетельств имели постоянное и продолжительное воздействие на индийское общество и весь мир.
Наука и математика
Достижения культуры Древней Индии в области науки и математики значительны. Математика была необходима для планирования религиозных зданий и философского осмысления космоса. В V в. н. э. астроном и математик Ариабхата предположительно создал современную десятичную систему счисления, которая основывается на понимании понятия нуля. Свидетельства индийского происхождения идеи нуля, в том числе использование небольшого круга для обозначения цифры, можно найти в санскритских текстах и надписях.
Аюрведа
Еще одной особенностью культуры Древней Индии является отрасль медицины, известная как аюрведа, которая по сей день широко практикуется в этой стране. Она также завоевала популярность в западном мире в роли «дополняющей» медицины. Буквально это слово переводится как «наука о жизни». Медицинская культура Древней Индии, кратко говоря, в аюрведе определяет основные принципы здоровья человека, указывает на физический и психический баланс как средство достижения хорошего состояния здоровья и самочувствия.
Политика и принцип ненасилия
Говоря кратко, самым главным и интересным в культуре Древней Индии является вера в невредимость живых существ, которая является центральной частью буддизма, джайнизма и индуизма. Она трансформировалась в пассивное сопротивление, отстаиваемое Махатмой Ганди во время борьбы страны за независимость от британского правления в начале ХХ века. После Ганди многие другие современные лидеры в своих поисках социальной справедливости руководствовались принципом ненасилия, наиболее знаменитым из которых был преподобный Мартин Лютер Кинг, возглавлявший борьбу за расовое равенство в США в 1960-х годах.
В своей автобиографии Кинг писал, что Ганди был основным источником его техники ненасильственных социальных изменений во время бойкота автобусов в 1956 году, который завершил расовую сегрегацию в городских автобусах Алабамы. Джон Ф. Кеннеди, Нельсон Мандела и Барак Обама также заявили о своем восхищении Махатмой Ганди и древним индийским принципом ненасилия, а сочувствие индивидуума по отношению ко всем живым существам и соответствующая ненасильственная позиция приняты группами, выступающими за вегетарианство, защиту животных и окружающей среды.
Возможно, нет большего комплимента, который можно было бы дать древней культуре Индии, чем тот факт, что сегодня ее сложная система верований и уважительное отношение к жизни могут служить путеводителями для всего мира.