Помяловский, "Очерки бурсы": краткое содержание повести

Николай Герасимович Помяловский (1835-1863 гг.) - русский писатель и прозаик. Знакомый своим современникам как автор реалистических повестей, он считается продолжателем традиций поистине великого Н.В. Гоголя.

Биография

Родился Помяловский 11.04.1835 г. в семье дьякона. Его отец служил в Петербурге при кладбищенской Малоохтинской церкви. В биографии Николая Помяловского семья сыграла большую роль. Отец, которого отличало добродушие, воспитывал детей незлобивыми советами и внушениями. Именно благодаря этому Николай быстро стал самостоятельным в своих мыслях и поступках. Одними из его первых товарищей в детские годы были охтенские рыбаки. С ними мальчик проводил много времени и вел долгие беседы. Свое влияние на смышленого и бойкого Колю оказало и находящееся по соседству кладбище, которое производило негативное впечатление своими невеселыми картинами. Это стало основной причиной формирования мрачно-скептического характера будущего писателя.

Помяловский Николай Герасимович

Когда сыну исполнилось 8 лет, отец определил его в Александро-Невское духовное училище на проживание и учебу за казенный счет – «бурсу». Здесь будущий писатель пробыл до 1851 г. Нравы и быт училища впоследствии были им отображены в знаменитых «Очерках бурсы».

После училища Помяловский прошел полный курс обучения в Петербургской духовной семинарии, которую закончил в 1857 г. Ожидая места в церкви, он отпевал покойников и пел на воскресных службах. В этот же период Помяловский стал заниматься самообразованием, и был вольным слушателем Санкт-Петербургского университета.

Во время этой учебы он приступил к литературному творчеству, принимая участие в создании рукописного журнала «Семинарский листок». В одном из таких изданий было опубликовано начало написанного Помяловским рассказа «Махилов». В этих же журналах было напечатано и его несколько статей. С 1861 г. писатель начал публиковать свои произведения в «Современнике». Здесь же с 1862 по 1863 гг. печатались и «Очерки бурсы» Помяловского. Их можно было прочесть и в журнале «Время».

Знаменитое произведение

Свою известность Помяловский получил благодаря «Очеркам бурсы». Это талантливое произведение осветило скромный и при этом весьма темный уголок жизни России, куда до того периода не догадался заглянуть ни один из представителей культурного общества. Тот, кто брался читать «Очерки бурсы» Помяловского, с ужасом узнавал о том, что в самом центре Северной столицы существует жизнь, поражающая своей бесчеловечной жестокостью и бесцельностью.

раскрытая книга

Произведение «Очерки бурсы», которое имело огромный успех, смогло произвести на общество достаточно сильное впечатление и обеспечило большую популярность автору. После его публикации Помяловским был задуман роман «Брат и сестра». Однако наступил период политической реакции. Правительство России закрыло все воскресные школы, арестовало Чернышевского, приостановило издание «Современника». Подобные события буквально потрясли писателя. Однако он нашел в себе силы, чтобы не прекращать работу над продолжением «Очерков бурсы», а также над романом «Брат и сестра», задумав новое произведение «Каникулы». Но в сентябре 1863 г. Николай Герасимович заболел, и 17 октября умер от гангрены.

Мировоззрение писателя

Н. Г. Помяловскому были близки идеи революционных демократов. Их влиянием можно объяснить резко отрицательное его отношение ко всякому проявлению дворянской культуры, а также к буржуазному накопительству.

полка в форме головы

Как одну из частей ненавистного социального строя Помяловский изобразил в своих очерках бурсу, показав ее, в качестве сферы, разлагающей и убивающей личность. В этих очерках читатель может найти множество достаточно резких слов о церкви и о религии, которые покрывают насилие и злоупотребления.

Реализм произведения

Образы бурсаков существовали в литературе и до Помяловского. Однако это были, как правило, добродетельные, веселые и чистенькие воспитанники семинарии. У них не имелось ничего общего с теми героями, которые были описаны в «Очерках бурсы» Помяловского. Именно поэтому критики встретили революционно-демократическое произведение в штыки. Многие из них считали, что описанные Николаем Герасимовичем беспросветные и мрачные картины находятся далеко за пределами искусства. Однако при этом раздавались и другие голоса, которые утверждали, что в «Очерках бурсы» Помяловского не было сказано ни единого слова неправды.

На сегодняшний день, согласно документальным подтверждениям, можно сделать однозначный вывод о том, что «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского дают верное общее освещение обстановки, имевшей место в духовных семинариях того времени.

О поэтике

«Очерки бурсы» Николая Помяловского написаны с использованием автобиографического материала. В этом произведении, которое выделяется по своей художественной выразительности и силе, читателю предлагается ознакомиться с колоритными образами. Это бурсаки и их учителя, живущие в мире косности и застоя, который существовал в тот период в духовных училищах.

Старшеклассники могут использовать «Очерки Бурсы» Николая Помяловского для конкурса «Живая классика». Ведь это произведение интересно не только в познавательном плане. Оно является явным противопоставлением тем воспоминаниям о детстве, которые можно прочесть у писателей-дворян. В «Очерках бурсы» Помяловского нет никаких светлых или добрых чувств. В них читатель видит только горечь и злость о загубленном детстве и юности, а также о духовно искалеченных людях.

Сюжетное построение

Что характерно для «Очерков бурсы» Николая Помяловского? В них отсутствует единый познавательно-развивающийся сюжет. Нет в этом произведении и главного героя. «Очерки бурсы» Н. Г. Помяловского представляют собой отдельные зарисовки, а также блестяще выстроенные сценки, диалоги и бытовые подробности. Все это позволяет создать автору довольно выразительную цельную картину. Она не обладает внешней литературной «гладкостью», чем и производит сильнейшее впечатление на людей.

мужчина читает книгу

Тому, кто начал читать «Очерки бурсы» Помяловского, становится очевидной реалистичность изображаемого. При этом она подчеркивается и тем своеобразным языком, который писатель использовал для написания своих очерков. Это и формы просторечия, и бурсацкий жаргон, и церковно-книжная речь.

Новаторство писателя

Вся биография Николая Герасимовича Помяловского явно указывает на то, что он принадлежит к плеяде тех художников, которые не искали проторенных путей в искусстве. Он был настоящим экспериментатором и новатором. Критики отмечают, что жанровые формы созданных им произведений являются характерными для литературы 60-х годов 19 в., выражая при этом типичные тенденции искусства, которые были характерны для той эпохи.

Анализ произведения Помяловского «Очерки бурсы» явно указывает на то, что этот писатель является одним из художников, которые наиболее ярко выражали особенности революционно-демократической прозы, находившейся под влиянием идей, охвативших в тот период общество. Жанр «Очерков бурсы» стал явным подтверждением той зрелости, которой достигла реалистическая литература.

Идея писателя

На протяжении двух лет (1862-63 гг.) было опубликовано четыре части «Очерков бурсы». Пятую, незавершенную, читатели увидели уже после кончины автора. Изначально Помяловским было задумано 20 очерков. В них он хотел со всеми подробностями рассказать о той жизни, которая имеет место в духовных училищах.

Даже при рассмотрении краткого содержания «Очерков бурсы» Помяловского по главам становится понятным, что это произведение является вовсе не фотографией действительности. Каждый из сюжетов автора является составной частью автобиографической повести.

Ознакомимся с кратким содержанием «Очерков бурсы» Помяловского.

Зимний вечер

Краткое содержание «Очерков бурсы» Помяловского начнем с рассмотрения первой части произведения. В ней описывается окончание занятий. В огромной и грязной комнате училища бурсаки затеяли игры.

Уже закончился тот период, для которого было характерно «насильственное образование». Это тогда, когда все ученики, вне зависимости от их возраста, обязаны были изучить программу полного курса наук. Но это уже в прошлом. Сейчас наступило время «закона великовозрастия». Что он означает? Бурсака, достигшего определенного возраста, исключают из школы. При этом молодой человек может стать либо писцом, либо дьяконом, либо послушником. Бурсаки при этом переживают из-за слухов о том, что некоторых из них могут забрать в солдаты.

В классе училища находится более 100 человек. Среди них есть и взрослые, и дети 12 лет. Все они играют в «скоромные», «постные», «швычки» и «камешки». Подобные развлечения непременно связаны с причинением боли посредством ударов, щипков, щелчков и т.д.

мальчик морщится

Однако никто не желает играть с Семеновым. Это 16-летний мальчик, сын приходского священника. Всем бурсакам известно, что Семенов является фискалом.

В классе начинает темнеть. Ученики развлекаются шумными играми, пением, сбиваются в «кучу малу». Однако внезапно все стихает. В темноте слышны устрашающие звуки. Кого-то секут. Оказывается, что это бурсаки наказывают Семенова. Тот, озлобленный, убегает, чтобы пожаловаться.

Далее начинаются занятия. Их основной смысл заключен в бессмысленной зубрежке и «долбне». Именно поэтому учиться не хочет никто. Одни бурсаки спят, а другие беседуют.

В класс входит инспектор вместе с Семеновым, который пожаловался ему на своих обидчиков. Одного из них тут же секут. При этом инспектор обещает таким же образом в следующий раз наказать каждого десятого ученика.

Бурсаки мстят Семенову. Наказание их жестоко. Ночью они вставляют фискалу в нос конус, в котором находится горящая хлопчатка. Семенова увозят в больницу. Начальство при этом приказывает высечь многих учеников. Некоторые из них наказаны напрасно.

Бурсацкие типы

Продолжаем знакомиться с кратким содержанием «Очерков бурсы». Вторая часть произведения начинается с описания раннего утра. Учеников будят, а затем ведут в баню. Молодые люди идут по городу, ругаясь при этом с прохожими. После бани они занимаются воровством, ища те продукты, которые плохо лежат. Особенно отличаются в этом два бурсака, прозвища у которых – Сатана и Аксюта. После того как они поели краденого, к ним пришло хорошее расположение духа. Вернувшись в класс, бурсаки рассказывают друг другу о том, что происходило в училище в прежние времена, и как раньше секли учеников.

После начала занятий учитель Иван Михайлович Лобов вызывает Аксюту, но поняв, что тот не выучил урок, сечет мальчика. После этого он начинает спрашивать остальных. Наказания распределяются так же. Во время урока учитель завтракает. А новый материал не объясняет. Этого он не делает никогда.

На следующий урок приходит учитель латинского языка – Долбежкин. Его ученики любят, хоть он и сечет их всех подряд за малейшую провинность. Однако Долбежкин не берет взяток, не жалует фискалов и считается честным.

Прозвище третьего учителя – Батька. Он особенно свиреп. Помимо порки им применяются и другие физические наказания, которые считаются более изощренными.

Женихи бурсы

Продолжим рассматривать «Очерки бурсы» Помяловского (краткое содержание). В третьей части говорится о двух женщинах, которые пришли во двор училища. Одна из них старуха, а второй лет тридцать. Они дожидаются директора, а после бросаются к нему в ноги. Оказалось, что это так называемая закрепленная невеста. Со своей матерью она пришла «за женихом». Все дело в том, что в России того периода существало такое правило, что место умершего духовного лица достается тому, кто соглашается взять в жены его дочь. Вот и пришли сюда женщины, чтобы найти себе в бурсе «кормильца».

занятия в бурсе

В училище появляется новый тип учителей. Одним из его представителей является Краснов Петр Иванович. Этот человек – противник жестоких физических наказаний. Однако Краснов любит морально издеваться над невежественными учениками, унижая их перед классом.

Аксютка вместе с Сатаной крадут хлеб в бурсацкой столовой. Делают они это довольно ловко. Аксютка выводит из себя хлебника Цепку, а пока тот гоняется за наглым мальчишкой, Сатана совершает кражу.

Дежурный зовет женихов на смотрины невесты. Начальство считает, что годятся для нее трое. Это Весенда, Азинус и Аксютка. Двое первых из них занимаются только науками церковного направления. При этом Васенда считается человеком основательным и практичным, а Азинус – безалаберным и бестолковым.

Бурсаки направляются на смотрины. Васенде невеста не по нраву, а Азинус решает жениться на ней. И это несмотря на то что женщина намного старше юноши. Аксютка же просто назвался женихом, чтобы поесть, находясь в доме невесты, и стянуть там что-нибудь.

Ученики при этом затевают новую игру. Они делают пародию на свадьбу.

Бегуны и спасенные бурсы

В кратком содержании «Очерков бурсы» Помяловского для читательского дневника далее знакомимся с четвертой частью произведения. И здесь автор рассказывает нам о Карасе. С самого раннего детства этот мальчик мечтал стать учеником бурсы. Ведь здесь учились его старшие братья, которые очень важничали перед ним. Карась-новичок, только что пришедший в бурсу, рад. Однако на него тут же начинают сыпаться насмешки товарищей, и он подвергается различным издевательствам. Уже в первый день Карася секут.

Мальчик поступает в хор семинарии. Однако там он старается не петь, а только открывать рот.

Карасем его нарекают товарищи, проводя при этом обидную церемонию. Мальчик дерется с ними. Это видит Лобов. Он приказывает высечь Карася. После этой жестокой порки в душе мальчишки происходит перелом. Он начинает ненавидеть бурсу и мечтает о мести.

В классе есть ученик по прозвищу Силыч. Он считается первым богатырем. Силыч заявляет, что становится покровителем Карася. С тех пор мальчика не обижает никто, и ему становится намного легче жить. Карась сам старается вставать на защиту «угнетенных». Особенно это касается бурсацких дурачков. Но при этом мальчик вовсе не хочет учиться.

Еще одним прогрессивным педагогом в училище является Всеволод Васильевич Разумников. Он учит детей церковному пению, закону Божию, а также священной истории. Разумников вводит новую систему, согласно которой проводится взаимное обучение. Однако церковное пение не доступно для Карася. Постичь он его никак не может. За это Разумников наказывает мальчика. Он не пускает его домой в воскресные дни. Карась боится, что он не сможет уйти с училища и на Пасху.

На урок пришел учитель арифметики. Ливанов пьян и беспомощен. Бурсаки начинают издеваться над ним.

В субботу, когда Карась понял, что его не отпустят домой, он начал с досады вытворять всякие безобразия. А в воскресенье он задумал побег. Раньше он слышал, что младших учеников, которые были пойманы, прощали. Некоторых из них секли. Но в тот же день в училище был привезен пойманный «бегун» Меньшинский. Его секли до полусмерти, а затем увезли на рогожке в больницу. Карась испугался и оставил мысли о побеге. От церковного пения парень решил укрыться в больнице. Он сделал все, чтобы заболеть, и страшный урок прошел без него. На Пасху Карася отпустили домой.

Переходное время бурсы

В училище появился новый смотритель. Ранее занимавший эту должность человек был добрым и не выносил тех ужасов, которые творились в бурсе. Для того чтобы не видеть их, Звездочет стремился уединиться в своей квартире. Это придавало ему в глазах учеников загадочность. Но к этому времени в бурсе произошло много перемен. Наказания были смягчены, и меньше стало великовозрастных учеников.

Краткий анализ произведения

Передовая общественность 60-х годов 19 в. проявляла глубокий интерес к проблемам образования и воспитания, которые существовали в стране. Это и стало основной причиной того, что Помяловский решил изобразить бурсу. Произведение было написано в тот период, когда уже прогнившая система крепостного права обнаружила свои язвы и в этом вопросе.

На суд читателей представил «Очерки бурсы» Николай Помяловский в те времена, когда в бурсе свирепствовали жестокость, наказания и унижения учащихся. Причем происходило это вовсе не в далекой российской глубинке. Ужасы, проиллюстрированные писателем, были обычным явлением в чинном императорском и внешне блестящем Петербурге.

помяловский очерки бурсы

В этот период, то есть в первой половине 19 в., духовные училища являлись одними из самых распространенных обучающих заведений. Однако стоит отметить, что эта же система и подобные нравы (порой в несколько более благопристойном виде) присутствовали в гимназиях, закрытых институтах и кадетских корпусах.

Практически в каждом из духовных училищ господствовала механическая и бессмысленная зубрежка. Тот же учащийся, который пожелал сознательно усвоить предмет, начинал считаться вольнодумцем. Никаких сомнений у педагогов того времени не вызывала и необходимость в телесных наказаниях. Беспощадные побои являлись основным методом воздействия на обучающихся, с помощью которых подрастающее поколение пытались обучить правилам хорошего поведения, религии и нравственности. Делая анализ «Очерков бурсы» Помяловского, можно увидеть, что в первой части произведения повседневной и всеобщей порки еще не наблюдается. Во всей своей масштабности она предстает перед читателем в «Бурсацких типах».

Физические наказания были настоящим кошмаром духовных училищ. И, к сожалению, не только их одних. Розгами наказывали в домашнем, школьном и в общегосударственном воспитании. Но подобный метод возбуждал у воспитанников лишь ненависть к своим педагогам и к начальству. И если на глазах у старших ученики вели себя более или менее спокойно, то тайком они «гадили», отвечая, таким образом, за преследования и наказания.

Помимо жестокости воспитания в своем произведении Н.Г. Помяловский поднимает еще и проблему личности. Она выражена в «Очерках бурсы» в вопросах становления ребенка. При этом автор указывает на то, что в подобных условиях настоящий человек из учащегося получится вряд ли.

Создавая характеры своих героев, Николай Герасимович пытался выяснить влияние на судьбу и личность бурсака общественной среды. И в тех ситуациях, когда писатель стремится показать читателю диалектику формирования характера, он ставит художественные эксперименты. Автор подчеркнуто и со всей сознательностью меняет внешние обстоятельства. При этом он начинает свое исследование тех действий, которые человек выполняет в резко отличной среде. После этого следуют определенные выводы. Так, в своих очерках Помяловский изобразил детей, души которых постепенно растлеваются бурсацкой системой воспитания и наукой. При этом автор отводит вину не только от учеников, но и от учителей. Он указывает на конкретную внешнюю первопричину, которая кроется в типичном общественном укладе. Те бессмысленные и зверские наказания, которым подвергалась бурса, заставляли детей искать спасения, спрятавшись в отхожих местах, совершая побеги домой или в лес, а также, нарочно простужаясь, отлеживаться в больнице.

Описывая ту бюрократию, которая существовала в училище, власть сильного над более слабым, взяточничество, наушничество и деспотическое насилие, автор создавал слепок той системы, которая существовала в царской России. Так, в сознании Карася, подвергнувшегося гнету бурсы, начинают созревать мысли о том, что невыносимо не только здесь. Человеку плохо жить и во всей современной действительности. С фактической точностью произведя нравы и быт духовного училища, Помяловский с горечью высказывается о том, что в жизни всех существует та же бурса. Подобная особенность типизации была предельно ясна для представителей революционно-демократического движения. В частности, Д.И. Писарев указывал, что видит в «Очерках бурсы» не только русскую школу, но и другие сферы общественной жизни, в частности, тюрьму.

Помяловский активно порицает те порядки, которые существовали в духовном училище. И в этом выражается его позиция активного разночинца. Она являлась диаметрально противоположной либеральным взглядам.

Страницы произведения Помяловского знакомили читателя с необычайно мрачными, но в то же время живыми картинами действительности. В итоге всех бурсаков и педагогов автор представляет в качестве жертв церковной науки и имеющей место системы воспитания. Тем не менее о многих учителях автор высказывает крайне негативное мнение. Это, например, страшный Батька, известный своей «кровожадностью». Он буквально истязал детей, не ограничивая себя в своем изуверстве. Не менее жестоким автор описывает и Лобова. Этот учитель входил в класс только с березовым хлыстом. В этих людях бурса искоренила все человеческое, что превратило их в кровожадных палачей.

Некоторые положительные черты автор находит в образах Разумникова, Краснова и Долбежкина. Последний, например, несмотря на свою грубость и цинизм, не брал взяток с родителей. Краснова Помяловский изобразил мужчиной деликатным и мягким. Однако ни один из этих педагогов даже и не думал об искоренении розог как средства, заставляющего детей учиться.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.