В массовой культуре - фильмах, книгах, компьютерных играх и даже городских легендах - иногда упоминается загадочная печать Люцифера, значение которой отличается от случая к случаю. Откуда и когда появилось это понятие, что на самом деле скрывает образ Люцифера и где в современной культуре можно встретить отсылки к древним мифам? Обо всем этом вы узнаете из статьи.
Люцифер: история образа
Имя “Люцифер” окутано мифами, преданиями и религиозными страхами. Первоначальный смысл - “Несущий свет” - через пелену столетий оказался совершенно искажен. В римской мифологии образ Люцифера персонифицировал утреннюю звезду - Венеру, видимую на горизонте уже при восходе солнца. В какой-то момент название звезды превратилось в мужское имя.
Первое время в христианской религии это имя не имело негативного оттенка. В истории даже упоминается Святой Люцифер, епископ родом с острова Сардиния. С Люцифером - светом утренней звезды - сравнивали Иисуса Христа и Деву Марию. А с дьяволом оно стало ассоциироваться после того, как в книге пророка Исаии падение Сатаны с небес сравнили с падением звезды, употребив слово lucifer с маленькой буквы. Впоследствии этот эпитет стал постоянным, и через какое-то время Lucifer уже стало писаться с большой буквы, как прямое обращение к падающему ангелу. Имя Люцифер начали воспринимать неразрывно от мифа про небесное происхождение Сатаны.
Люцифер в современной культуре
Образ Люцифера неоднозначен. Если Сатана или дьявол - это воплощение стопроцентного зла, то в имени Люцифер заложены воспоминания о предыстории, которая привела к падению. Ведь причиной изгнания стало желание познавать, стремление к абсолютной свободе, что в итоге переросло в гордыню и непризнание авторитетов. В этом ключе легенда о Люцифере часто вызывает симпатию у бунтующих подростков, формируя у них своеобразное представление о рамках дозволенного. В массовой культуре Люцифер упоминается во многих песнях, книгах и фильмах, присутствует на картинах.
Магическая печать
Печатями, или сигиллами, в магических практиках называются знаки (чаще всего - комбинации знаков), обладающие определенными магическими энергиями и свойствами. Считается, что подобные сигиллы присущи большинству известных демонов и духов. Начертание подобного знака магом обеспечивает помощь и покровительство призываемого демона.
Печать Люцифера - это знак, составленный из перевернутого равностороннего треугольника с еще двумя вписанными в него линиями и латинской буквой V внизу. Считается, что здесь зашифрованы следующие значения:
- мужское начало в направленных вверх треугольниках;
- женское начало в основном треугольнике, направленном вниз;
- буква V как символ первоначальной связи с планетой Венерой.
Печать Бафомета
Перевернутая пентаграмма хоть и ассоциируется с дьяволом, но непосредственной связи с образом Люцифера не имеет. Пентаграмма в кругу со вписанной в нее мордой козла - это печать Бафомета, другого сатанинского божества. Впервые печать Бафомета упоминается в 1969 году как символ Церкви Сатаны - религиозной организации, основанной одиозным Антоном Шандором Ла-Веем. Это была первая организация подобного типа, официально заявившая о поклонении Сатане. Главное писание этой “церкви” - “Сатанинская Библия” авторства все того же Ла-Вея. Он же являлся и верховным жрецом. Точное количество последователей неизвестно - многие предпочитают скрывать свое членство в этой организации.
Метки дьявола
Популярным суеверием является легенда о метках дьявола, которыми тот отмечает своих слуг. Считается, что всех печатей Люцифера на теле человека должно быть не менее семи. Это могут быть родинки странного цвета, родинки в форме глаза, рогов, трех шестерок (как в фильме “Омен”).
Люцифер в сериале “Сверхъестественное”
Образ Люцифера не могли обойти стороной создатели сериала “Сверхъестественное”. Этот персонаж впервые появляется в четвертом сезоне. Его история традиционно полна полутонов - ангел отказывается почитать созданных Господом людей и относится к ним с презрением, за что и оказывается повержен. В отместку он создает демонов - и первым из них становится совращенная им человеческая женщина Лилит. Люцифер призывает к жизни целую армию демонов, но все равно проигрывает. Архангел Михаил, старший брат Люцифера, заключает того в клетку и закрывает ее на 666 печатей.
Но даже в этой крепкой темнице есть лазейка: если сломать хотя бы 66 печатей, Люцифер снова сможет выйти на свободу - и тогда настанет Апокалипсис. Поиску и взламыванию печатей посвящен весь четвертый сезон сериала - этим занимаются не только главные герои, но и очередной основной антагонист - сама Лилит, желающая освободить своего создателя. Первую печать ломает главный герой Дин, оказавшись в загробном мире - предсказание гласит, что она не выдержит, когда праведник прольет кровь в аду. Последняя печать - это сама Лилит: как только она умрет, падут и остальные шестьсот печатей Люцифера. В итоге Лилит оказывается убита младшим Винчестером - Сэмом. Эти события заканчивают четвертый сезон и предваряют пятый, повествующий о наставшем Апокалипсисе.
Каинова метка как печать Люцифера
“Сверхъестественное” использует и другой образ печати - Каинову метку. Впервые в сериале этот знак мы видим у Каина, затем он переходит к одному из главных героев - Дину Винчестеру. Но в какой-то степени ее также можно назвать печатью Люцифера, ведь оставил этот знак на Каине именно падший ангел. Если покопаться в предыстории, то окажется, что метка - знак, который древнее самого Люцифера. Ее создал еще сам Господь, заключив в нее первоначальную Тьму, а Люцифера избрал как носителя и хранителя метки. Эта печать на Люцифера существенно повлияла, постепенно склонив его на темную сторону.
Каин стал носителем этой метки из-за своего желания спасти брата - создатели сериала дали легенде о Каине и Авеле новое прочтение. На самом деле это Авель оказался совращен Люцифером, а Каин намеревался его спасти. По договору с Люцифером Каин должен был собственноручно убить брата, чтоб душа того отправилась в рай, а сам Каин до скончания веков должен был терзаться от непрерывной жажды убивать, дабы в итоге закончить в аду.
Yesterday: Печать Люцифера
Упоминание об этом символе не обошло и индустрию компьютерных игр. Квестам как подвиду компьютерных игр критики год за годом пророчили и пророчат “вымирание”. Но новые игры, заставляющие поломать мозг над задачками, все продолжают выходить, а особые ценители жанра не прочь поиграть и в ретроквесты - так сейчас принято называть игры, вышедшие более 7-8 лет назад и заметно отстающие от современных графических стандартов. Одной из таких игр является “Yesterday: Печать Люцифера”, прохождение которой будоражит умы еще с 2012 года.
Разработчиком игры является испанская компания Pendulo, специализирующаяся на ярких квестах с рисованными 3D-персонажами. На российском рынке блестящую адаптацию игры выполнила компания 1С совместно со студией Snowball.
Сюжет игры довольно затейлив. Нам предстоит управлять несколькими персонажами в разных временных отрезках, но главные герой сего квестового опуса - некий потерявший память Джон Улисс, эксперт по сатанинским сектам. Кстати, фамилия главного героя - чуть ли не единственный прокол русской адаптации. В оригинале героя зовут Джон Йестердей (John Yesterday) - тут и появляется отсылка к самому названию игры. "А причем же тут тогда печать Люцифера", - спросите вы? Дело в том, что у самого знатока сатанинских сект на ладони красуется тот самый знак - в игре его изобразили в виде буквы игрек. Откуда у вас на руке эта печать и кто вы на самом деле - вот что предстоит узнать играющему за Джона Улисса.
Особенности игры
Если вы ждете от игры “Yesterday: Печать Люцифера” необыкновенных визуальных эффектов, то вспомните о том, в каком году она вышла. Хоть персонажи и трехмерные, но перемещаться они могут не по всему пространству, а только по “дозволенным” разработчиками маршрутам. Такой принцип называется псевдотрехмерностью. Некоторые эпизоды нам будут показывать как смесь 2D и 3D.
Приятная особенность квеста - нам не нужно прощелкивать мышкой каждый пиксель в поисках полезных артефактов. На панели есть специальная кнопка, позволяющая подсветить все активные предметы. Кроме нее имеется также специальная кнопка подсказок - когда вы окажетесь в тупике, можно просто нажать на нее - и игра намекнет, что предпринять для дальнейшего продвижения. После этого данная кнопка на какое-то время перестанет быть активна.
Еще одна отличительная черта прохождения “Печати Люцифера” заключается в способе перемещения героя. Обычно подобные квесты называют “бродилками” или “ходилками” - из-за того, что персонажи в них довольно долго и уныло перемещаются между основными локациями и предметами. Бывает, что для выполнения задания приходится проходить по одному и тому же маршруту несколько раз подряд. В “Печати” же герой буквально “телепортируется” от одного предмета к другому в рамках одного экрана, и игроку не приходится ждать, пока его персонаж неспешно пройдет расстояние из точки А в точку Б.
Непроходимой игру назвать нельзя - загадки в квесте достаточно сложные, чтобы поиски ответа показались вам интересными, но решаемые. Если же вы попали в тупик - сегодня есть масса гайдов и прочих видео, рассказывающих, как пройти игру "Печать Люцифера".
Неповторимый юмор Yesterday
А еще игроков порадует неизбежно ироничное настроение игры. С одной стороны, это вроде бы серьезный квест - с расследованием убийств и древними тайными орденами. С другой стороны, повествование в изобилии насыщено шуточками и тонкой иронией, так что в некоторых обзорах игру даже назвали квестом-пародией. Там и вправду собрано много штампов из квестов подобного типа: загадочный главный герой, зловещие ритуалы “Ордена Плоти”, непонятные убийства. Но мультяшная рисовка персонажей немного снижает общий градус пафоса. Кроме того, все повествование сопровождается торжественным голосом автора. Любое взаимодействие с предметом будет озвучено в духе “Ты приподнимаешь картину, чтобы посмотреть, нет ли чего-нибудь за ней - и действительно, за ней есть стена!” Рассказчик еще не раз заставит вас улыбнуться.
Продолжение игры
История Джона Улисса не могла остаться без продолжения, хотя поклонникам пришлось ждать аж до 2016 года. Игра Yesterday: Origins одновременно является и сиквелом, и приквелом: мы узнаем как о первоначальных похождениях Джона, так и о продолжении истории. Нас также ждут перемещения во времени, игра за различных персонажей. А вот голос автора в Yesterday: Origins, к сожалению, отсутствует.