Малые предприятия: преимущества, недостатки, перспективы

В настоящее время нет такого экономического рынка страны, на котором не было бы мелких предприятий. Этот сектор, прозванный костяком экономики, играет определенную роль, что важно для развития национальной экономики. Он вносит непосредственный вклад в формирование внутреннего валового продукта и налогов. Создает новые рабочие места, стимулирует конкуренцию и рост экспорта, а также благоприятствует инновациям и технологиям. Это лишь малая часть преимуществ малого предприятия.

 реестр малых предприятий

Экономический рост

По сравнению с крупными компаниями, преимущества малого предприятия в большей гибкости, более эффективной реакции на изменения окружающей среды бизнеса и рынка. Вот почему инвестиции, сделанные в данном секторе, приносят более высокие доходы. В то же время соответствующий сектор национальной экономики предлагает ощутимые возможности для реализации творческих способностей предпринимателя и его лидерского потенциала. Малые предприятия являются наиболее распространенной формой организационного бизнеса. Это понятие вытекает из того, что развитие данного сектора обеспечивает рост и процветание уровня жизни населения. Обращаясь к данному сектору, П. Друхер заявляет: «Малый бизнес является основным катализатором экономического роста».

поддержка малого бизнеса

Факторы роста

Таким образом, эти преимущества малого предприятия в значительной степени способствуют достижению фундаментальных целей национальной экономики. В большинстве развитых стран малые предприятия неуклонно растут из-за следующих факторов:

• Увеличение числа безработных.

• Разнообразие и дифференциация спроса.

• Изменения в организационной структуре крупных предприятий.

• Переориентация экономики в направлении разнообразия услуг.

• Глобализация национальной экономики.

• Политика западных правительств в этой области поддержки малых предприятий.

Все эти факторы способствовали росту роли, значения и преимуществ малого предприятия в экономике стран, а именно:

• Стимулирование роста производства и экономики.

• Вклад в создание новых мест занятости.

• Диверсификация продуктов и услуг на рынок.

• Улучшение качества продукции и удовлетворение потребительского спроса.

• Автореализация разных людей, обеспечение их экономической свободы.

• Повышение благосостояния населения.

• Доходное направление инвестиций из собственных источников.

• Быстрая настройка ассортимента услуг по рыночному спросу.

• Обучение предпринимательству.

• Формирование среднего класса собственников, который обеспечит стабильность в обществе.

 форма баланса для малых предприятий

Материальные ресурсы

Итак, из того, что было сказано, прежде всего, реестр малых предприятий способствует улучшению экономической ситуации и стимулирует ее рост относительно спокойным образом, без возникновения инфляции. Этот рост приходит в качестве неявных государственных доходов (через налог). Также существенный вклад вносят малые предприятия в разнообразие продуктов и услуг, рост их качества. И как результат, удовлетворение спроса потребителей. Имея реестр малых предприятий, в финансовом отношении они не могут производить однородные товары в больших количествах, поэтому используют свободные места на рынке или создают новые нишевые рынки. Там предлагается диапазон разнообразных продуктов в соответствии с требованиями различных групп потребителей.

особенности малого предприятия

Ниши и рынки

Сегодня в мире наблюдается поддержка малого бизнеса и тенденция отказа от массового производства и больших партий в пользу небольших серий или производства на заказ. В США, Германии, Италии, Франции, Японии примерно 80% объема производства представлено в количестве от 50 до 300 единиц. Такие заказы могут быть удовлетворены только малыми предприятиями, поскольку крупное предприятие, производящее небольшие количества товара, теряет прибыль из-за высоких издержек. Малые предприятия имеют способность изменять структуру через некоторое время, намного быстрее, чем крупные предприятия. Важную роль играет поддержка малого бизнеса в сфере инноваций. Хотя на них очень влияет технологическое развитие, в настоящее время сотрудничество с крупными предприятиями и центрами исследования дает впечатляющие результаты. Много великих инноваций века было разработано в рамках малых предприятий. Например, производство антибиотиков, инсулина, контактных линз, волоконной оптики, компьютерной персональной камеры Polaroid и т. д. Таким образом, малые предприятия концентрируются на всем их творческом и материальном потенциале в разработке одного или двух нововведений. Очень много зависит от вида деятельности малых предприятий в области внешнеэкономических связей. Они делают этот инновационный процесс более продуктивным, по сравнению с большим предприятием.

 виды деятельности малых предприятий

Центры занятости

Долгое время аналитики считали, что форма баланса для малых предприятий - это прерогатива крупных производств. Но это далеко не так. С глобализацией экономических отношений, созданием единого рынка, было установлено, что учет на малых предприятиях начинает занимать все более важное место. В основном в Германии, Нидерландах, Италии, Бельгии и Японии. Малые предприятия - это 35-40% от общего числа экспортирующих фирм. В США показатель немного ниже - 30-35% из всех экспортирующих компаний. Повышение количества экспортирующих малых предприятий приводит к активации всей внешней торговой системы, расширению ассортимента предлагаемых товаров и ускорению их ремонта. Особый вклад в сектор отчетности малых предприятий вносят центры занятости, особенно в странах с развитой рыночной экономикой. Итак, каждый год в США три из четырех вновь созданных рабочих мест находятся в секторе малых предприятий. Таким образом, они обеспечивают средствами для существования миллионы людей, а государство накапливает в национальный бюджет миллиарды долларов и евро от налогов.

Определения и стандарты

Особенности малого предприятия играют важную роль в экономике, представляя собой источник способностей к предпринимательству, инновациям и созданию рабочих мест. Чтобы глубже понять феномен малых предприятий, его необходимо теоретически проанализировать. Но независимо от того, какое понятие используется, именно критерии рассматриваются как основа для идентификации малых предприятий: число сотрудников, размер активов, объем производства, достижения в областях деятельности или комбинация этих критериев.

Капитал и деятельность

В США существует несколько определений маленького бизнеса. Самое качественное определение - это утвержденное Комитетом для стандартов экономического развития. Согласно ему, бизнесом считается тот объект, у которого хотя бы два из этих условий будут выполнены:

  1. Управление является независимым. Как правило, менеджеры также являются владельцами.
  2. Капитал содержится одним лицом или небольшой группой людей, владельцами бизнеса.
  3. Область деятельности обычно является локальной.
  4. Бизнес небольшой, по сравнению с одними из крупнейших предприятий в этой отрасли.

Чтобы оценить число малых предприятий и вести учет, помимо упомянутых выше качественных определений, в США используют количественное определение.

состав малого предприятия

Персонал и сотрудники

В Японии атрибуты и состав малого предприятия просчитываются размером капитала, количеством работников и филиалов.

Часто критерий "количество сотрудников" является характерным для стран с переходной экономикой. В Венгрии, например, в категорию "малые предприятия" попадают компании с персоналом до 100 человек. В Украине назначаются экономические агенты в категории малых предприятий, если число сотрудников не превышает другого максимального уровня отрасли:

• промышленность и строительство - до 200 человек;

• другие отрасли производственной сферы - до 50 сотрудников;

• научные услуги - до 50 сотрудников;

• непродуктивная сфера - до 25 человек;

• розничная торговля - до 15 человек.

В Беларуси критерий по количеству сотрудников применяется аналогично, имея небольшую дифференциацию на конкретной ветви:

• промышленность и транспорт - до 100 человек;

• сельское хозяйство и научная сфера - до 60 человек;

• строительство и оптовая торговля - до 50 сотрудников;

• другие отрасли производственной сферы, общественное питание, социальное обслуживание населения, торговля розничная - до 30 человек;

• другие отрасли непроизводственной сферы - до 25 сотрудников.

В дополнение к критерию "количество сотрудников" есть и другие, которые позволяют четко представить размеры предприятий: стоимость активов, объем уставного капитала, объем производства, чистая выгода. В Казахстане в категории малого бизнеса находятся предприятия, активы которых не превышают 3 миллиона долларов США. В Японии на налоговые льготы для малого бизнеса могут претендовать компании, капитал которых не превышает 100 миллионов иен.

учет на малых предприятиях

Штат и капитал

В некоторых странах и для этого используется набор критериев. В Болгарии, например, в категорию малых предприятий попадают фирмы, количество сотрудников у которых не более 30 человек и уставный капитал до 3 миллионов. Другие государства используют более широкий перечень критериев, из которых предприниматель может выбрать наиболее удобные для себя. Например, необходимо учитывать следующие условия:

  • активы ниже 1,5 млн евро;
  • оборот - не более 3,5 млн евро;
  • среднее число работников и государственных служащих - до 250 сотрудников.

Государственные программы

В Германии каждая государственная программа ориентирована на поддержку довольно ограниченной группы субъектов малого предпринимательства. Соответственно, каждая программа предлагает свои собственные критерии малых предприятий, которые должны соблюдаться для получения определенных льгот. В большинстве стран нет единого определения малых и средних предприятий.

Программные рамки

Критерием, наиболее часто используемым в дифференциации, является количество сотрудников, в соответствии с которым возникают следующие типы предприятий:

  • микропредприятие: 1-9 сотрудников;
  • малое предприятие: 10-49 сотрудников;
  • среднее предприятие: 50-499 сотрудников.

В Индонезии предприятия классифицируются следующим образом:

  • ремесленные предприятия: 1-4 сотрудника;
  • малые предприятия: 5-19 сотрудников;
  • средние предприятия: 20-99 сотрудников.

В Сингапуре малый бизнес определяется как предприятие, которое задействует 50 человек. Кроме того, такое определение мы встречаем в большинстве африканских стран. На Филиппинах малый бизнес нанимает от 5 до 99 человек.

Европейский союз, с момента его создания в 1956 году Римским договором, предупредил важности развития этих предприятий. И год за годом фундамент, эксплуатация и развитие этой категории предприятий постепенно становятся все более и более профессиональными, с прямым воздействием на экономический и социальный план стран.

К середине прошлого десятилетия наиболее часто используется следующая классификация малых предприятий:

• 1-9 сотрудников - микропредприятия;

• 10-99 сотрудников - малые предприятия;

• 100-500 сотрудников - предприятие среднего размера.

отчетность малых предприятий

Воздействие на экономику

Лимит остатка кассы для малых предприятий устанавливается каждый год по разному. Это сумма, которая может оставаться в магазине или другом пункте содержания денег. После накопления крайнего значения в кассе, все деньги должны переходить в банк.

В категорию малых предприятий попадают компании, которые имеют чистый годовой оборот ниже 50 миллионов евро. Таким образом, малые предприятия - это те, которые добиваются чистого годового оборота около 25-40 миллионов и удерживают совокупные активы до 10 миллионов. А как обстоят дела в разных странах?

  • В Румынии также, малые предприятия могут иметь чистый оборот до 50 миллионов.
  • В Молдове в сектор малого предприятия может вести оборот средств, объем которых не превышает 30 миллионов.

Итак, хотя в литературе известны различные критерии оценки сектора малого бизнеса, решающая роль принадлежит национальному законодательству, которое основывается на особенностях и традициях экономики и определяет критерии для определения этих форм бизнеса.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.