В Российской Федерации утвержден и успешно действует экономический механизм охраны окружающей среды, направленный на взаимодействие с экономикой государства. В статье рассмотрим, какие методы применяет такая система, и как происходит контроль над уровнем загрязнения естественной окружающей среды.
Связь экономики и охраны природы
С начала 21-го века в России понятие экономического механизма охраны окружающей среды, а также его структура были изменены. Сейчас система включает как ранее введенные нормы (кадастры природных ресурсов, материально-техническое обеспечение), так и разработанные современные экономические стимулы (создание фондов, сбор платы за пользование ресурсами, введение экологического страхования).
Структура экономического воздействующего механизма в сфере охраны природы, которую предлагает В. В. Петров, включает элементы, представленные на иллюстрации ниже.
Каждое современное предприятие, которое пользуется природными ресурсами, обязано следовать экологическим требованиям при оценке эффективности хозяйственных решений. Так, в основе охраны природы лежат в основном экологические платежи, а меньшую долю занимают экономические санкции или штрафы за нарушения в сфере экологического законодательства.
Основной задачей экономического механизма в сфере использования естественных ресурсов является создание условий для выполнения целей экологической политики с помощью экономических мер. Для этого вводятся нормативно-правовые и законодательные акты соответствующего направления.
Роль Росприроднадзора
Росприроднадзор – это представитель исполнительной власти, что функционирует на федеральном уровне и выполняет функции надзорного контроля в области пользования природными ресурсами.
Центральный аппарат Росприроднадзора включает восемь Департаментов. Для эффективности контроля и выполнения своих функций в каждом регионе создано Управление Росприроднадзора, которое отвечает за природопользование отдельной территорией.
На федеральном уровне служба выполняет такие функции:
- Осуществляет экологический надзор.
- Организует государственный надзор за строго охраняемыми природными объектами федерального значения, обеспечивает лесной надзор.
- Осуществляет контроль над изучениями в сфере геологии, а также охраны и использования недр земли.
Среди обязанностей управления Росприроднадзора можно выделить:
- Рассмотрение и принятие нормативов и лимитов по отходам.
- Проведение экологической экспертизы на государственном уровне.
- Определение нормативов относительно загрязняющих выбросов в атмосферу. Исключением являются радиоактивные компоненты.
- Выдача лицензий на осуществление сбора, использования, утилизации и размещения отходов классов опасности I-IV.
- Рассмотрение и выдача разрешений на произведение выбросов, загрязняющих атмосферу. Исключением являются радиоактивные выбросы.
- Рассмотрение и выдача разрешений на осуществление выбросов веществ и микроорганизмов в объекты водной среды.
Органы контроля природопользования в округах
В каждом федеральном округе создан Департамент природопользования и охраны окружающей среды, подконтрольный Росприроднадзору.
Такие образования отвечают за:
- охрану окружающей человека среды;
- расчетливое и бережное использование естественных ресурсов;
- экологическую безопасность региона;
- разработку экологических программ региона;
- разработку нормативных документов для улучшения природной среды;
- просвещение региона в части экологии.
Департамент оказывает такие услуги:
- Выдача разрешения на индивидуальное жилищное строительство.
- Выдача охранных обязательств или дополнительного соглашения к ним, которые обеспечивают сохранность и бережное использование природной территории, которая охраняется.
- Аннулирование и выдача охотничьего билета.
- Выдача разрешений на сброс микроорганизмов или вредных веществ в водную среду или атмосферу.
- Выдача лицензий на заготовку, хранение, переработку и реализацию лома любых металлов.
- Проведение экологической экспертизы.
- Оформление разрешений на пересадку зеленых насаждений.
Методы экономического механизма
Механизм экономического регулирования использования естественных ресурсов прописан Законом РФ "Об охране окружающей среды" номер 7-ФЗ от 10.01.2002 года.
Его методы включают:
- Разработку прогнозов социального и экономического развития государства согласно экологическим прогнозам.
- Разработку программ экономического развития, которые применяются на федеральном уровне, а также целевых программ для отдельных субъектов государства.
- Разработку планов мероприятий и их проведение с целью разъяснения необходимости принятия мер, обеспечивающих охрану природы.
- Взимание платы за пользование природными ресурсами и нанесенный вред природе.
- Расчет лимитов на выбросы загрязняющих элементов и размещение производственных отходов.
- Проведение и выдачу заключения об экономической оценке объектов природы, включая созданных с помощью человека.
- Проведение оценки воздействия деятельности предприятий на окружающую атмосферу и природную среду.
- Предоставление льгот, в том числе и налоговых, в случае внедрения предприятием новаторских технологий, альтернативных источников энергии, использования вторсырья, переработки отходов.
- Поддержку инновационной деятельности предприятий в сфере охраны природы.
Разработка мероприятий и эффективное планирование действий по защите окружающей природы производится на основании прогнозов государства по социально-экономическому развитию. Также учитываются федеральные и целевые программы регионов.
Каждый субъект хозяйствования обязан проводить осуществление производственного экологического контроля. Такой комплекс процедур обеспечивает выполнимость требований экологического законодательства, проведение определенных действий, обеспечивающих охрану природы и расчетливо-рациональное использование ее богатств.
Плата за загрязнение и выбросы в окружающую среду
Экономический механизм охраны окружающей среды подразумевает уплату налога за негативное влияние на нее согласно Порядку № 632 от 28.08.1992 г.
Законодательно установлены такие виды отрицательного воздействия на природу:
- Выбросы в окружающую атмосферу вредных веществ.
- Сбрасывание веществ и микроорганизмов в водную среду региона.
- Загрязнение почвы.
- Размещение, захоронение отходов, как производственных, так и после потребления.
- Шумовое, тепловое, электромагнитное, ионизирующее и иное физическое загрязнение окружающего природного пространства.
Определение размера платежей зависит от объема сбрасываемых загрязняющих веществ и отходов. Для некоторых регионов могут быть установлены коэффициенты в дополнение к базовым ставкам, которые учитывают экологические особенности такой местности.
Оплата за негативное воздействие на природу зачисляется в федеральный бюджет РФ. Предприятия обязаны оплачивать налог один раз в год по месту регистрации источника загрязнения. Если предприятие не уплатило сбор в срок, то к нему применяется штраф за загрязнение окружающей среды. Пеня рассчитывается как 1/300 ключевой ставки банка РФ, которая зафиксирована на день ее уплаты. Пеня начисляется ежедневно за каждый день просрочки уплаты налога.
Неналоговые поступления в бюджет
Федеральный законодательный акт «Об отходах» № 89-Ф3 от 24.06.1987 года определяет порядок обращения с отходами потребления и производства и призван предотвратить их вредное воздействие на население. Экономический механизм регулирования и контроля над природоохранной деятельностью предполагает уплату предприятиями экологического сбора. Росприроднадзором определяется форма расчета суммы таких платежей. Процедура подробно описана в Приказе Росприроднадзора № 488 от 22.08.2016 года.
Экономический механизм в сфере размещения отходов потребления и производства предполагает стимулирование деятельности предприятий такими методами:
- Предоставление льготы по уплате налоговых и неналоговых платежей в случае внедрения современной технологии, которая позволит уменьшить количество отходов.
- Финансовая поддержка государства.
Поддержка финансовых субъектов
Если предприятие вовремя вносит средства за загрязнение и плату за пользование природными ресурсами, а также стремится минимизировать негативное влияние на природу, то государство обеспечивает поддержку в виде льгот.
Законодательно установлены способы стимулирования хозяйствующего субъекта с целью его экологического воспитания. Так, экономический механизм в сфере охраны природопользования включает такие элементы:
- Организация планирования природопользования и способов охраны природы.
- Финансирование сферы охраны природы.
- Применение платежей за использование ресурсов, загрязнение атмосферы и водных объектов.
- Создание внебюджетных экологических фондов.
- Внедрение экологического страхования.
- Предоставление кредитных либо налоговых льгот, а также иных поощрительных мер в сфере, касающейся охраны природного окружения.
- Проведение экологического аудита.
Создание специальных фондов и проведение экологического аудита являются новшеством в российском экономическом механизме охраны окружающей среды.
Экологическим страхованием называется правовая мера в сфере охраны природы, которая обеспечивает защиту от экологических рисков, которые могут причинить вред страхователю, застрахованному или третьему лицу по причине сверхнормативного загрязнения природы.
Выделяют такие виды:
- страхование ответственности;
- личное страхование;
- имущественное страхование.
Экологический аудит проводится в качестве независимой оценки деятельности субъекта хозяйствования по соблюдению экологического законодательства.
Выделяют такие типы:
- Обязательный, который проводится в конкретных случаях, установленных законом.
- Добровольный, который проводится по инициативе предприятия, которое своей деятельностью оказывает влияние на природу.
Экологические фонды
Фонды, созданные с целью защиты экологии, служат финансовой базой, которая может потребоваться в решении неотложных проблем сохранности природы.
В России существуют такие внебюджетные организации:
- фонд федерального уровня;
- фонды субъектов РФ;
- местные, областные, краевые фонды.
Экологические фонды образованы за счет тех средств, что поступают от граждан, предприятий, организаций и иностранных инвесторов. Все поступления денежных средств таких фондов распределяются согласно схеме:
- 60 % определяется на реализацию запланированных мероприятий местного значения, например городов или районов;
- 30 % расходуется на реализацию программ территориального значения, например республиканского или областного;
- 10 % - на реализацию мероприятий федерального уровня.
Создание фондов в экологическом секторе было призвано решить такие проблемы:
- восстановить потери природной среды;
- компенсировать вред, нанесенный здоровью населения;
- начать возведение очистных сооружений;
- материально обеспечить проведение акций по охране природы и просветительской работе.
Также Фонды предоставляют возможность для развития природоохранной деятельности с помощью таких инструментов экономического механизма охраны окружающей среды:
- помощь в формировании начального капитала предприятий, которые создаются с целью производства продукции придоохранного назначения;
- обеспечение гарантий банкам по кредитам для предприятий по реализации проектов по охране природы.
Разрешения на природопользование
С целью охраны и рационального использования природных ресурсов законодательно определены некоторые рычаги экономического воздействия.
Рассмотри их подробней:
- Лицензирование действий комплексного природопользования. Такой документ выдается на фиксированный срок (1 год) и определяет права владельца относительно природного ресурса, размещения отходов, произведения сбросов и выбросов.
- Заключение договора о комплексном природопользовании, который определяет условия и правила использования ресурсов природы предприятием, а также размеры экологических платежей. Обязательно в документе указываются обязанности сторон и их ответственность.
- Установление лимитов на природопользование, например лимит потребления вод промышленного назначения, лимит по отлову животных. Если предприятие превышает установленные нормы, то с него взимается дополнительная плата.
Выдачу документов осуществляет Департамент природопользования и охраны окружающей среды региона на основании Закона под номером 7-Ф3.
Концепция экологического развития
После Конференции ООН в 1992 году понятие концепции устойчивого экологического развития вошло в мировой лексикон. Она предполагала достижение гармонии природы и человека и позиционировалась как движение вперед с целью максимального удовлетворения потребностей нынешнего поколения, одновременно не лишая такой возможности будущие поколения.
В рамках Конференции были определены связи экономики и экологии:
- Зависимость между экологическим и экономическим развитием. При достижении прогресса второго без участия первого планета превратится в пустыню.
- Если большее внимание уделяется развитию экологии без экономической направленности, то это порождает нищету и несправедливость.
Экономический механизм охраны окружающей природной среды в России все еще требует доработок и будет изменяться с введением новых правовых норм. Но можно сказать, что основа рационального, расчетливого и бережного использования ресурсов окружающей природы уже заложена, а значит, остается решить сопутствующие эколого-экономические задачи.