Практически каждый человек, который увлекается искусством, знаком кратко с творчеством Левитана, но вот о его биографии знают далеко не все. О жизни этого талантливого человека вы узнаете в процессе прочтения статьи.
Детство и ранние годы
Будущий великий русский пейзажист Исаак Ильич Левитан родился в 1860 г. близ железнодорожной станции Кибарты (современная Литва) в небогатой еврейской семье. Его отец Илья (Эльяшив-Лейб) Абрамович Левитан, как и дед, окончил раввинскую школу, но на этом поприще успеха не добился и служил на разных небольших должностях Российской железной дороги.
Кроме Исаака в семье было еще трое детей: Авель (впоследствии взявший имя Адольф) и сестры Тереза и Михле. Жили они очень бедно, и в начале 1870-х отец семейства принимает решение переехать в Москву. Но и там семья продолжает бедствовать. Отец так и не находит достойной работы, а мать, Бася Гиршевна Левитан, по рассказам современников, большая любительница книг, могла из-за интересного романа забыть даже накормить детей.
Тайна рождения художника
Уже будучи взрослым, Исаак Ильич не любил говорить о своих родителях. Возможно, эту особенность могут объяснить исследования биографа великого художника М. А. Рогова, который говорит, что Исаак никак не мог родиться в семье Ильи Абрамовича и скорее всего был сыном его брата Хацкеля. Но почему мальчик воспитывался в семье Ильи и Берты Левитан, объяснить никто так и не может. Оба брата хранили эту тайну до самого конца.
Долгие 11 лет обучения
Старший брат Исаака в 1871 году поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Спустя два года туда же поступает и Исаак Ильич. Как выяснили биографы Левитана, особого таланта отец в нем не видел, но то, что братья учились в одном месте, было по-своему удобно.
Когда будущему великому пейзажисту исполнилось 15, умерла мать, а через два года от брюшного тифа умирает и отец семейства. Ввиду наступившей для семьи крайней нужды и учитывая успехи обоих братьев в учебе, училище освобождает их от уплаты за обучение и даже иногда выплачивает пособия.
Левитана, учащегося в это время в «натуральном» классе художника Перова, замечает Алексей Саврасов и переводит в свой «пейзажный» класс. Четырнадцатилетний Исаак понимает нового учителя с полуслова, хотя многие другие ученики находят его излишне эксцентричным. Но юноша прекрасно понимает, как на картине может шуметь дуб или волноваться береза.
Однако, несмотря на все свои успехи, Исаак Ильич выходит из училища, так и не получив диплома. Сначала после покушения на Александра I в 1879 году из Москвы удаляются все евреи и их семьи. И несмотря на то что все чаще пропускающий занятия по причине пьянства Саврасов все-таки допускает его выпускную работу к диплому, антисемитизм других преподавателей и растущая неприязнь между Саврасовым и Перовым так и не дают Левитану получить документ. В 1885 году Исаак Ильич оканчивает училище, но звания художника так и не получает.
Становление художника
После окончания обучения Левитан поселяется в дешевых комнатах на Тверской вместе со своим большим другом и однокашником Алексеем Степановым (именно он поселяет на картине «Зимой в лесу» волка). Помимо любви к живописи их объединяла любовь к охоте.
Левитан снова испытывал большую нужду в деньгах, поэтому очень своевременной оказалась покупка его картины «Осенний день. Сокольники» коллекционером Третьяковым. Кроме того, по протекции Поленова, Левитан и Коровин получают работу по росписи декораций для Частной оперы Саввы Мамонтова. Но работа была не по нраву художнику-пейзажисту, и у Мамонтова он не прижился.
Роль А. П. Чехова в жизни И. И. Левитана
Будущие великий писатель и великий пейзажист познакомились еще в ранней юности. Художник часто бывал у Чеховых в Бабкино в то время, когда его, как и всех евреев, выдворили из Москвы.
Именно там, в Бабкино, Левитан и влюбился в единственную сестру пятерых братьев Чеховых - Марию. Именно ей, первой и единственной, он делает предложение руки и сердца. Но Мария отказала ему.
Левитан и Чехов дружили до самой смерти художника, хотя и не обошлось без периода, когда друзья серьезно рассорились. Чехов написал свою «Попрыгунью», выбрав прототипом для не очень приятной главной героини тогдашнюю музу Исаака Ильича Софью Петровну Кувшинникову. Левитан очень обиделся на друга и на три долгих года прекратил с ним всяческое общение. Но долго так продолжаться не могло, и Левитан с радостью воспользовался первой же возможностью помириться с Антоном Павловичем, так как ему очень не хватало его спокойной рассудительности.
Крым в творчестве Исаака Левитана
Несмотря на улучшившееся материальное положение, проблемное детство давало о себе знать болезнью сердца, и в 1886 году художник поехал в Крым, чтобы восстановить здоровье. Художник Левитан, творчество которого известно всем интересующимся искусством людям, влюбился в море с первого взгляда, но быстро охладел и стал рваться обратно, к среднерусским пейзажам.
Крым Левитана был совсем не такой, каким изображали его пейзажисты ранее. Не парадно-дворцовый, а более суровый и жесткий. Несмотря на то что здесь художником было написано множество этюдов, полноценными картинами большинство из них так и не стали. Одним из немногих «выросших» этюдов стал «У берега моря. Крым», хранящийся сейчас в Государственном Русском музее Санкт-Петербурга. Это был скорее сочиненный, чем написанный с натуры пейзаж. Натурной стала другая картина Левитана - «Крымский пейзаж».
Художник Левитан, биография и творчество которого представлены вашему вниманию в статье, уехал из Крыма, чтобы вернуться туда уже перед самой смертью в 1899 году. Но этот факт совсем не говорит о том, что художнику настолько полюбились Крымские пейзажи, что он хотел увидеть их вновь. На самом деле он приезжал, чтобы увидеться со своими друзьями А. П. Чеховыи и его сестрой Марией.
Работать художник в ту пору уже почти не мог. Последним годом его жизни датированы всего несколько крымских пейзажей, которые скорее напоминают о той далекой весне, когда Левитан впервые посетил полуостров.
Первое знакомство с Волгой: разочарование художника
По возвращении из Крыма Левитан организовал свою выставку, состоящую из 50 пейзажей. Художник мечтал побывать на Волге, которую так прекрасно писал его учитель Алексей Саврасов. И в 1887 году его мечта сбывается, и вместо того чтобы снова писать уже вдоль и поперек изученное Подмосковье, Левитан отправляется на Волгу. Но Исаака Ильича постигает серьезное разочарование. Он, надеявшийся получить неизведанное раньше вдохновение, сталкивается с суровой реальностью.
В это время была ужасно пасмурная и хмурая погода, и природа тоже показалась Левитану унылой. В письме к Чехову он писал: «Чахлые кустики и, как лишаи, обрывы...». Художник снимает комнату, надеясь переждать затяжные дожди, но ему так и не удается наладить отношения с великой русской рекой. Во время, пока он находился в этой поездке, его одолевала страшная тоска. Работать на воздухе было почти невозможно. Страдавший от множества болезней художник быстро замерзал, руки его не слушались. А из-за того что днем он много бездельничал, ночью его одолевала бессонница.
Левитан был уверен, что больше его ничто не будет связывать с Волгой. В полном разочаровании он вернулся в Москву, решив никогда не возвращаться к волжской теме.
Тяжелая зима и новые знакомые
Несмотря ни на что Левитан продолжал работу с набросками, которые сделал летом. Тяжелая сине-зелено-серая палитра тех работ говорит о глубокой депрессии, которую переживал художник в это время.
Доведенный почти до отчаяния художник даже пытался свести счеты с жизнью. Из петли его успели вынуть только чудом. И в 1886 году заметивший отчаяние друга Чехов знакомит его с Дмитрием Павловичем Кувшинниковым и его женой Софьей Петровной, которая держала художественный салон, популярный в те годы.
После знакомства Левитан с удивлением узнал в Кувшинникове одного из охотников со знаменитой картины Перова, а Софье Петровне согласился дать несколько уроков живописи. Так начался роман, длившийся почти 8 лет.
Возвращение на Волгу
В 1888 году Кувшинникова убеждает Левитана снова ехать на Волгу. Места под Звенигородом, куда они два лета отправлялись на этюды, ей надоели, хотелось разнообразия. Исаак Ильич сопротивлялся, мотивируя свой отказ тем, что на Волге он уже был и смотреть там не на что.
Тогда Софья Петровна нашла альтернативу – Оку. Вместе с художником Степановым они по Оке проплыли до Нижнего Новгорода, а там, в поисках тихого места, где можно было бы спокойно пожить и поработать, они прибыли в Плес.
Левитан был очарован этим небольшим городом. Хандра его позабылась, он работал с упоением, начиная одновременно несколько картин. Все они давались ему легко, художник был очарован и по-настоящему увлечен своим делом.
В эту поездку Исаак Ильич абсолютно изменил свое мнение о Волге. Она перестала казаться ему мрачной и тяжелой, в картинах появилась легкость и, как скажет увидевший работы своего друга уже в Москве Чехов, улыбка. В этом и особенность творчества Левитана - все его работы легкие, воодушевленные, очаровывающие.
Три года в подряд и Левитан, и Кувшинникова приезжали в Плес. Здесь он написал множество самых знаменитых своих картин. Впечатления о Плесе вкрались даже в те его работы, которые были написаны в других местах. Например, в признанное самым русским пейзажем полотно «Над вечным покоем», которое было написано на озере Удомля, была вписана именно плесская церковь.
Именно с произведений, написанных в этот период, как говорят критики, и начался настоящий Левитан. Самая важная работа - своеобразный итог всего Волжского периода в творчестве Левитана - картина «Тихая обитель».
Закат жизни Левитана
Тяжелая болезнь сердца серьезно обострилась после того, как Левитану исполнилось 35. Биографы спорят, была ли это врожденная болезнь или приобретенный миокардит. Но все они сходятся на одном, что неврастения заметно усилила проявления болезни.
Между тем, на художественном профессиональном поприще успех следует за Левитаном по пятам. Так и не получившего статус художника, его принимают в Товарищество передвижных художественных выставок. Левитан часто бывает за границей, но не столько за вдохновением для новых пейзажей, сколько для лечения.
За несколько лет до смерти Исаака Ильича приглашают преподавать в Московское училище живописи, где он сам когда-то обучался. Тогда же он получает и звание академика живописи.
Смерть художника
Последний год жизни Левитан провел в Ялте со своим другом Чеховым и его сестрой на ставшей теперь знаменитой «Белой даче» Антона Павловича. Исаак Ильич очень хотел жить, но болезнь забрала у него последние силы.
Жизнь и творчество Левитана могли бы продолжаться еще очень долго, но в августе 1900 года великий художник умер, так и не дожив до сорока лет. Он похоронен в Москве на еврейском кладбище. Существует легенда, что в тот год дважды цвела сирень, так искренне любимая художником...