Картина Перова – отклик на Время

Василий Григорьевич Перов (1833-1882) прожил короткую и в личном плане непростую жизнь.

картина перова
Его произведения разных жанров характеризовали поиски художника, отражая зрелость мастерства. Они многогранно показывают современную мастеру жизнь. Он не замыкается у себя в мастерской, а показывает людям свои раздумья. Для создания нового живописного языка многое сделал Перов, описание картин которого будет дано ниже. Поэтому его живопись не потеряла актуальности до наших дней. С полотен В.Г. Перова с нами говорит Время.

«Странник», 1859 г.

Эта картина Перова написана еще учеником, и она не удостоилась медалей. Однако показателен выбор темы, непринятой в то время. В этом произведении соединяются характерные для художника интересы: к портрету и к простому обездоленному человеку, которыми в дальнейшем будет отмечен весь его творческий путь.

перов картины
Молодой двадцатипятилетний художник представил зрителю старого, много перенесшего в жизни человека, который видел больше горестей, чем радостей. И вот теперь совсем старик, без крова над головой, ходит, побираясь Христа ради. Однако он полон достоинства и спокойствия, которые есть далеко не у каждого.

«Шарманщик»

Эта картина Перова написана в Париже в 1863 году. В ней мы видим не люмпена, но относительно по русским меркам благополучного человека, чисто и аккуратно одетого, который вынужден работать на улице. Других способов существования он найти не может. Однако характер французского народа сравнительно легок.

перов описание картин
Парижанин читает много газет, охотно спорит на политические темы, питается только в кафе, не дома, много проводит времени на прогулках по бульварам и в театрах или просто глазея на выставленные на улицах товары, любуется красивыми женщинами. Вот и шарманщик, у которого сейчас пауза в работе, ни за что не пропустит проходящего мимо мсье или мадам, которой обязательно скажет цветистый комплимент, и, заработав денег, пойдет в любимое кафе посидеть за чашечкой кофе и поиграть в шахматы. Все не так, как в России. Недаром В. Перов запросился обратно домой, где ему было более ясно, чем живет простой человек.

«Гитарист-бобыль», 1865 г.

Картина Перова в этой жанровой сценке многое говорит русскому человеку, даже спустя сто пятьдесят лет после ее создания. Перед нами одинокий человек.

описание картин перова
У него нет семьи. Свое горе горькое он топит в стакане вина, перебирая струны гитары, его единственной собеседницы. В пустой комнате холодно (гитарист сидит в верхней, уличной одежде), пусто (нам виден только стул и часть стола), не ухожено и не убрано, на полу валяются окурки. Волосы и борода давно не видели гребня. Но человеку все равно. Он давно махнул на себя рукой и живет, как получается. Кто ему, немолодому, поможет найти работу и обрести человеческий образ? Никто. Никому до него нет дела. Безысходностью веет от этой картины. Но она правдива, вот что главное.

Реализм

Выступив пионером в этой области живописи, Перов, картины которого являются новостью и открытием для русского общества, продолжает разрабатывать тему маленького, зависимого человека. Об этом говорит первая созданная после возвращения картина Перова «Проводы покойника». Зимним пасмурным днем, под надвинувшимися на небо облаками, медленно идут сани с гробом. Управляет ими крестьянка, по обе стороны от гроба отца сидят мальчик и девочка. Рядом бежит собачка. Все. Больше никто не провожает человека в последний путь. И этот никому не нужен. Перов, картины которого показывают всю бесприютность и униженность человеческого существования, выставлял их на выставках Товарищества передвижников, где они находили отклик в душах зрителей.

Жанровые сценки

Житейские, легкие бытовые сцены также интересовали мастера. К ним относятся «Птицелов» (1870), «Рыболов» (1871), «Ботаник» (1874), «Голубятник» (1874), «Охотники на привале» (1871). Остановимся на последней, поскольку дать описание картин Перова всех, каких хочется, просто невозможно.

василий перов картины
Три охотника удачно провели день, побродив по полям, заросшими кустиками, в которых прячется полевая дичь и зайчишки. Одеты они довольно ободранно, зато имеют отличные ружья, но это такая мода у охотников. Рядом лежит добыча, которая показывает, что не убийство – главное в охоте, а азарт, выслеживание. Об одном эпизоде с энтузиазмом рассказывает двум слушателям рассказчик. Он жестикулирует, глаза его горят, речь льется потоком. Три удачливых охотника, показанных с легким юмором, вызывают симпатию.

Портреты Перова

Это безусловное достижение мастера в его творчестве позднего периода. Все перечислить невозможно, но главные его достижения – это портреты И.С. Тургенева, А. Н. Островского, Ф.М. Достоевского, А.Н. Майкова, В.И. Даля, М.П. Погодина, купца И.С. Камынина. Супруга Федора Михайловича очень ценила портрет своего мужа, считая, что Перов уловил момент, когда Ф.М. Достоевский находился в творческом состоянии, когда у него зрел какой-то замысел.

Картина Перова «Христос в Гефсиманском саду»

Личные утраты, потерю первой жены и старших детей В.Г. Перов перенес, прямо выплеснул на полотно. Перед нами человек, раздавленный трагедией, которую он осознать не в силах.

драма
Ее можно только, покоряясь высшей воле, принять и не роптать. Вопросы, которые возникают при горестных потерях близких и тяжелых болезнях, а Перов в это время был уже тяжело и безнадежно болен, за что и почему это случилось, никогда не находят ответа. Остается только одно – терпеть и не жаловаться, потому что только Он поймет и даст, если нужно, утешение. Люди ничем при таких трагедиях ослабить боль не могут, они продолжают жить своей повседневной жизнью, не вникая глубоко в чужую боль. Картина темна, но вдали встает рассвет, дающий надежду на перемены. Все проходит, пройдет и это.

Василий Перов, картины которого актуальны во многом по сегодняшний день, не боялся сходить с проторенных путей и меняться. Его ученики М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, А.С. Архипов стали известными русскими художниками, всегда помнившими своего учителя как человека с большим сердцем.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.