Кадровая стратегия - это набор инструментов, методов, принципов и целей работы с персоналом в конкретной организации. Данные параметры могут отличаться, в зависимости от типа организационной структуры, сферы деятельности предприятия, а также ситуации во внешней среде.
Содержание кадровой стратегии
Кадровая стратегия организации должна давать ответы на ряд существенных вопросов. А именно:
- Сколько работников определенного уровня квалификации понадобится в конкретный момент времени?
- Какова ситуация на рынке труда?
- Рационально ли управление персоналом в организации на данный момент?
- Каким образом можно привести численность персонала к оптимальному показателю (наем и увольнение) с соблюдением социальных требований?
- Как по максимуму использовать способности сотрудников для достижения глобальной цели организации?
- Как привести уровень квалификации персонала в соответствие с постоянно растущим требованиями?
- Какие расходы необходимы на управление персоналом и каковы источники средств?
Зачем нужна кадровая стратегия
Кадровая стратегия - это важный механизм организации работы предприятия. Она способствует таким положительным процессам:
- усиление конкурентоспособности на рынке труда, а также в основной сфере деятельности;
- эффективное использование сильных и нейтрализация слабых сторон при работе со внешней средой;
- создание условий для максимально эффективного использования кадрового потенциала;
- формирование квалифицированного и компетентного рабочего коллектива;
- раскрытие творческих способностей персонала для инновационного развития организации.
Аспекты кадровой стратегии
Кадровая стратегия организации охватывает ряд существенных аспектов. А именно:
- совершенствование методик управления персоналом;
- оптимизацию численности сотрудников (с учетом нынешнего положения и прогнозируемой ситуации);
- повышение эффективности затрат на персонал (заработная плата, дополнительное вознаграждение, обучение и так далее);
- развитие персонала (адаптация, продвижение по карьерной лестнице, повышение квалификации);
- развитие корпоративной культуры.
Факторы влияния
Кадровая стратегия - это механизм подверженный внешнему влиянию. Ее содержание зависит от таких факторов, как:
- стадия жизненного цикла развития организации;
- глобальная стратегия развития предприятия;
- уровень квалификации менеджера по персоналу и его личный взгляд на проблему;
- уровень менеджмента в организации;
- финансовая ситуация на предприятии;
- степень удовлетворенности сотрудников условиями труда;
- законодательные нормы, регламентирующие работу с персоналом;
- влияние внешней среды.
Выработка кадровой стратегии
Выработка кадровая политики и стратегии управления подразумевает следующие моменты:
- Планирование будущей потребности сотрудников, основываясь на производственной мощности, применяемой технологии, динамики изменения количества рабочих мест.
- Анализ текущей ситуации в кадровой сфере с целью выявления избыточной численности или дефицита работников определенной категории.
- Разработка системы мероприятий по оптимизации численного и качественного состава персонала.
- Оптимизация соотношения между внутренними перемещениями сотрудников и привлечения новых кадров извне.
- Выработка системы и принципов оплаты труда работников различной категории и квалификации.
- Планирование развития карьеры сотрудников и повышение квалификации, связанной с развитием НТП.
- Определение принципов и форм оценки деятельности сотрудников.
- Планирование затрат на выплату вознаграждения за труд, а также покрытие социальных гарантий.
Принципы формирования стратегии
Разработка кадровой стратегии должна осуществляться в соответствии с такими ключевыми принципами:
- Многоплановость. Стратегия должна быть комплексной. При ее формировании должны учитываться не только интересы руководства организации, но также нужды трудового коллектива и возможное влияние на внешнюю среду.
- Формализация бизнес-процессов. Каждый сотрудник должен четко осознавать свою роль в рамках реализации кадровой стратегии.
- Персонифицированность системы мотивации. До каждого сотрудника должна быть донесена понятная информация о том, что и как он должен делать, чтобы получить максимальное вознаграждение за труд.
- Социальная направленность. Кадровая стратегия должна обеспечивать не только достижение целей фирмы, но также способствовать улучшению условия труда.
Взаимосвязь между кадровой и глобальной стратегией
На стратегию кадровой политики персонала оказывает влияние глобальная стратегия предприятия и наоборот. В таблице описаны основные виды взаимосвязи.
Взаимосвязь | Характеристика |
Кадровая стратегия зависит от общей стратегии | - Эффективная форма организации работы с сотрудниками; - при достижении целей учитываются как интересы организации, как и потребности сотрудников; - быстрая адаптация персонала и кадрового менеджмента к переменам в работе организации; - использование новых возможностей по управлению ресурсами |
Общая стратегия зависит от кадровой стратегии | - Работодателю трудно заинтересовать и привлечь на предприятие персонал нужной квалификации; - освоение новых направлений развития ограничено уровнем профессионализма сотрудников; - основной ресурс организации - это компетенции имеющихся работников |
Кадровая и общая стратегии независимы друг от друга | - Человеческие ресурсы рассматриваются как инструмент, который нуждается в постоянном совершенствовании; - низкие требования и поверхностный подход к отбору персонала; - строгая дисциплина и система надзора компенсирует недостаточную квалификацию работников; - к сотрудникам выдвигаются невысокие требования, а также не прилагаются усилия к повышению их квалификации; - главный и единственный инструмент мотивации - это оплата труда |
Кадровая и общая стратегии взаимозависимы | - Управление персоналом оказывает непосредственное влияние на ведение бизнеса; - бизнес-мероприятия тесно соотносятся с мероприятиями по работе с персоналом; - потенциал развития персонала рассматривается как гарантия развития организации в целом; - человек рассматривается как ресурс, который нуждается в непрерывном развитии; - существуют строгие требования к отбору сотрудников |
Фазы развития управления персоналом
При разработке и внедрении выбранной стратегии кадровый потенциал проходит такие основные стадии развития:
- Хаотическое реагирование на изменения во внутренней и внешней среде.
- Узкое стратегическое планирование, связанное с предвидением возможных будущих осложнений. Происходит разработка вариантов ответных действий с целью нормализации ситуации.
- Управление стратегическими возможностями для выявления внутреннего потенциала к адаптации в изменяющихся условиях. В данном контексте прогнозируются не только пути решения проблем, но также необходимый уровень профессионализма персонала.
- Управление стратегией в реальном времени. Подразумевает непрерывный мониторинг реализации и своевременное внесение изменений.
Основные типы стратегий
Выделяют такие основные типы кадровых стратегий предприятия:
- Потребительская. Интересы сотрудников согласованы с общими интересами организациями. Тем не менее руководство относится к персоналу, прежде всего, как к ресурсу, а каждый работник использует организацию для удовлетворения собственных потребностей (в заработной плате, самореализации и так далее).
- Партнерская. Имеет место согласованность между ценностями и целями организации и сотрудников. Между руководством персоналом установлены взаимовыгодные партнерские отношение. Каждый работник стремится увеличить свой вклад в деятельность организации, а менеджеры стараются максимально улучшить условия работы и уровень жизни подчиненных.
- Идентификационная. Отношения между сотрудниками и руководителями выстраиваются на основе согласованности целей и ценностей. Работники стремятся реализовать свой потенциал ради развития предприятия. В то же время руководство вкладывается в развитие сотрудников, понимая, что от этого зависит достижения целей предприятия.
- Деструктивная. Это негативный вариант стратегии, при котором менеджеры и подчиненные не признают целей и ценностей друг друга. Стиль руководства основан на ситуативных интересах. В деструктивных ситуациях руководители и подчиненные могут подрывать репутацию друг друга.
Характеристика потребительской стратегии
На предприятиях, в которых принята потребительская кадровая стратегия, управление персоналом характеризуется определенными параметрами. А именно:
- Присутствует скрытый отток квалифицированных кадров, вызванный неудовлетворенностью условиями и результатами труда.
- Работники максимально используются на тех видах работ, которые не требуют введения инновации.
- Основной мотивационный инструмент - предоставление льгот.
- Вознаграждение за труд формируется исходя из формальных критериев (должность).
- Кадровая работа обеспечивается минимальными усилиями и ресурсами, которые необходимы для поддержания стабильной работы.
- Планирование потребности в персонале производится не упорядоченно, а стихийно.
- Руководство не проводит работу по управлению карьерой сотрудников, а также не формирует кадровый резерв.
- Основная работа по управлению кадрами заключается в контроле за исполнением сотрудниками своих должностных инструкций.
- Формирование корпоративной культуры происходит за счет искусственного манипулирования этическими нормами.
- Между руководством и персоналом отсутствует чувство взаимной ответственности.
Характеристика партнерской стратегии
Для партнерской стратегии кадровой политики организации характерны такие основные моменты:
- Текучесть кадров вызвана резкими изменениями в стратегическом направлении деятельности предприятия.
- Руководство заботится о развитии тех сотрудников, которые способны обеспечить реализацию инновационных идей.
- Размер вознаграждения за труд определяется вкладом конкретного сотрудника в достижение целей.
- Мотивация направлена на поощрение саморазвития сотрудников.
- Значительные финансовые ресурсы вливаются в мотивационные, социальные и образовательные программы для сотрудников.
- Руководство всячески поддерживает инициативу ценных сотрудников.
- Отбор новых работников производится на основе объективных параметров компетентности.
- Менеджеры заботятся о формировании кадрового резерва по ключевым специальностям.
- Постоянный мониторинг социально-психологической ситуации с целью поддержания благоприятных условий.
- Деловое взаимодействие осуществляется с соблюдением этических норм.
Характеристика идентификационной кадровой стратегии
Данный механизм применим на предприятиях, которые характеризуются стабильным ростом. Идентификационная кадровая стратегия персонала характеризуется такими чертами:
- Приток новых кадров планомерный и упорядоченный.
- Кадровый состав полностью сбалансирован по всем ключевым показателям.
- Количественный и качественный состав персонала стабильный, а текучесть вызвана исключительно объективными факторами.
- Расчет размера заработной платы строго индивидуализирован и зависит от личных усилий сотрудника.
- Производится поощрение тех сотрудников, которые проявляют наиболее высокий уровень приверженности ценностям организации.
- В приоритете стоят инвестиции, направленные на развитие профессионального потенциала сотрудников.
- Между руководителями и подчиненными присутствует взаимное доверие и взаимное уважение.
- Отбор новых сотрудников ведется на основе личного потенциала и ценностных ориентаций претендентов на должность.
- Проводится регулярная оценка деятельности работников с целью выявления слабых мест и проведения корректирующих мероприятий по данному направлению.
- Замещение вакантных должностей производится преимущественно из собственного кадрового резерва.
- Планирование персонала долговременное.
- Между сотрудниками и руководителями присутствует взаимная социальная ответственность.
- Каждый сотрудник направляет свои усилия на поддержание имиджа организации.
Советы по созданию эффективной стратегии
Эффективная кадровая стратегия - это одна из гарантий успешного функционирования организации. При ее составлении нужно руководствоваться такими советами специалистов:
- Соответствие общей стратегии развития предприятия. Стратегия кадровой политики не должна противоречить или идти вразрез с глобальной целью. Более того, она должна поддерживать ее и способствовать эффективной реализации. Если какие-то изменения происходят в общей стратегии, также должны быть внесены коррективы в кадровую составляющую.
- В процесс разработки должно быть вовлечено не только высшее руководство, но также исполнительный персонал. Путем коллегиальных усилий удастся достичь баланса между потребностями организации и нуждами сотрудников.
- Необходимо продумывать стратегию кадрового развития на перспективу. Руководитель должен предвидеть, какие изменения могут произойти в отрасли, и какие требования будут выдвигаться к персоналу организации в связи с новыми условиями работы.
- Важно проанализировать все возможности и слабые стороны, которые существуют во внутренней и внешней среде организации. Разработке кадровой стратегии должен предшествовать тщательный анализ текущей ситуации. Все выявленные преимущества и недочеты должны быть учтены при формулировке целей.
- Необходимо выявить и сформулировать риски, которые могут возникнуть в ходе реализации стратегии. Также следует заранее предусмотреть варианты выхода из потенциальных кризисных ситуаций.
- Важно проводить непрерывный мониторинг реализации кадровой стратегии. Это нужно для своевременного выявления отклонений от реализации целей и принятия своевременных корректирующих решений.