Речевое событие: определение, характеристика и особенности

Речь - многокомпонентный акт. Эта уникальная форма общения исторически сложилась и совершенствовалась в ходе взаимодействия людей. В ней участвуют минимум две стороны: говорящий и слушающий, воспринимающий адресованную ему информацию. Несмотря на кажущуюся простоту, это довольно сложный процесс.

Компоненты устной речи

Звуки, произносимые человеком, складываются в слова, слова образуют фразы. Это основные четыре компонента речи.

речевое событие

Их отсутствие сделало бы нашу речь невыразительной, монотонной, подобной речи робота.

  1. Темп - это скорость произношения звуков, слогов, слов и фраз.
  2. Ритм - чередование ударных слогов и слов. Особенно ритмична поэтическая речь.
  3. Мелодика - элемент выразительности речи, движение голоса вверх и вниз. Например, к концу повествовательного предложения голос понижается, а к концу вопросительного - повышается.
  4. Выразительность речи - ее способность запоминаться и сосредотачивать на себе внимание слушающего за счет использования разнообразных выразительных средств языка.

Если говорящий недостаточно владеет многообразием речевых средств, то слушающие не смогут в полной мере понять смысл его речи, чувства, которые он хочет передать, или поймут их искаженно.

Что изучает прагмалингвистика

Лингвистика - наука о языке. Одна из ее дисциплин, речевая прагматика, изучает значение разных языковых компонентов в многообразии их сочетаний и условий применения.

речевое событие речевая ситуация

Одна и та же фраза может нести в себе различный смысл. Это зависит от того, какую информацию закладывает в нее говорящий, какие компоненты устной речи использует, в какой ситуации она применяется. Например, приветливое «Здравствуй!» может превратиться в угрожающее, если он сопровождает его соответствующей мимикой, движениями, интонациями либо это слово произнесено в безлюдном месте незнакомым человеком.

Таким образом, лингвистическая прагматика анализирует и изучает деятельность субъектов и объектов в процессе их речевого общения и сам процесс взаимного обмена информацией в речевой ситуации.

Единицы общения - это что?

Устное общение включает в себя следующие единицы:

  • Речевое событие - речевой контакт с целью общения посредством создания текста сообщения одним из общающихся и его понимания другим.
  • Речевую ситуацию, в которой происходит контакт между участниками общения. Она диктует выбор речевых средств, правил общения. Например, молодой человек объясняется в любви девушке и просит ее руки. Или он же отбивается от группы грабителей на улице. Очевидно, что такие разные ситуации диктуют и выбор совершенно разных речевых средств и правил для их разрешения.
  • Дискурс - это виды речевой практики: диалог, лекция, интервью и др. Ее вид выбирается в зависимости от речевого события. Например, учитель объясняет новый урок учащимся, подчиненный отчитывается перед начальником о своей работе, журналист берет интервью у актера.

Итак, много внешних и внутренних факторов оказывают влияние на характер протекания речевого события.

Состав

Задача речевого события - обмен информацией между общающимися людьми. Их речевые и личностные особенности влияют на понимание и оценку этой информации и оценку личности собеседника. То, что один воспримет как шутку, другой посчитает оскорблением. Значит, все компоненты речевого события должны быть продуманы их инициатором. Требуется это для недопущения подобных недоразумений.

роль адресата в речевом событии

Речевое событие включает в себя текст, который говорящий излагает устно. По сути, это устное произведение, цель которого - дать убедительную информацию слушателю. Не менее важно правильно подобрать и такой компонент речевого события, как речевая ситуация (время, место, правила общения, состав участников).

Адресант

Одним из компонентов события является адресант, то есть автор и отправитель речевой информации. Важно помнить, что представляет собой речевое событие: это контакт двух его участников.

что представляет собой речевое событие

Адресант должен обладать некоторыми специальными навыками и личностными качествами, чтобы вызвать и поддерживать интерес к предмету разговора:

  • быть эрудированным, подготовленным к разговору на конкретную тему;
  • иметь грамотную, выразительную, точную, логичную, доступную, образную речь;
  • хорошо ориентироваться в ситуации, знать особенности аудитории (уровень заинтересованности, образованности, социальный статус);
  • владеть психологическими приемами установления обратной связи с адресатами, что стимулирует обоюдный интерес и желание продолжать общение;
  • соблюдать этические правила и нормы речевого общения.

Даже внешний вид говорящего может располагать собеседника к общению с ним или, наоборот, отталкивать, отвлекать внимание от предмета обсуждения.

Адресат

Адресант, или инициатор контакта с другим лицом (или лицами), планирует речевое событие, речевую ситуацию, чтобы получить желаемый результат от общения. Но во многом успех его зависит от того, насколько обладает культурой речевого общения его адресат, то есть то лицо, с которым он намерен общаться.

Роль адресата в речевом событии заключается в активном восприятии обращенной к нему речи, иначе она воспринимается фрагментарно, ошибочно. Это приводит к тому, что цель общения не достигается, возникают недопонимание, противоречия между его субъектами.

роль адресата в речевом событии

Привычка быть внимательным слушателем воспитывается с детства, а затем сознательно формируется в себе самим человеком, иначе возникает непонимание смысла обращенной к нему речи. Ему способствуют такие негативные привычки: концентрировать внимание на внешности говорящего, на особенностях его речи, отвлекаться на посторонние звуки, мысли, навязчивые движения, неумение дослушивать до конца речь адресанта, поспешность выводов и умозаключений. Зачастую это имеет далеко идущие последствия.

Например, невнимательно выслушанные указания или инструкции мастера производства тянут за собой длинный шлейф нарушений в действиях подчиненных и ведут в конечном результате к большому объему бракованной продукции.

Средства речевого взаимодействия

Речь является не только средством передачи и получения информации, но и инструментом воздействия на других людей. Цель этого - добиться совпадений точек зрения на проблемы, чтобы убедить партнера по общению думать, а затем действовать так, как хочет того адресант. Для этого используются различные средства звучащей речи (вербальные): интонации, сила голоса, темп произнесения. Эти средства делают речь более интересной, привлекают и удерживают внимание слушателя.

Задача убедить кого-то в чем-то достаточно трудная, поэтому помимо вербальных средств речевого взаимодействия используются и невербальные, не связанные с произнесением звуков, слов, фраз. Участники речевого события зачастую сами не замечают, как меняют позу, телодвижения, мимику в зависимости от того, что и с какой степенью экспрессии они произносят или слышат.

что являет собой речевое событие

Опытные собеседники по внешним поведенческим признакам могут догадаться, какие чувства испытывает оппонент и насколько он искренен в своих высказываниях. Эти внешние сигналы являются стимулом для говорящего к подбору таких речевых и неречевых средств, которые заставят слушателя сосредоточиться, думать в нужном направлении.

Выбор вербальных и невербальных средств во многом зависит от пола, возраста, социального статуса, уровня культуры партнеров по общению, от темы и цели разговора, речевой ситуации.

Правила речевого взаимодействия

Правильная структура речевого события - не единственное условие его эффективности. Результат зависит во многом от того, насколько коммуникантами соблюдаются принятые правила речевого и неречевого взаимодействия. Например:

  • уважать точку зрения партнера и внимательно выслушивать ее, относиться к нему как к равному, не демонстрировать превосходства;
  • не фиксировать внимание на его внешности и стиле одежды, на речевых недостатках и дефектах, но учитывать его психологическое и физическое состояние;
  • сдерживать негативные эмоции в процессе общения, пользоваться только нормативной лексикой;
  • слушать партнера, глядя на него, не отвлекаясь на сторонние объекты;
  • делать выводы, лишь дослушав говорящего до конца;
  • демонстрировать поддержку и интерес к высказываниям противоположной стороны одобрительными жестами, мимикой, короткими репликами;
  • использовать только проверенную доказательную базу.

Многие правила общения обусловлены национальными обычаями, корпоративными традициями и могут иметь противоположное значение, например в разных странах.

структура речевого события

Поэтому, если предстоят какие-то речевые события, их участники должны познакомиться с этическими нормами и особенностями стиля речевого взаимодействия другой стороны, чтобы правильно воспринимать и толковать в ходе общения их непривычные формы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.