От качества менеджмента и применяемых бизнес-процессов зависит то, насколько далеко продвинется организация на современном рынке реализации товаров и услуг. Существует множество методов улучшения работы фирмы, которые в той или иной степени способны улучить качество товара, повысить продажи, снизить издержки и т. п.
Приведенная ниже статья посвящена базовым принципам концепции TQM, которая получила широкое применение среди управленцев во всем мире. Ниже можно будет узнать, что такое TQM, какие у этой концепции цели и задачи, а также ознакомиться с подробным описанием ее основополагающих элементов.
TQM: описание и определение
Изначально термин TQM был введен в 60-х годах с целью обозначения японского метода управления предприятиями. Подобный подход основывался на постоянном усовершенствовании различных составляющих элементов компании, таких как производство, организация деятельности, закупка сырья, сбыт и т. д.
Расшифровывается аббревиатура TQM как всеобщее управление качеством. Принципы такого управления являются ключевыми в подобной концепции, основные из которых следующие:
- Ориентация на покупателя.
- Вовлечение работников в жизнь организации.
- Процессный подход.
- Единство системы.
- Стратегический и систематический подход.
- Постоянное улучшение.
- Выработка решений, основанных лишь на конкретных фактах.
- Коммуникации.
Важно отметить, что TQM – это конкретный подход, который включает в себя принципы, методы и инструменты анализа всех вопросов в управлении организацией. Задачей TQM является улучшение качества деятельности организации, при этом подобная концепция преследует цель удовлетворить потребителя и принести выгоду всем заинтересованным субъектам, которыми выступают работники, поставщики, руководство и т. д.
После того как были рассмотрены определение, цели и задачи, следует в отдельности остановиться на каждом из основных принципов TQM.
Принцип № 1: ориентация на покупателя
Любая компания не может нормально функционировать на рынке, если у нее нет заказчиков (покупателей), поэтому руководство должно уделять должное внимание этому вопросу. Такой принцип TQM говорит о том, что организации и ее персоналу следует выполнять требования заказчиков и стараться превзойти их ожидания.
Ориентация на покупателя требует системного подхода к изучению потребностей клиентов, что включает в себя сбор претензий и жалоб. Регулярный анализ таких сведений позволит избежать повторения определенных ошибок в будущем.
Принцип № 2: вовлечение работников в жизнь организации
При внедрении в организации принципов концепции TQM следует помнить, что вовлеченность персонала играет значительную роль в этом процессе. Все сотрудники, начиная от руководящих кадров, заканчивая работниками низшего звена, должны быть вовлечены в управление качеством.
Такой принцип TQM основывается на том, чтобы деятельность и цели каждого из сотрудников максимально соответствовали целям компании. В этом случае большую роль играет поощрение сотрудников при групповой работе, так как эффективность работы значительно увеличивается.
Принцип № 3: процессный подход
Как известно, процесс – это набор определенных действий. В случае с производством, а точнее, в ходе его деятельности, процессы преобразовываются в определенный результат работы. Все процессы могут реализоваться лишь посредством бизнес-функций.
Подобный принцип TQM предусматривает управление компанией, которое делится на два уровня:
- управление каждым процессом;
- всецелое управление организацией (группой бизнес-процессов).
Принцип № 4: единство системы
Большая часть компаний состоит из множества элементов, которыми являются подразделения, отделы, цеха или конкретные должностные лица. В целом, деятельность этих элементов и создает результат, которым может выступать продукт или услуга, имеющие ценность как для фирмы, так и для потребителей.
Для того чтобы этот принцип TQM в управлении качеством был реализован, необходимо, чтобы все действия элементов компании были взаимосвязаны и не противоречили друг другу. Однако этот момент требует постоянного контроля и воспитания у работников общей культуры качества, для того чтобы вовремя было можно обнаружить отклонения и направить действия в нужное русло.
Принцип № 5: стратегический и систематический подход
Как отмечают специалисты, такой принцип TQM в школе менеджмента является наиболее значимым, так как постоянная работа над улучшением качества должна быть частью всех стратегических планов фирмы. Достижение желаемых результатов в этом направлении возможно лишь при осуществлении непрерывной работы, где все действия являются систематизированными.
Принцип № 6: постоянное улучшение
При реализации концепции всеобщего управления качеством руководство должно непрерывно оценивать возникающие проблемы, анализировать их причины и принимать ряд необходимых действий, которые должны быть направлены на корректировку и предупреждение проблем. Благодаря такой постоянной работе происходит улучшение работы организации и максимальное удовлетворение потребностей потребителя. В этом принципе TQM важно помнить, что именно руководство должно сопровождать этот процесс под своим чутким руководством, что, в свою очередь, обеспечит своевременную реакцию и поможет достигнуть поставленных целей.
Принцип № 7: выработка решений, основанных лишь на конкретных фактах
Любое решение должно быть аргументировано и подкреплено достоверными фактами. Источниками данных, на основании которых принимается то или иное решение, могут быть анализы жалоб, предложений, касающихся качества продукции или любой другой информации, которая связанная с деятельностью компании.
Особое внимание в этом принципе уделяется анализу идей, которые поступают от сотрудников организации, так как они видят работу изнутри и могут сопоставлять ее с условиями внешней среды. К примеру, сотрудник отдела закупок может вынести предложение по смене поставщика сырья, что поможет снизить расходы, а руководитель должен учесть, не повлечет ли это за собой каких-либо производственных трудностей.
Принцип № 8: коммуникации
В работе любой фирмы коммуникации играют большую роль. Руководство должно помнить, что доведение информации до персонала и получение от него обратной связи способствует поддержанию мотивации сотрудников всех уровней. В случае каких-либо произошедших или предстоящих изменений все участники должны быть своевременно уведомлены, для того чтобы их деятельность не противоречила чему-либо.
Внедрение TQM
В связи с тем, что каждая фирма по-своему уникальна, общего правила внедрения концепции TQM не существует. Однако выделяют следующие основные элементы методологии внедрения всеобщего управления качеством:
- Руководство должно принять философию этой концепции и довести ее до всех подчиненных.
- На начальном этапе внедрения следует провести качественный анализ культуры качества и оценить уровень удовлетворенности своих потребителей.
- Руководство должно выбрать основные принципы TQM и следовать им при приведении повышении уровня качества.
- Должны быть разработаны стратегические планы внедрения TQM в работу фирмы.
- Должен быть составлен перечень приоритетных требований потребителей и план приведения уровня качества продукции в соответствии с этими требованиями.
- Руководители всех уровней должны на личном примере способствовать внедрению TQM.
- Ежедневно должны выполняться все необходимые бизнес-процессы, направленные на улучшение качества.
- Следует регулярно оценивать результат и прогресс внедрения TQM согласно установленным планам.
- Важно постоянно осведомлять работников всех уровней обо всех изменениях и поощрять их инициативу, направленную на улучшение качества.
Заключение
В заключение стоит отметить, что внедрение методологии TQM и следование ее принципам - не всегда легкая задача. Однако, приложив усилия, можно достичь улучшения качества продукции и работы организации в целом, что в свою очередь повлияет положительным образом на конкурентоспособность и доход.