В процессе обучения деятельность имеет учебно-познавательный характер. Именно потому эффективность данного процесса зависит от владения педагогами основными закономерностями учебно-познавательной деятельности школьников. С их учетом создаются концептуальные подходы к управлению образованием.
Теоретические вопросы
Под концепцией обучения подразумевают сумму обобщенных положений либо систему взглядов на понимание сущности, методики, содержания и организации образовательного процесса.
Концептуальный подход предполагает продумывание деятельности учителей и школьников в рамках урока (внеурочной деятельности).
Варианты концепций
В практике используют следующие виды:
- теорию поэтапного развития умственных понятий и действий;
- рефлекторную концепцию;
- развивающее обучение (Д. Б. Эльконина);
- теорию проблемно-деятельностного обучения;
- контекстное обучение;
- обучение на основе нейролингвистического программирования;
- теорию программированного обучения.
Рассмотрим подробнее некоторые концептуальные подходы к организации образования и воспитания.
Ассоциативно-рефлекторная теория обучения
Согласно данной теории были сформулированы дидактические принципы, создано множество методов обучения. Концептуальный подход основывается на условно-рефлекторной деятельности человеческого мозга, выявленной И. П. Павловым и И. М. Сеченовым. По их учению, в процессе жизнедеятельности человека в его мозгу осуществляется процесс формирования ассоциаций – условно-рефлекторных связей. Они являются опытом, жизненным багажом человека. От того, насколько устойчивыми они будут, зависит индивидуальность отдельной личности.
На базе учения о физиологии умственной деятельности известными учеными, психологами, педагогами А. А. Смирновым, С. Л. Рубинштейном, Ю. А. Самариным был разработан ассоциативно-рефлекторный концептуальный подход к обучению и воспитанию. Краткий смысл данной теории можно отразить следующими положениями:
- формирование умений и навыков, усвоение знаний, развитие личностных качеств – это процесс образования в сознании простых и сложных ассоциаций;
- он обладает определенной логической последовательностью.
Среди этапов, которые характерны для данной концепции, выделяют:
- восприятие материала;
- осмысление информации;
- сохранение его в памяти;
- использование усвоенных знаний в реальной практике.
Этот концептуальный подход выделяет в качестве основного этапа процесса обучения активную мыслительную деятельность школьника по решению практических и теоретических учебных задач.
Максимальный результат в обучении достигается в случае соблюдения некоторых условий:
- формирование со стороны школьников позитивного отношения к обучению;
- предоставление материала в четкой последовательности;
- закрепление его с помощью практической и умственной деятельности;
- использование знаний в служебных и учебных целях.
Важные аспекты
Концептуальный подход к образованию предполагает овладение учебным материалом. Для повышения уровня ее восприятия задействуются разные анализаторы: зрительные, слуховые, двигательные.
Чем большее количество органов чувств ребенка принимает участие в восприятии учебной информации, тем легче она воспринимается.
Концептуальные подходы к воспитанию – это база, на основе которой работают педагоги. Необходимо учитывать, что в процессе восприятия учебного материала ребенок способен удерживать в памяти около 6-9 разных элементов либо информационных блоков.
Иное является фоном, который часто затрудняет восприятие конкретной информации.
Концептуальные методические подходы предполагают разделение материала на блоки, чтобы можно было выделять главное, применять подчеркивание, обращать внимание на какие-нибудь детали.
Деятельность по осмыслению материала предполагает определенную сложность. Мышление «функционирует» в том случае, когда в сознании есть определенный материал в форме примеров, фактов, понятий, представлений.
Для активизации осмысления учебной информации важно, чтобы он был логичным, доступным, актуализированным, понятным. Именно поэтому педагоги применяют четкие формулировки, рисунки, схемы, сравнения, примеры. Они обеспечивают не только восприятие, но и осмысление учебного материала, а также его закрепление в памяти. Для этого используют и произвольное, и непроизвольное запоминание.
Так как процесс забывания полученной информации у ребенка идет по нисходящей линии, преподаватель должен предотвращать забывание материала после его сообщения. Педагог понимает, что применение на практике знаний эффект дает только в том случае, когда оно осуществляется осознанно. В ином случае учащиеся не смогут обнаружить собственные ошибки, осознать разные способы использования знаний.
Специфика ассоциативно-рефлекторной теории
Концептуальные подходы к исследованию предполагают направленность на умственное развитие школьников, совершенствование у ребят творческого самостоятельного мышления.
Это реализуется с помощью игровых форм обучения, которые позволяют накапливать у ребят разные профессиональные ассоциации, совершенствовать интеллектуальные способности.
Теория поэтапного формирования умственных понятий и действий
Результативное усвоение умений, навыков, знаний, развитие интеллектуальных качеств связано не только с познавательной активностью школьников, но и с накоплением ими способов и приемов профессиональной деятельности. В данном плане максимальный эффект дает обучение на базе теории поэтапного формирования понятий и умственных действий. Ее создателями стали Д. Б. Эльконин, П. Я. Гальперин, а также другие психологи и педагоги.
Выделим основные идеи данной теории:
- Принципиальная общность строения внешней и внутренней деятельности человека. Предполагается, что умственное развитие является процессом усвоения навыков, знаний, умений путем поэтапного перехода с «материального» (внешнего) на умственный, внутренний план. Они сокращаются, вербализуются, обобщаются.
- Любое действие является сложной системой, которая состоит из составных частей: управляющей, рабочей, контрольной.
Какова их безопасность? Концептуальные подходы предполагают отражение условий, которые нужны для успешного осуществления всех действий.
У каждого из них есть определенные параметры: форма, мера обобщенности, развернутости, освоения.
ООД
Качество приобретаемых умений, навыков, знаний, их развитие зависят от рациональности создания ориентировочной основы деятельности (ООД). Она представляет собой графически либо текстуально выполненную модель анализируемого действия, а также систему его эффективного исполнения. Какими параметрами характеризуется в этом контексте концептуальный подход? Определение его предлагается в разных трактовках, но их суть сводится к поиску эффективных методов и средств обучения, способствующих достижению желаемого результата.
Простой ОДД можно считать инструкцию по использованию прибора, в которой четко указывается алгоритм действий пользователя.
Типы ориентировочной основы
В повседневном процессе обучения применяют несколько типов ОДД. Проанализируем некоторые из них, выявим их отличительные особенности.
Первый тип отличается неполной ООД. При этом указывается только исполнительная часть предполагаемого решения и пример конечного итога действия. К примеру, нужно выполнить лабораторную работу по физике, связанную с определением тока и напряжения в цепи. Школьник сам определяет последовательность сборки электрической цепи, используя предлагаемые ему приборы и вспомогательные материалы. Методом проб и ошибок он проводит измерения, оформляет полученные результаты в тетради, проводит необходимые расчеты. Усвоение алгоритма сбора электрической цепи, правильности включения в нее амперметра и вольтметра помогает школьнику освоить тему, приобрести устойчивые знания.
ООД с ориентирами
Второй вариант предполагает указание ребенку каких-то конкретных ориентиров, применение которых поможет ему справиться с поставленной задачей. К примеру, в рамках выполнения практической работы по химии сначала педагог оговаривает те реактивы, которые может применять школьник, затем ребенок приступает к самостоятельной работе. Подобный подход способствует существенному сокращению времени, затрачиваемого ребенком на достижение необходимого результата.
Третий вариант ООД характеризуется предоставлением основных ориентиров в общем виде. Он является инвариантным, оптимально подходящим для личностно-ориентированного подхода, применяемого в настоящее время в отечественной педагогике.
При его применении обучающийся самостоятельно продумывает и формирует последовательность действий, приобретая при этом общие навыки учебной деятельности. Инвариантная ООД активно применяется педагогами естественных предметов.
Заключение
При обучении подрастающего поколения новым теоретическим знаниям, практическим навыкам, важно осуществлять поэтапное формирование умственной деятельности. На первой ступени предполагается мотивация. В ее рамках у школьников развивается нужная познавательная мотивация, которая помогает им овладевать конкретным действием.
Далее выполняется предварительное знакомство с самим действием, чтобы в сознании школьников образовалась ориентировочная основа. От качества этого этапа зависит конечный результат обучения.
На третьем этапе школьники осуществляют действия согласно учебным планам, применяемым педагогами в рамках конкретной учебной дисциплины. Педагог осуществляет контроль и корректировку действий. Завершающим действием является анализ своей успешности, проведение которого - условие ФГОС нового поколения.