Воспитательный процесс ребенка связан с его учебной деятельностью. При правильно организованной учебной деятельности формируется картина мира у дошкольника и школьника, уважение к старшим, сострадание, толерантность, владение своими чувствами и воображение.
Основы учебно-воспитательного процесса
Обучение детей тесно связано с личностным ростом, развитием нравственных, физических качеств. Учебно воспитательный процесс – это создание таких условий вокруг учащегося, в которых он может развивать свои способности и познавать мир. Обучение основывается на тех принципах и традициях, которые существуют в данной стране, крае, городе.
У дошкольников учебно-воспитательный процесс является игрой. Игра учит взаимодействовать между собой, замечать интересные факты и события, включать воображение, откликаться на чувства других людей, уметь сопереживать и ответственно подходить к своим ежедневным обязанностям.
Среда – это окружение ребенка, благодаря которому он учится правилам поведения в обществе. Основные требования к окружению:
- безопасность;
- способствовать развитию;
- помогать физическому развитию;
- быть внешне привлекательным.
В воспитательном деле ученик должен получать знания и развиваться в различных сферах:
- физическая;
- музыкальная;
- трудовая;
- театральная;
- познавательная.
Для родителей и педагогов стоит первоочередная задача, воспитывать детей постоянно, периодические запреты не должны подавить в ребенке инициативу.
Педагогические принципы учебно-воспитательной деятельности
Учебно-воспитательный процесс – это совокупность принципов, которые позволяют заниматься обучением ребенка. Существует несколько принципов, которые используются в учебно-воспитательной деятельности:
- природосообразности;
- гуманизации;
- целостности;
- демократизации;
- культуросообразности;
- единства и непротиворечивости;
- профессиональной целесообразности;
- политехнизма.
Принцип природосообразности гласит, что программу учебно-воспитательной деятельности необходимо строить исходя из возраста учащегося и его наклонностей. Мотивировать в детях желание развиваться и обучаться.
Принцип гуманизации предполагает уважительное отношение к ученику. Преподаватель должен строить доверительные отношения, основанные на общечеловеческих чувствах.
Принцип целостности предполагает взаимодействие всех компонентов учебного процесса.
Принцип культуросообразности предполагает знакомство ребенка с той культурной средой, в которой он находится.
Принцип единства и непротиворечивости возможен при тесном взаимодействии родителей и учителей. Требования взрослых должны быть понятны и прозрачны.
Принцип профессиональной целесообразности основывается на обучении преподавателей навыкам, необходимым в учебном деле.
Принцип политехнизма позволяет взаимодействовать между собой точным наукам.
Субъекты воспитательного процесса
Педагог в системе образования является субъектом. Субъекты учебно воспитательного процесса занимают особое место в образовании. Они имеют четкое представление о профессиональной деятельности и соотношении себя с социальной средой.
Позиция педагога играет ключевую роль в становлении личности учащегося. Педагогическая активность формируется исходя из нравственных ценностей, социального уклада, отношений к окружающим. Педагогический учебно-воспитательный процесс определяется ожиданиями окружающих с одной стороны и личными целями и интересами с другой.
По отношению к детям педагог может быть:
- другом, если нашел подход к каждому ребенку и коллективу в целом;
- источником информации и не переступать границу;
- диктатором и не воспринимать желания детей;
- советчиком, осторожно подводить детей к требуемому решению;
- искрой в сознании ребенка, если взрослый смог заинтересовать и увлечь.
Любая роль учителя несет положительные и отрицательные стороны, но существуют некоторые моменты, которые не должны появляться в воспитании. Ребенок не может существовать во вседозволенности, становясь кумиром, подчинять воле взрослых. Педагог должен уважать личность, поддерживать инициативность.
Ученик, занимая позицию субъекта в воспитательном процессе, представляет личность, которая развивается и формируется в некой среде. Ориентируясь на примеры взрослых, он выбирает определенную модель поведения. Формируются личностные качества, нравственные устои, взаимоотношения со сверстниками, поступки. Социальные условия, в которых воспитывается человек, оказывают существенное влияние на интересы, развитие возможностей и дальнейшую жизнь.
Объекты процесса
Объекты учебно-воспитательного процесса существуют в сформированной среде и не пытаются выйти за ее границы.
Дети и подростки, как объекты учебного процесса, подвергаются влиянию взрослых. Взрослые принимают решения за учащихся, подталкивают ребенка к определенному действию и передают опыт.
Закономерности учебного процесса
Учебно-воспитательный процесс – это совокупность закономерностей:
- педагогика неразрывно связана с потребностями общества;
- педагог выстраивает систему обучения, согласовывая ее с руководителем учебного заведения, в соответствии с собственными убеждениями и социально-экономическим положением в стране;
- программа корректируется в зависимости от способностей объектов обучения;
- развитие ребенка зависит от социального статуса семьи, наследственности и заинтересованности;
- взаимосвязь всех компонентов учебной деятельности.
Взаимодействие внутри учебного заведения
Учебно-воспитательный процесс – это создание условий, в которых ребенок развивает свою индивидуальность, формирует личностные качества. Для того, чтобы появилась возможность добиться результата, необходимо взаимодействовать между всеми сторонами воспитательного процесса.
Совместная работа педагога с коллегами позволяет раскрыться ученикам, увидеть детей с разной стороны. Взаимодействие классного руководителя, куратора или воспитателя должно происходить с администрацией учебного заведения и другими сотрудниками.
Взаимодействие педагога с другими субъектами учебного процесса
Учебно-воспитательный процесс в школе не может происходить качественно без работы педагога и родителя. Зачастую эта часть дается сложно из-за недопонимания и недосказанности. Для успеха необходимо, чтобы обе стороны были настроены на сотрудничество.
Самый основной блок в работе педагога – это совместная работа и взаимоотношения с детьми. Учитель достигает результата благодаря индивидуальному подходу к ученикам, совместной деятельности, выездным мероприятиям.
Для формирования в детях правильных принципов требуется взаимодействие всех компонентов учебного процесса. Ребенок должен оставаться субъектом воспитания и при построении системы взаимодействия необходимо учитывать интересы ребенка.