Карнизный узел строительной крыши: инструкция и правила установки

Скаты крыши выполняют не только защитно-несущие функции, но и оказывают существенное влияние на формирование архитектурно-дизайнерского образа дома. В немалой степени визуальная корректировка пропорций крыши будет зависеть от характеристик свеса. Это карнизный узел, ширина и положение которого подчеркивают границы кровельных скатов. Также конструкция этого элемента может выполнять и практические задачи.

Структура карнизного свеса

Все элементы данной конструкции крыши можно условно разделить на две группы:

Для начала надо подчеркнуть, что карниз начинается в точке, где заканчивается стеновой каркас дома. Как правило, скат фиксируется в этой зоне на платформе мауэрлата – несущей балки, устанавливаемой на вершине наружной стены. Систему карнизного узла стропильной крыши продолжает «кровельный пирог» с обрешеткой и несущими планками. Это силовая конструкционная часть, которая выводит линию ската за периметр каркаса строения.

Что касается вспомогательных элементов, то их присутствие как раз и отличает скаты на стропах от карнизного свеса. Во-первых, это группа крепежных устройств с опорной доской, софитами и несущим фартуком. Во-вторых, это ряд функциональных компонентов наподобие изоляционных прослоек, водосточного желоба, системы вентиляции, капельника и других дополнений, которые включаются в конструкцию по необходимости.

Карниз под кровлей

Материалы для конструкции карниза

И вновь основа будет выполняться преимущественно по тем же правилам, что и стропильная система с кровлей. Чаще используются древесные элементы, металлические листы, пластиковые наборные компоненты и т. д. Например, доска будет хороша с точки зрения легкости обработки – податливая древесная структура позволит формировать самые сложные конструкционные варианты карниза. Металлические элементы обычно представляют собой стальные оцинкованные листы толщиной 0,8-1 мм. Иногда используют и алюминий толщиной 6 мм, но в плане характеристик прочности это не лучший вариант. И напротив, самым надежным будет кирпичный карнизный узел, сформированный выступающей кладкой. В частном домостроении обычно используют малую архитектурную форму – так называемый сандрик. Это небольшой кирпичный карниз, который может выполнять задачу водоотвода, визуальное разделение фасада по горизонтали и т. д. Исполнение сандрика по форме также имеет разные варианты. Так, практикуется сооружение прямоугольных, треугольных и даже криволинейных конструкций.

Нормативные параметры конструкции

Существует рекомендуемый формат организации свеса по ГОСТу, который определяет размеры карниза, выполненного из разных материалов. В частности, ширина свеса на основе волнистых асбоцементных листов составляет 250 мм, а из оцинкованной стали – не меньше 120 мм. В системах с гибкой кровлей следует делать небольшие выступы порядка 70 мм. Одна из самых распространенных схем предполагает сопряжение карнизного узла с металлочерепицей – ширина этой конструкции должна составлять 50-70 мм в зависимости от характеристик внутренних строп в подкровельном пространстве. Остальные параметры также не имеют строгой регламентации и в каждом случае их утверждает проектировщик стропильной системы.

Оптимальные пропорции свеса

Определяя конфигурацию карниза, будет нелишним руководствоваться несколькими правилами. В первую очередь, высота свеса относительно поверхности земли должна соответствовать уровню аттиковой стены. Если данная часть каркаса дома отсутствует, то карниз и вовсе может опираться на чердачное перекрытие. Имеет значение и расположение карниза относительно проемов и входных групп. В этой части следует учитывать степень затененности для окон, маскировочные свойства и органичность дизайна конструкции в единой композиции с другими элементами крыши. Например, чрезмерно узкий карнизный узел выглядит неестественно, а слишком большой может закрывать другие функциональные устройства наподобие светильников, водосточных систем и т.д.

Разумеется, как и для ската, для свеса важен правильно рассчитанный угол наклона. Эти два угла могут не совпадать между собой, так как линия карниза часто выполняется преломленной. И все же стандартом считается 45-градусный наклон, при котором можно равномерно распределить нагрузки по свесу, сохранив функциональное наполнение конструкции.

Варианты конструкционного исполнения

Софиты карниза

Принципиально форматы реализации карнизного свеса можно разделить на следующие виды:

  • Неподшитые конструкции – применяются при устройстве вальмовой (четырехскатной) стропильной крыши, а также для некоторых двускатных систем. В сущности, это продолжения скатов с минимальным уклоном, но без нижних прикрывающих панелей.
  • Подшитые – тоже часто используются при устройстве вальмовых и двускатных крыш, но с определенными нюансами. Дело в том, что карнизный узел стропильной крыши с подшивкой формирует техническое пространство, расширяющее функциональность конструкции. Чаще всего герметичные ниши свесов применяются в качестве скрывающей полости для электротехники – в нее встраиваются лампы, фонари и средства подсветки.
  • Коробчатые свесы – разновидность карниза с подшивкой, который наилучшим образом раскрывает свои плюсы в односкатных и ломаных стропильных системах.
  • Укороченные свесы – малозатратная и простая конструкция, которая дает минимальный набор функциональных возможностей, но зато меньше нагружает кровельный каркас.

Особенности карнизного узла в плоской крыше

Карнизный узел плоской крыши

Основные отличия данного карниза от свесов для скатных систем заключаются в отсутствии наклона и устройстве более надежной герметизации на верхней поверхности конструкции. Выступ может быть полностью горизонтальным – также продолжать линию плоской кровли, а может иметь небольшой уклон до 5 градусов. Наличие даже минимального ската облегчит процесс отвода атмосферных осадков. К слову, именно необходимостью защиты от дождевых вод и талого снега объясняются повышенные требования к изоляции карнизный узел плоской кровли и его стыков. Используется несколько слоев гидро- и теплоизоляторов, которые тщательно спаиваются, обрабатываются силиконовыми и битумными смесями. В основе карниза при этом могут быть как отдельные элементы кровельного настила, так и часть капитального каркаса в виде железобетонного перекрытия.

Вентиляционная система в карнизе

Вентиляция карнизного узла

Технологически в конструкцию свеса может быть интегрирован патрубок для вывода продуктов сгорания или же обеспечения циркуляции воздуха. Кроме этого, если компоненты системы как таковые не имеют каналов проветривания, их следует создавать дополнительно, иначе в подкровельном пространстве будет образовываться конденсат. Простейшая система вентиляции предусматривает создание выпускных отверстий в той же подшивке. Обычно их формируют групповым образом с выдержкой диаметра порядка 5-10 мм. Опять же стоит отметить, что существуют доборные элементы карнизного узла, в которых уже есть готовые перфорации и отверстия для циркуляции воздушных потоков. Что касается вывода патрубков, то для них проделываются специальные отверстия крупного диаметра, которые могут выходить через стропильную систему, минуя перекрытие.

Инструмент для монтажа конструкции

Кровельные работы предполагают использование нескольких групп инструментов и расходных материалов. Так, в подготовительных мероприятиях может применяться комплекс измерительных и разметочных устройств наподобие дальномера, угломера, линейки, нивелира, маркера и т.д. Непосредственно монтажные операции выполняют следующими инструментами:

  • Шуруповерт.
  • Молоток.
  • Киянка.
  • Зубило.
  • Инструмент для обработки материалов. Для металла и древесины используются разные устройства наподобие ножовки, лобзика, дисковой пилы и т.д.

В зависимости от требований проекта, подбираются и расходные материалы для карнизного свеса. Узел помимо основных сборных элементов будет формироваться монтажной фурнитурой. Это могут быть уголки, хомуты, скобы, профильные детали и стыковочные устройства.

Монтаж основы карниза

В типовой модели конструкция устраивается на основе карнизной обрешетки в нижней части ската, который, в свою очередь, или упирается в стропильное перекрытие, или же минует его, опускаясь еще ниже. Задача кровельщика заключается в соединении этих элементов посредством деревянных, металлических или пластиковых планок. Упомянутая выше кирпичная основа, как правило, устраивается на этапе возведения стеновой конструкции.

Конструкция карнизного узла

Итак, крепление карнизного узла из планок выполняется с помощью брусков или профильных металлических элементов, которые фиксируются к нижней стороне ската. Далее по установленным заготовкам формируется обрешетка, на которую в дальнейшем будет фиксироваться обшивка. Наружный край стыка обрешетки и ската необходимо также закрыть планкой, чтобы она не оставляла зазора с верхней стороны. Получается замкнутый наклонный свес без ниши в карнизном пространстве. Для его создания дополнительно потребуется установка обрешетки к стене, после чего к ее нижнему брусу от наружного края монтируется еще одна группа несущих планок.

Какой крепеж следует использовать?

В монтаже деревянных брусков, профильных компонентов и каркаса обрешетки в целом можно ограничиться гвоздями формата 0,8 мм, правильно соблюдая отступы. В случае с металлом по умолчанию применяются саморезы и болты, но массивные ответственные конструкции следует усаживать на более надежные метизы. Например, узлы крепления к карнизной плите из железобетона выполняются анкерными соединениями, а при наличии выдающейся наружу арматуры можно применять и сварку. Тяжелые металлические листы к деревянным планкам фиксируются через контробрешетку с помощью оцинкованных саморезов с уплотнителем.

Узкий карнизный свес

Выполнение обшивки

Использовать обшивку с нижней стороны выгодно не только по причине образования замкнутого короба в подкарнизном пространстве. Сама отделка такого рода позволяет украсить конструкцию свеса, нередко устраняя его же дефекты. Собственно, решений данной задачи может быть несколько – к созданной несущей базе из обрешетки прибить ряд досок, облицевать всю площадь фанерой, или же применить сайдинговые панели, которые удобно встраивать в конструкции с разными формами и размерами. Также не стоит забывать о фронтонах, то есть боковых сторонах карнизного узла. От стропильной ноги до самой нижней точки свеса производится отделка тем же материалом, что и основная горизонтальная подшивка. Важно лишь учитывать иной характер внешних воздействий на эту сторону. Если нижняя подшивка практически не контактирует с лучами солнца, то фронтон будет принимать на себя и ультрафиолет, и различные механические нагрузки.

Заключение

Карнизный узел

Хорошо продуманная скатная система в связке с фасадом и стропильной конструкцией поможет организовать всестороннюю защиту подкровельного пространства и добиться эстетической ценности свесов. Еще на этапе проектирования важно продумать, какой еще может быть функциональная нагрузка на конкретные узлы карнизного свеса. Кровля позволяет выполнять отвод талой воды в удаленные от фундамента водосборники, но для этого потребуется соответствующий вылет свеса с элементами отправки стоков. Это же касается вентиляционной системы, которая может базироваться на аэрационных компонентах разной конфигурации. При этом каждая функция карниза должна просчитываться как по возможностям технической реализации, так и по декоративным свойствам.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.