Развитие советской философской мысли шло довольно сложным путем. Ученые должны были работать только над той проблематикой, которая не выходила бы за коммунистические рамки. Любое инакомыслие подвергалось гонениям и преследованиям, а потому редкие смельчаки решались посвятить свою жизнь тем идеалам, которые не совпадали с мнением советской верхушки. Личность философа Эвальда Ильенкова в середине прошлого века вызывала у научного сообщества подозрение и недоумение. Его идеи, которые с восторгом принимали на Западе, в родном институте старались всеми возможными способами не выпустить за его пределы. Книги Эвальда Ильенкова сегодня можно приобрести в любом реальном или интернет-магазине, но в свое время работы философа печатались неохотно, а многие из них так и не увидели свет при жизни автора. Все это вызывает огромный интерес у наших современников к ученому и его научным идеям. Из нашей статьи вы узнаете биографию Эвальда Васильевича Ильенкова, а также мы кратко опишем его основные научные теории.
Биографическая справка: детство и юность
Биография Эвальда Ильенкова до определенного момента вполне типична для советского человека. Родился будущий ученый в интеллигентной семье. Его мать трудилась учительницей, а отец был писателем. Его книги даже снискали признание в высших кругах, за что Василий Ильенков был выдвинут на Сталинскую премию.
В двадцать четвертом году, когда на свет появился Эвальд, семья проживала в Смоленске. Однако в четыре года в жизни будущего ученого произошли большие изменения – он вместе с родителями переехал в советскую столицу. Еще через несколько лет семья переселилась в новый район Москвы в дом, где проживала только писательская элита.
Год окончания Эвальдом Ильенковым школы совпал с началом Отечественной войны. Но юношу сразу после учебного заведения на фронт не взяли, поэтому он поступил на философский факультет московского университета. Однако буквально через несколько месяцев всех студентов и преподавательский состав эвакуировали в Ашхабад, еще через год институт был переведен в Свердловск. С ним переезжал с места на место и юный Э. В. Ильенков.
Военные годы
По достижении восемнадцатилетия Эвальда Ильенкова призвали в армию. Он был направлен на обучение в Сухой Лог. Там в военные годы базировалось Одесское артиллерийское училище. В его стенах юноша провел практически целый год.
Сдав итоговые экзамены в училище, будущий ученый получил звание младшего лейтенанта и был переброшен в зону военных действий. Стоит отметить, что Ильенков прошел всю войну до самого конца. Он воевал на Западном фронте, затем командовал взводом на Белорусском фронте, в составе которого и дошел до Берлина. Там он находился еще три с половиной месяца после окончания войны.
Однако и после этого служба Ильенкова в рядах армии не закончилась. Практически целый год молодой человек работал в столице в качества литературного сотрудника. Высшее командование направило его в редакцию газеты «Красная звезда». Именно здесь в полной мере раскрылся его литературный талант. Чуть позже этот опыт помог ученому написать свои произведения. Книги автора Эвальда Ильенкова, по мнению наших современников, и сегодня не потеряли свою актуальность. Его тексты изложены простым языком, что высоко оценили специалисты из Германии, Англии, Норвегии и других стран, где они опубликованы.
Учеба в университете и начало преподавательской деятельности
За годы войны университет, в котором учился Эвальд Васильевич, стал частью МГУ. Поэтому после службы молодой человек продолжил обучение уже в его стенах. За четыре годы учебы юноша не только штудировал книги и учебники, но и приобрел свой собственный взгляд на философскую науку. Многие даже в те годы считали, что в изложении Эвальда Васильевича Ильенкова философия предстает в виде особого творчества, которое должно быть далеко от других научных дисциплин. Его основной задачей является, по мнению ученого, изучение сути и механизма человеческого мышления. Он считал, что главное для человека – это думать.
Философские идеи Ильенкова рождались под влиянием таких советских ученых, как Б. С. Ченышев, П. В. Копнин, Б. М. Кедров и А. Н. Леонтьев. В середине прошлого века талантливый философ закончил обучение и получил диплом с отличием. По результатам дипломной работы он был рекомендован в аспирантуру. Его основным направлением стала история зарубежной философии.
Через три года учебы в аспирантуре Ильенков защитил диссертацию и был принят на должность младшего научного сотрудника. Его местом работы стал институт философии, где он и проработал всю свою жизнь. Примечательно, что несмотря на обилие у Эвальда Ильенкова научных работ, его должность оставалась неизменной. Это свидетельствует о том, что к идеям философа власти относились с большим предубеждением и подозрением.
Особо в годы учебы ученый относился к «Капиталу» Карла Маркса. Он изучал данный труд и положил его в основу некоторых философских теорий ученого. Поэтому он стал преподавать спецсеминар в своем родном учебном заведении.
Идеи и теории ученого в контексте его профессиональной деятельности
В МГУ Эвальд Ильенков проработал недолго. Через год в стенах университета разразился настоящий скандал, приведший к увольнению ученого. Темой преткновения стал один из его трудов, написанный в соавторстве с В.И. Коровиковым (фото данной книги мы привели выше ). Но именно эта спорная работа получила отклик в среде итальянских коммунистов. Она была практически сразу переведена на итальянский и через год опубликована в этой стране.
Шестидесятые годы прошлого века можно назвать самым продуктивным периодом в жизни философа. Он активно писал статьи, был соавтором «Философской энциклопедии» и выпустил несколько книг. Однако большая часть из них подвергалась существенным правкам. Некоторые труды даже сокращались в процессе редактирования практически на тридцать процентов.
К семидесятым годам советский философ Ильенков Эвальд Васильевич стал широко известен зарубежным ученым. Он принимал участие в конгрессах и конференциях в Праге и Берлине, а за цикл работ по диалектике даже получил Государственную премию.
Однако несмотря на известность и популярность за границей, в Советском Союзе ученый нередко подвергался травле. При этом его работами по разным направлениям активно пользовались в научных трудах. Интересно, что особое внимание в своей деятельности Ильенков уделял педагогике. В ряде его трудов данная дисциплина выставлялась в далеком от привычного свете. Его теории были новы и свежи, а потому являлись отличной альтернативой бытующим представлениям о философии и педагогике. Многие книги Эвальда Васильевича можно было использовать в качестве учебного материала в высших учебных заведениях.
Последние годы жизни ученого
До конца семидесятых годов философ работал над темой познания в искусстве. Его живо интересовали вопросы преображения творческой фантазии в нечто осязаемое. Ученого интересовал сам процесс трансформации воображения в конечный продукт.
Однако научное сообщество отвергало данные идеи, считая их недостойными советского ученого в целом. В итоге Ильенков подвергся травле. Его работы не печатали, многие из коллег отвернулись, а в институте его занятость постепенно сводилась к минимальной. Все это привело к тому, что философ впал в депрессию. Она имела затяжной характер, и выйти из нее самостоятельно без помощи препаратов он уже не мог. В один из мартовских дней семьдесят девятого года прошлого столетия Эвальд Ильенков покончил жизнь самоубийством. Довольно странно, но в те годы о подобном исходе говорили немногие. Не все коллеги и друзья ученого знали о том, что он перерезал себе сонную артерию. Это породило ряд слухов о насильственной смерти философа.
Сегодня многие считают, что философия Эвальда Васильевича Ильенкова опередила свое время. И в наши дни этот талантливый человек мог бы сделать себе головокружительную карьеру.
Идеи и теории философа: разговоры о космологии
Многие современники Ильенкова утверждали, что он был очень разносторонним человеком. Его интересовала не только философия, но и искусство, музыка и литература. Его вдохновителями были Гегель, Вагнер и Спиноза. Под влиянием трудов этих известных деятелей у юного на тот момент ученого рождались новые теории, базирующиеся на уже известных догмах, идеях и цитатах. Эвальд Ильенков особо был увлечен Спинозой. Его раскрытие сути, механизма и смысла мышления как такового были для советского ученого настоящим открытием. В дальнейшем он использовал эти теории в своих научных трудах.
Первую серьезную работу философ опубликовал приблизительно в середине прошлого века. Она называлась «Космология духа» и самим автором воспринималась в качестве творческого эксперимента. В своей работе ученый попытался определить смысл наличия и существования разума во Вселенной. Он рассуждал о таких понятиях, как «мыслящий дух», «зарождение новых миров» и «возрождение Вселенной». По мнению Эвальда Васильевича, только мыслящее и разумное существо способно жертвовать собой ради того, чтобы на пепелище старого мира возник новый. Причем тот же самый мыслящий дух останется его частью и самой главной составляющей.
В дальнейшем он еще раз обратится к данной теме, но возьмет за основу учение Спинозы. В нем мыслительные процессы рассматриваются как одно из свойств природы. При этом оно является незаменимой ее частью.
Диалектическая логика в работах философа
Вся биография и книги Эвальда Ильенкова так или иначе обращаются к теме диалектической логики. Она представлялась ученому своеобразным ключом к пониманию сути научного познания. Данная тема волновала многих философов, но никому из них не удалось создать теорию и доказать ее жизнеспособность. Единственным, кто использовал схожую методологию, был Карл Маркс. В процессе написания своего главного труда – «Капитал» - он работает над переходом от абстрактного к конкретному. Однако Маркс дает некие обобщенные понятия, в его книге теория не доведена до совершенства. Она является всего лишь одним из методов для познания. Однако Ильенков довел ее практически до идеала, тем самым перевернув все традиционные представления по данному вопросу.
В своем труде советский философ использовал не только теории Карла Маркса, но и некоторые идеи столь уважаемого им Гегеля. В итоге ему удалось обобщить и систематизировать их, что позволило сформировать абсолютно новый и не применяемый ранее метод познания. Да и само отношение к мышлению в целом в нем представлялось чуть ли не ведущей деятельностью.
Теория диалектики абстрактного к конкретному оказалась революционной для умов советских ученых. До Ильенкова этой проблематикой никто не занимался. Даже западный научный мир счел ее настолько новой, что только спустя несколько десятилетий, ею стали заниматься ведущие иностранные ученые.
Именно работа философа на тему диалектики и лишила его работы в МГУ. Несмотря на то что в печать она попала в сокращенном варианте, этот труд был не принят научным советским сообществом. Однако в семидесятые годы прошлого века он был переведен на несколько языков мира и переиздан.
Проблема идеального глазами ученого
Во все времена философия обращалась к данной теме. Причем многие считали ее даже ключевой проблемой науки. Свои размышления на эту тему философ изложил в нескольких трудах:
- «Проблема идеала в философии».
- «Проблема идеального».
- «Диалектика идеального».
Последняя книга Эвальда Васильевича Ильенкова так и не увидела свет при жизни автора. За некоторое время до самоубийства ученого его заключительный труд на тему идеального был переведен на английский язык. При этом текст значительно сократили и только в таком виде выпустили в печать.
Работа над данной проблематикой очень увлекла Ильенкова. Он вел ее на протяжении многих лет, с каждым разом все более углубляясь в понятия идеального. Ему удалось доказать, что Гегель и Платон, придававшие большое значение идеализму, не ошибались в своих теориях.
Педагогические идеи
В своих педагогических теориях автор обращался в первую очередь к личности. Философ считал, что школа должна заботиться о всестороннем развитии индивида. Однако он поддерживает идею о некой универсальности воспитательного процесса. Согласно работам Ильенкова, личность проявляет себя на все сто процентов только в тех ситуациях, когда она поставлена в условия принятия решений в коллективе. С одной стороны, личность даже может высказывать мысли и идеи отличные от большинства. При этом для коллектива открывается новый путь, отметающий уже устаревшие догмы. Всего этого возможно добиться только при гармоничном воспитании. Причем философ не представлял личность без таких понятий как «свобода» «творчество» и «талант».
Талантливый ученый считал, что при разных начальных составляющих при должном воспитании и умственном развитии индивиды могут достичь одинакового уровня развития. Ильенков много лет работал со слепыми и глухими детьми. При этом его подопечные показывали очень высокие результаты, а один из них даже закончил психологический факультет МГУ.
М. Лифшиц, «Диалог с Эвальдом Ильенковым»
Данная книга стоит особняком, так как была написана соратником и другом Михаилом Лифшицем. К сожалению, свой труд он не успел закончить до смерти и в печать он вышел в недоработанном варианте. Однако и в таком виде книга произвела фурор в определенных кругах.
Специалисты связывают это с актуальной проблематикой и необычной подачей своих идей. Лифшиц, как и Ильенков, много внимания уделял идеальному и имел массу наработок по этому вопросу. Поэтому в своей книге он рассматривал реальность идеального. Для полной проработке вопроса он прибегал к теории тождеств и другим методикам.
Для того чтобы материал был изложен свежо и интересно, Лившиц построил его в виде диалога. В книге он вступает в разговор с Ильенковым и многими другими представителями современной философской мысли.
Основной мыслью в данной работе является возвращение к переосмыслению традиционных основ философии. Обработка их на новом уровне, но не отвергая, а встраивая в современную реальность, вот то, что, по мнению Лившица, доступно свободной личности. Только она может взойти на новую ступень развития благодаря своим мыслительным способностям.
Несколько слов в заключение
В советские времена большая часть работ Эвальда Ильенкова была недоступна общей массе заинтересованных. Сегодня их может прочитать абсолютно любой человек. Студенты философских факультетов считают труды этого ученого максимально простыми для понимания. Поэтому постигают науку посредством его книг.
Более того, многие ученые считают, что только сейчас общество подошло к пониманию тех проблем, которые в свое время поднял Ильенков. Возможно, наши современники посмотрят на него немного иным взглядом, и он займет достойное место в плеяде талантливых и признанных ученых советского периода.