Риторические восклицания и вопросы - художественное средство, которое часто используют авторы самых разных жанров, обогащая свои произведения эмоциями, идеями и смыслом. Ни один человек, находясь в здравом уме и увлекаясь литературой, не возьмет на себя смелость отрицать важность этих тропов. Однако каким бы простым не казался такой прием как использование риторического восклицания, недостаточно уметь выявлять его в чужих произведениях, чтобы грамотно использовать в своих. Важно разобраться, зачем оно нужно, что с его помощью можно выразить, а чего выражать не стоит.
Общее определение
Риторическое восклицание представляет собой средство художественной выразительности, основывающееся на том, чтобы передать кульминацию чувств персонажа или накал страстей в рамках описываемого события через предложение с восклицательным знаком. Этот троп еще называют экскламацией от английского exclaim - "восклицать". Другой термин - "эпекфонесис".
Различают два основных типа риторических восклицаний:
- Аганактезис. Служит для выражения раздражения или возмущения.
- Катаплока. Это своего рода восклицательная ставка, которая не связана грамматически с остальным предложением и как бы разрывает его пополам. Она чем-то похожа на вводное предложение, но выделяется не запятыми, а тире или заключается в скобки.
На самом деле функционал риторических восклицаний гораздо шире, однако другие их виды не получили классификации. Нельзя сказать, чтобы изучению этого тропа было уделено недостаточно внимания. Скорее, его возможности просто настолько широки и разнообразны, что классифицировать их не представляется возможным.
Зачем нужны риторические восклицания?
У разных авторов разный подход к использованию средств художественной выразительности. Нельзя говорить о том, что у риторических восклицаний есть список строго определенных функций, ведь поэты и писатели постоянно находят все новые и новые способы использовать тропы и удивлять читателей. Однако за долгие годы использования этого литературного приема в разных стилях и жанрах удалось проследить определенную закономерность.
Вот наиболее распространенные цели, преследуемые авторами, использующими риторические восклицания:
- При помощи восклицания автор отмечает высшую точку накала страстей в произведении. Он делает акцент на том, что, на его взгляд, является наиболее важным, и таким образом высказывает наиболее яркую, осмысленную идею.
- Восклицания помогают усилить выразительность речи, сделать ее более необычной и запоминающейся. Похожим образом в речь персонажа вводятся любимые словечки, слова-паразиты и прочие элементы выражения индивидуальности.
- Авторское отношение к происходящему чаще всего выражается именно с помощью риторических восклицаний.
- Через эмоциональные реплики автор привлекает внимание читателя.
- Таким образом, также можно создать акцент на проблеме, которая поднимается в произведении.
Разумеется, это далеко не все, что можно осуществить с помощью риторических восклицаний. Это лишь неполный список закономерностей, выявленных за несколько сотен лет развития мировой литературы.
Примеры
Риторические восклицания широко используются в русской литературе. Вот несколько примеров:
"И снова вода присмирела сквозная,
и нет никаких сомнений ни в ком.
И вдруг, откуда-то - черт его знает! -
встает из глубин воднячий Ревком".
(В. В. Маяковский, "Атлантический океан")
Сразу два восклицания в одной строфе:
"Поэты, рыцари, аскеты,
Мудрец-филолог с грудой книг…
Вдруг за лампадой — блеск ракеты!
За проповедником — шутник!
И каждый нес свои букеты
В наш без того большой цветник".
(Марина Цветаева, Perpetuum mobile)
Еще один яркий пример восклицания, являющегося, по сути, аганактезисом:
"Смерть одна на двоих. Довольно!
Я уверена, что не больно.
Ты уверен в чем-то другом".
(Анна Ахматова, "Смерть одна на двоих. Довольно")
Любой читатель может с легкостью найти еще много примеров риторических восклицаний не только в стихах, но и в прозе.
Подводя итоги
Это средство художественной выразительности отличается яркостью и эмоциональностью. Его нетрудно найти в чужих произведениях, но бывает сложно использовать, если не знать зачем и не брать пример с профессионалов. Однако именно этот троп может стать решающим в создании ценного с художественной точки зрения произведения.