Русская литература XX века пережила взлеты и падения. С одной стороны, это был век расцвета многих имен, направлений и жанров. С другой – время жестких идеологических ограничений, запретов на издание произведений, травли и репрессий в отношении писателей.
Серебряный век: расцвет поэзии
Начало XX века ознаменовалось небывалым подъемом русской поэзии. Это была пора так называемого «серебряного века». Его представители – Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Марина Цветаева, Николай Гумилев, Александр Блок и многие другие – вошли в золотой фонд отечественной классики.
Их творчество отличали изысканность образов, богатый метафорический язык, философская глубина. Поэты активно экспериментировали с различными жанрами – от классического сонета до свободного стиха.
«Серебряный век» подарил множество шедевров, ставших хрестоматийными. Это поэмы А.Блока «Двенадцать» и «Соловьиный сад», сборники А.Ахматовой «Вечер» и «Четки», стихотворения О.Мандельштама из книг «Камень» и «Tristia».
«Неужели ты думала, я не люблю -
Твоих огромных окон черную сиянь, Твоих аллей отрезанную стать И неба беззаботную голубь?» (Анна Ахматова)
Революция и Гражданская война
Однако идиллия «серебряного века» была прервана трагическими событиями 1917 года. Революция и последовавшая за ней Гражданская война нанесли сильнейший удар по русской культуре.
Многие деятели эмигрировали за границу. Те же, кто остались, часто подвергались репрессиям (расстрел Н.Гумилева в 1921 г.) или внутренней цензуре. Например, А.Ахматова долгие годы была в советской опале, ее произведения почти не публиковались.
Тем не менее некоторые поэты (В.Маяковский, А.Блок) пытались найти в революции источник вдохновения. Об этом, в частности, свидетельствует знаменитая поэма А.Блока «Двенадцать» (1918 г.).
Соцреализм: взлет и ограничения
C утверждением советской власти на авансцену выходит течение социалистического реализма (соцреализма). Его идеологические рамки сильно сузили свободу творчества. Однако в 1930-е годы появляются выдающиеся произведения М.Шолохова, М.Булгакова, А.Платонова.
- «Тихий Дон» М.Шолохова
- «Белая гвардия» и «Мастер и Маргарита» М.Булгакова
- «Котлован» А.Платонова
Безусловно, это классика русской литературы. Однако издаются эти книги, как правило, уже после смерти авторов, а путь к читателю был долгим. Например, главный роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита» оставался под запретом вплоть до 1960-х годов.
Таким образом, цензурные рамки соцреализма ограничивали писательскую свободу, несмотря на рождение отдельных шедевров.
Оттепель и новые имена
После смерти Сталина в 1953 году наступила т.н. «оттепель» в культурной жизни СССР. Цензурные ограничения несколько ослабли, появились новые имена в литературе.
В 1958 году был впервые опубликован роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго» - одно из величайших произведений русской литературы 20 века. Вслед за этим последовала ожесточенная травля писателя со стороны критиков-сталинистов.
Еще одним знаковым событием стала публикация в 1962 году рассказа Александра Солженицына «Один день Ивана Денисовича» о тяготах заключения в сталинских лагерях. Однако вскоре творчество Солженицына вновь было запрещено.
1970-80-е годы: диссидентство
В период «застоя» 1970-80-х годов на первый план выдвигается неподцензурная, «самиздатовская» литература. Ее главной движущей силой становится диссидентское движение.
Многие писатели-диссиденты вынуждены были эмигрировать, чтобы иметь возможность свободно писать и издаваться. Самым ярким примером здесь является Александр Солженицын, высланный из СССР в 1974 году. В эмиграции он создает эпопею «Красное колесо», резко направленную против советского строя.
Еще одной «знаковой» фигурой стал поэт Иосиф Бродский, вынужденный покинуть родину в 1972 году. Лишь в изгнании Бродский получает возможность свободно писать и издаваться и в конечном счете становится Нобелевским лауреатом.
Литература после «перестройки»
C началом «перестройки» конца 1980-х происходит постепенный отказ от жесткой цензурной политики в литературе. Возвращаются ранее запрещенные имена (Булгаков, Платонов, Солженицын). Литературный процесс приобретает раскрепощенный и многогранный характер.
Однако наряду с очевидными позитивными моментами наступает и некоторая коммерциализация литературы. Резко возрастает количество «массовой», развлекательной литературы с ее шаблонными сюжетами.
Таким образом, конец XX века стал для русской литературы 20 века периодом одновременно и новых возможностей, и определенных рисков.
Современный этап
Что касается литературного процесса начала XXI века, то его пока трудно оценить в силу близости по времени. Можно лишь отметить отдельные значимые имена.
К признанным мастерам слова сегодня относятся Людмила Улицкая, Захар Прилепин, Виктор Пелевин, Татьяна Толстая. Безусловно, их вклад в русскую литературу 20 века уже сейчас весом и значителен.
Одновременно широкую популярность приобретают представители жанра фэнтези (фантастики), такие как братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко и другие.
Как показывает XX век, русская литература была и остается богатой на яркие имена и выдающиеся произведения. Это культурное достояние России, значение которого трудно переоценить.
Жанровое разнообразие
Наряду с «высокой», классической литературой русская литература 20 века вобрала в себя множество других жанров, стилей и направлений. Это придало ей особое разнообразие и многогранность.
В частности, в 1920-30-е годы огромную популярность приобретает жанр авантюрного детектива в творчестве Агаты Кристи, братьев Вайнеров, Льва Овалова.
Не меньший успех выпадает на долю научно-фантастической литературы, яркими представителями которой являются Александр Беляев, Алексей Толстой, братья Стругацкие.
Детская литература
20 век стал золотым веком и для отечественной детской литературы. Это в первую очередь сказочные повести Николая Носова о Незнайке, приключенческая проза Кира Булычева, «Военная тайна» Бориса Минаева.
Отдельно стоит упомянуть мудрые, добрые произведения Валентина Катаева («Сын полка»), Виталия Бианки, Виктора Драгунского, которые стали по-настоящему любимы несколькими поколениями читателей.
Драматургия
Значителен вклад русской литературы 20 века и в жанр драматургии. Помимо пьес Антона Чехова, положивших начало новой драме на рубеже XIX-XX веков, стоит упомянуть пьесы Максима Горького («На дне»), Михаила Булгакова («Дни Турбиных»), Александра Володина («Пять вечеров»).
Многие современные постановки в театрах и сегодня основываются на пьесах драматургов прошлого 20 века, что свидетельствует об их неувядающей актуальности и жизненной силе.
Современный детектив
В наши дни одним из наиболее читаемых и любимых жанров является современный интеллектуально-психологический детектив. Среди наиболее известных его представителей можно назвать Бориса Акунина, Александру Маринину, Полину Дашкову, Дарью Донцову.
Хотя корни этого жанра уходят еще в прозу Агаты Кристи, именно в конце 20 - начале XXI веков он достигает нового расцвета. Детективы сегодня – это целая отрасль массовой литературы, насчитывающая тысячи произведений и миллионы читателей.
Переосмысление прошлого
В последние десятилетия в русской литературе наблюдается тенденция к переосмыслению исторического прошлого страны, в частности, событий XX века. Эта тема становится особенно актуальной на фоне распада СССР и нового витка дискуссий о путях развития России.
Ярким примером здесь может служить литература о Великой Отечественной войне – одном из ключевых исторических событий прошлого века. К этой теме обращаются современные прозаики Борис Васильев, Валерий Попов, Юрий Бондарев, Василь Быков и др. Их задача – не только возродить и увековечить подвиг советского народа, но и осмыслить масштаб человеческой трагедии тех лет.
Интерес к биографиям
Часто сюжеты современной прозы связаны с подробным описанием жизненного пути реальных исторических деятелей – политиков, военачальников, деятелей культуры. Такого рода биографическая беллетристика позволяет автору соединить достоверность фактов с художественным вымыслом, создав увлекательный сюжет.
В этом ряду можно упомянуть романы Эдварда Радзинского о Сталине, Николае II, Распутине, книги Дмитрия Балашова о Гагарине, Гитлере, Петре I и многих других исторических личностях.
Фантастика: традиции и новации
Русскоязычная фантастическая литература, чьи истоки лежат еще в творчестве Жюля Верна и Герберта Уэллса, к концу XX века выдвинула целую плеяду талантливейших авторов. Это прежде всего братья Стругацкие, Сергей Лукьяненко, Марина и Сергей Дяченко, Евгений Лукин.
Их книги, с одной стороны, продолжают лучшие традиции жанра, а с другой – вносят свежие идеи, связанные с переосмыслением роли науки и человеческой морали. Так фантастика остается одним из наиболее читаемых и обсуждаемых направлений в современной литературе.