Успешное производство и сбыт товаров зависит от многих факторов, начиная стоимостью сырья и заканчивая качеством рекламы. Для того чтобы продвигать товар на рынке и получать от этого максимальную прибыль, необходимо знать, что такое жизненный цикл товара и как им управлять.
Для начала хотелось бы определить, что такое товар. Экономисты характеризуют его как абсолютно любую вещь, участвующую в, своего рода, обмене на иные вещи, в том числе денежные средства.
Жизненный цикл товара – это отрезок времени, за который товар проходит определенное количество стадий, от разработки, появления на рынке, до полного ухода с него. Стоит отметить, что в некоторых случаях, попав на рынок, товар не продается, и его перестают выпускать. В такой ситуации жизненный цикл товара равен нулю.
Существуют определенные критерии, по которым определяют, на какой стадии в данный момент находится товар:
- прибыль;
- товарооборот;
- цена;
- издержки;
- товарные запасы.
Исходя из наличия и величины каждого показателя, выделяют 4 этапа жизненного цикла товара. В разных источниках они могут иметь разные названия, но, по сути, ничем не отличаются.
- Внедрение. Покупатели оценивают качество нового товара, цену и т.д. Как правило, объемы продаж небольшие и растут достаточно медленно. Этому периоду характерна некоторая убыточность, так как затраты превышают прибыль.
- Рост. Потребители активно покупают товар. Прибыль начинает заметно расти.
- Зрелость. Самый стабильный период. Темпы рота объемов продаж замедляются. Товар завоевал свое место на рынке и постоянных покупателей. Прибыль, как правило, стабильно высокая. В это период особенно опасно появление конкурентных товаров.
- Спад. Уменьшается прибыль и объемы продаж. Без каких-либо экстренных мер (реклама, изменение упаковки, скидки и т.д.) товар вскоре придется изъять из обращения.
Концепция жизненного цикла товара сформирована в 1965 году известным экономистом из Америки Теодором Левитом. Им впервые были четко описаны причины, по которым любому товару приходится уходить с рынка:
- Благодаря развитию науки, новым веяниям моды товар теряет актуальность и на смену приходит более новый, усовершенствованный.
- Жизненный цикл товара делится на несколько периодов, каждый из которых решает определенные задачи, проблемы.
- Каждой стадии также характерен определенный уровень прибыли.
- Существуют конкретные стратегии в области производства, финансов, маркетинга, управления персоналом, характерные для каждой конкретной стадии жизненного цикла товара.
Зачастую, объем продаж зависит не столько от качества товара, сколько от грамотных и продуманных маркетинговых стратегий. С их помощью можно увеличить жизненный цикл товара и получить желаемую прибыль.
На первом этапе (внедрение) главная задача для любой фирмы – проникновение на рынок. Учитывая уровень цены и активность продвижения можно использовать следующие стратегии:
- Медленное проникновение – низкая цена, продвижение неактивное.
- Быстрое проникновение – низкая цена, активное продвижение.
- Быстрое снятие сливок – цена высокая, продвижение очень активное.
- Медленное снятие сливок – цена высокая, продвижение неактивное.
На втором этапе (рост) фирма стремится укрепить позиции товара и по возможности завоевать новые территории. Эффективными будут следующие стратегии:
- Новая реклама.
- Повышение качества товара, модернизация.
- Выпуск сопутствующих товаров, расширение ассортимента, разработка новых моделей.
Третий этап (зрелость) предполагает получение максимальной прибыли. Этому периоду характерно следующее:
- Борьба с конкурентами.
- Получение максимальной прибыли.
- Увеличение объемов производства.
- Увеличение наценок.
Четвертый этап (спад) является заключительным. Товар может быть оставлен, если это необходимо для продвижения чего-то нового. Возможны следующие стратегии:
- Сокращение инвестиций либо отказ от производства убыточного товара.
- Увеличение инвестиций для укрепления своих позиций на существующем рынке.
- Отказ от производства старого товара, продажа основных средств и получение прибыли.