Всем известно, что пиратство — это захват в море судна с последующим его грабежом и взятием команды в плен или ее ликвидацией. Пиратство имеет многовековую и очень интересную историю, которая привлекала писателей и кинорежиссеров. О том, как оно появилось, о его истории, борьбе с ним и интересных фактах будет рассказано в этой статье.
История появления
История пиратства берет свое начало еще в античные времена, когда только появилось мореплавание. Корабли перевозили разнообразные товары, а прибрежные племена, которые обладали основами мореплавания, занимались их грабежом.
По мере становления цивилизации как таковой грань между пиратами и торговцами была довольно тонкой. Многие мореплаватели торговали в тех местах, где не были достаточно сильны, а там, где они были уверены в своем превосходстве, занимались грабежом других кораблей.
Особенно «прославились» в этом отношении финикийцы, они были искусными мореплавателями, дерзкими захватчиками и грабителями других кораблей. В поэме Гомера «Одиссея» они упоминаются как одни из первых пиратов античности. Однако финикийцы отличались от своих поздних последователей, для них пиратство – это был способ захвата людей для дальнейшей их продажи в рабство, а корабельный груз являлся вторичной добычей.
Развитие пиратства
По мере развития правовых и торговых связей между империями и народами деятельность пиратов была признана тяжелейшим преступлением. Страны начали объединяться для совместной борьбы с пиратством. Морские разбойники в те времена чувствовали себя настолько уверенно, что даже нападали на порт Рима.
В 67 году до н. э. консул и главнокомандующий Помпей Великий обладал большими полномочиями и флотом, состоявшим из 500 кораблей, для борьбы с морскими разбойниками. Поделив Средиземное море на 13 участков, он направил в каждый по эскадре. Помпей отрезал пиратов от открытого моря и загнал их в крепости Киликии, а в дальнейшем захватил их. Он покончил с пиратами всего за три месяца, хотя изначально предполагалось это осуществить за три года.
Однако морские разбои возобновились, когда начались очередные гражданские войны. Интересен тот факт, что возглавил пиратов сын Помпея Великого – Секст Помпей Магн.
Пиратство в Средневековье
«Золотой век» пиратства начался с 1650 и продлился до 1730 года. Расцвет его в этот период был связан с несколькими факторами, а именно:
- Увеличение объемов ценных грузов, которые отправлялись в Европу через многочисленные морские пути.
- Уменьшение количества флотилий в определенных районах европейских территориальных вод.
- Высокий уровень подготовки пиратов, полученный во время их службы во флотах Европы.
- Малоэффективное руководство в европейских колониях и как следствие их слабость.
- Неорганизованность различных стран в одновременном противостоянии друг другу и пиратам.
Для пиратства эти факторы сыграли главенствующую роль и позволили безнаказанно грабить абсолютно все суда. Это стало настоящей катастрофой для экономик многих стран.
Виды пиратов Средневековья
Пираты Средневековья грабили корабли практически во всех океанах, морях и реках планеты. В связи с этим в различных регионах у них были свои собственные названия.
- Ушкуйники – это пираты, которые промышляли на всей протяженности реки Волги до самой Астрахани с XIV века. Они известны тем, что разграбили Кострому, из-за чего город был перенесен на новое место.
- Берберские пираты грабили корабли в Средиземном море, передвигаясь на своих быстроходных судах. Также они встречались и в других морях, не брезговали набегами на побережье. Базировались в портах Марокко и Алжира, чаще являясь их настоящими правителями.
- Ликеделеры – пираты северных морей Европы, являлись потомками викингов. Отличались особой жестокостью, захватив все ценности, находившиеся на корабле, убивали всю команду.
- Флибустьеры – это пираты, которые грабили преимущественно испанские корабли, а также нападали на колонии в Северной Америке. Для флибустьеров пиратство было «полулегальным» способом зарабатывания денег. Дело в том, что у флибустьеров практически всегда имелась при себе особая грамота, которая разрешала им грабить корабли и колонии определенных государств. Как правило, такие грамоты выдавались губернаторами французских и английских колоний во время войн. За определенную сумму она выдавалась абсолютно любому капитану.
Другие виды пиратов
Существовали и другие виды пиратов, к которым относились следующие:
- Корсары - так же, как и флибустьеры, они грабили корабли и колонии, имея на руках разрешительную грамоту, которая у них называлась корсарский патент. Он выдавался властями своей или чужой страны за солидную сумму денег. Этот патент не только давал право корсарам грабить суда и колонии во время войны, но и в мирное время использовался ими для покрытия якобы полученного им ущерба от войны с другим государством.
- Флекселинги, или печелинги, – это название пиратов из Голландии, которые с 1570 годов получили широкую известность своими дерзкими нападениями на иностранные суда. Их также называли «морские плуты» за их хорошо продуманную тактику при нападении и хитрость во время захватов кораблей.
- Клефты (хайдуты) – это морские разбойники родом из Греции, которые наводили ужас на торговые суда в Средиземном и Эгейском морях во времена Османской империи.
- Вокоу (дословный перевод – «карлики-разбойники») – это пираты родом из Японии, которые с XIII до второй половины XVI века хозяйничали у своих берегов, а также в водах Кореи и Китая.
Современное пиратство
В настоящее время международное пиратство очень активно у берегов Сомали и в Аденском заливе. Нападение и грабеж судов в этом регионе начались с 2000 года из-за нестабильности в регионе, вызванной вмешательством (в том числе военным) США во внутренние дела африканских стран. С этого времени периодически пираты нападают на корабли, захватывая заложников и требуя за них выкуп от судовладельцев либо от государства.
Если в самом начале в год фиксировалось около 15 нападений на торговые и другие суда, то спустя восемь лет их было уже около 140. С каждым годом количество атак и захватов увеличивается, а сумма выкупа возрастает. Сомалийские пираты имеют строгую специализацию – это разведка, вооруженная группа захвата, береговая охрана и переговорщики.
Стоит отметить, что современные пираты вкладывают средства в свой «бизнес». Немалые деньги они платят за информацию о судах, которые будут проходить в подконтрольном им регионе. Известен случай, когда, потратив 300 тыс. долларов, пираты получили выкуп в 4 млн.
Однако это не самый большой куш, так в апреле 2011 года организация владельцев танкеров «Интертанко» заплатила пиратам 13,5 млн долларов США за свой танкер, в котором было около 2 млн баррелей нефти, и команду из 25 человек. На конференции по проблемам пиратства, состоявшейся в этом же году в Дубае, общий размер наносимого пиратами ущерба оценивался примерно в 12 млрд долларов за год.
Так же, как и в Средние века, сегодня пиратство – это большая проблема для владельцев кораблей, команды и государств. Продолжается борьба, пока что с переменным успехом.