Бернард Берельсон определил контент-анализ как «метод исследования для объективного, систематического и количественного описания явного содержания сообщений». Контент-анализ в социологии – это исследовательский инструмент, ориентированный на фактический контент и внутренние особенности данных. Он используется для определения наличия определенных слов, понятий, тем, фраз, персонажей или предложений в текстах или наборах текстов и для количественного определения этого присутствия объективным образом.
Тексты могут быть определены в широком смысле как книги, главы книг, эссе, интервью, дискуссии, заголовки газет и статьи, исторические документы, речи, разговоры, реклама, театр, неформальный разговор или даже какое-либо появление коммуникативного языка. Для проведения контент-анализа текст кодируется или разбивается на управляемые категории на разных уровнях: слово, смысл слова, фраза, предложение или тема, а затем исследуется с использованием одного из методов контент-анализа. В социологии это концептуальный или реляционный анализ. Затем результаты используются для того, чтобы делать выводы о сообщениях внутри текста, автора, аудитории и даже культуры и времени, в котором они участвуют. Например, содержание может указывать на такие особенности, как полнота охвата или намерения, предвзятости, предрассудки и недоверие авторов, издателей, а также всех других лиц, ответственных за содержание материалов.
История контент-анализа
Контент-анализ является продуктом электронного века. Начало ему было положено в 20-е годы в американской журналистике – в то время контент-анализ использовался для изучения содержания прессы. В настоящее время рамки применения намного расширились и насчитывают целый ряд областей.
Хотя контент-анализ регулярно проводился уже в 1940-х годах, он стал более надежным и часто используемым методом исследований только в следующем десятилетии, поскольку исследователи начали фокусироваться на концепциях, а не просто на словах, и на семантических отношениях, а не просто на присутствии.
Использование контент-анализа
В связи с тем, что он может быть применен для изучения любого фрагмента текста или записи, т. е. для анализа любых документов, контент-анализ используется в социологии и в других сферах, начиная с маркетинга и медиа-исследований, заканчивая литературой и риторикой, этнографией и культурологическими исследованиями, гендерными и возрастными проблемами, для анализа данных в социологии и политологии, психологии и когнитивной науке, а также других областей исследования. Кроме того, контент-анализ отражает тесную связь с социо- и психолингвистикой и играет неотъемлемую роль в развитии искусственного интеллекта. Следующий список предлагает больше возможностей для использования анализа контента:
- Выявление международных различий в содержании связи.
- Обнаружение существования пропаганды.
- Определение намерения, фокуса или тенденции коммуникации отдельного лица, группы или учреждения.
- Описание отношений и поведенческих реакций на коммуникации.
- Определение психологического или эмоционального состояния людей или групп.
Объекты для контент-анализа
В социологии контент-анализ – это исследование текстов для изучения социальных процессов (объектов или явлений), которые представляют эти тексты. Источником социологической информации являются протоколы, отчеты, решения, выступления политиков, газеты, журналы, работы, иллюстрации, фильмы, блоги, дневники и т. д. Опираясь на изменения в текстах, можно выявить различные тенденции, политические и идеологические установки, развертывание политических сил, функционирование общественных учреждений, представляющих интерес, общественных организаций и партий, которые непосредственно связаны с объектом анализа.
Виды контент-анализа
Контент-анализ в социологии – это наиболее важный метод сбора и обработки документальной информации. Его можно использовать как для первичного сбора данных, так и для обработки уже собранных – например, при работе с транскиптами интервью, фокус-групп и т. д. Существует два общих вида контент-анализа в социологии: концептуальный и реляционный анализ. Концептуальный можно рассматривать как установление существования и частоты понятий в тексте. Реляционный основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте.
Концептуальный анализ
Традиционно контент-анализ как метод исследования в социологии чаще всего рассматривался с точки зрения концептуального анализа. В последнем выбирается концепция для изучения и количество ее вхождений в записанный текст. Поскольку термины могут быть неявными, а также явными, важно четко определить первые до начала процесса подсчета. Для ограничения субъективности в определениях понятий используются специализированные словари.
Как и в большинстве других методов исследования, концептуальный анализ начинается с определения вопросов исследования и выбора образца или образцов. После выбора текст должен быть закодирован в управляемые категории контента. Процесс кодирования – это в основном выборочное сокращение, которое является центральной идеей анализа контента. Разбивая содержимое материалов на осмысленные и соответствующие единицы информации, некоторые характеристики сообщения могут анализироваться и интерпретироваться.
Реляционный анализ
Как указано выше, реляционный анализ основывается на концептуальном анализе, исследуя отношения между понятиями в тексте. И, как и в случае с другими видами исследований, первоначальный выбор в отношении того, что изучается и/или кодируется, часто определяет возможности этого конкретного исследования. Для реляционного анализа важно сначала решить, какой тип концепции будет изучен. Исследования проводились как с одной категорией, так и с целыми 500 категориями концепций. Очевидно, что слишком много категорий могут сделать ваши результаты неясными, а слишком мало может привести к ненадежным и потенциально недействительным выводам. Поэтому важно, чтобы процедуры кодирования опирались на контекст и потребности ваших исследований.
Существует множество методов реляционного анализа, и эта гибкость делает его популярным. Исследователи могут разработать свои собственные процедуры в соответствии с характером своего проекта. После тщательной проверки процедуры ее можно применять и сравнивать по группам населения с течением времени. Процесс реляционного анализа достиг высокой степени компьютерной автоматизации, но по-прежнему, как и большинство форм исследований, требует много времени. Возможно, самое сильное утверждение, которое можно сделать, состоит в том, что он сохраняет высокую степень статистической строгости, не теряя при этом богатства деталей, проявляющихся в других качественных методах.
Преимущества методики
Метод контент-анализа в социологии имеет несколько преимуществ для исследователей. В частности, контент-анализ:
- смотрит прямо на общение через тексты или транскрипты и, следовательно, попадает в центральный аспект социального взаимодействия;
- может обеспечить как количественные, так и качественные операции;
- может обеспечить ценную историческую/культурную информацию во времени посредством анализа текстов;
- позволяет близость к тексту, который может чередоваться между конкретными категориями и отношениями, а также статистически анализирует кодированную форму текста;
- может использоваться для интерпретации текстов для целей, таких как разработка экспертных систем (поскольку знания и правила могут быть закодированы в терминах явных заявлений о взаимосвязи между понятиями);
- является ненавязчивым средством анализа взаимодействий;
- обеспечивает понимание сложных моделей человеческого мышления и использования языка;
- в случае хорошего исполнения рассматривается как относительно «точный» метод исследования.
Недостатки контент-анализа
У данного метода есть не только преимущества, но и недостатки, как теоретические, так и процедурные. В частности, контент-анализ:
- может быть чрезвычайно трудоемким;
- подвержен повышенному риску ошибки, особенно когда реляционный анализ используется для достижения более высокого уровня интерпретации;
- часто лишен теоретической базы или пытается слишком либерально делать осмысленные выводы о связях и воздействиях, подразумеваемых в исследовании;
- по своей сути является редуктивным, особенно при работе со сложными текстами;
- имеет тенденцию слишком часто просто состоять из подсчета слов;
- в нем часто игнорируется контекст;
- его сложно автоматизировать или компьютеризировать.
Пример контент-анализа в социологии
Как правило, исследователи начинают с определения вопросов, на которые они хотели бы ответить, анализируя контент. Например, они могут заинтересоваться тем, как женщины изображаются в рекламе. После этого исследователи будут выбирать набор данных из рекламы – возможно, сценарии серии телевизионных рекламных роликов – для анализа.
Затем они будут изучать и подсчитывать использование определенных слов и изображений в роликах. Чтобы продолжить этот пример, исследователи могут изучать телевизионные объявления для стереотипных гендерных ролей, поскольку язык может подразумевать, что женщины в рекламе менее осведомлены, чем мужчины, а также для сексуальной объективации любого пола.
Функциональный анализ в социологии
Функциональный анализ – это методология, которая используется для объяснения работы сложной системы. Основная идея заключается в том, что система рассматривается как вычисление функции (или, в более общем плане, для решения проблемы обработки информации). Функциональный анализ предполагает, что такую обработку можно объяснить разложением этой сложной функции на набор более простых функций, которые вычисляются организованной системой подпроцессов.
Функциональный анализ важен для когнитивной науки, поскольку он предлагает естественную методологию для объяснения того, как осуществляется обработка информации. Например, любая «диаграмма черного ящика», предложенная в качестве модели или теории когнитивным психологом, представляет собой результат проведения аналитической стадии функционального анализа. Любое предложение о том, что представляет собой когнитивную архитектуру, можно рассматривать как гипотезу о природе когнитивных функций на уровне, на котором эти функции включены.