Несмотря на то, что любой учитель музыки непременно скажет, что играть на расстроенных инструментах категорически нельзя, уже на протяжении почти ста лет расстроенное пианино является самостоятельным клавишным музыкальным инструментом. Кто и зачем играет на расстроенных клавишах?
Когда возник стиль "расстроенной" игры на пианино?
Разумеется, точную дату первого выступления с игрой на расстроенном пианино назвать невозможно. Однако точно можно сказать, что в первом десятилетии ХХ века этот прием уже активно использовался представителями музыкального авангарда.
В поисках новых звуков пионеры музыкального авангарда испытывали все, что попадалось им под руку: играли на бутылках, пилах, наполненных хрустальных бокалах. В то же время Львом Терменом был изобретен удивительный по своему звучанию Терменвокс. И вот, кто-то из таких искателей однажды заметил, какие странные и уникальные ноты выдает расстроенное пианино: звук был идеальным для того, чтобы подчеркнуть постмодернистское звучание любой фортепианной партии - дребезжащая музыка звучала свежо и необычно.
В двадцатые годы использование расстроенного клавишного инструмента стало регулярно практиковаться в музыкальном сопровождении авангардных представлений, например, спектаклей Всеволода Мейерхольда. Звуки такого пианино помогали усилить гротескный эффект происходящего на сцене. Позже использование расстроенных инструментов перешло в такие музыкальные жанры, как джаз и рок-н-ролл - здесь искаженные ноты помогали подчеркнуть экспрессивность и бесшабашность мелодий. На фото ниже знаменитый рок-н-ролльщик 50-х годов Джерри Ли Льюис играет на расстроенном пианино. Он использует не только руки, но и ноги, и голову.
Звук расстроенного пианино
По сравнению с классическими звуками настроенного инструмента, звучащими твердо и чисто, пианино, даже слегка расстроенное, отличается нечеткими, дребезжащими звуками с вибрирующей продолжительностью. Ноты сильно уходят в минор и звучат несколько визгливо. Например, композиция Бетховена "Лунная Соната" на расстроенном пианино приобретет более зловещее и тоскливое звучание. Прослушайте его исполнение на видео, представленном ниже.
Расстроенное пианино в рок-музыке
Кроме уже упомянутого Джерри Ли Льюиса, дребезжащие звуки расстроенных клавиш активно использовались как в 50-х годах в жанре классического рок-н-ролла, так и в конце 60-х, с появлением психоделического рока. Пианино без настройки можно услышать в некоторых композициях из психоделических альбомов The Beatles и The Rolling Stones. Особенно часто этот прием использовал Рэй Манзарек, клавишник группы The Doors.
Использование в театре и кино
Как уже говорилось выше, расстроенное пианино применялось еще в спектаклях Мейерхольда - после него такая музыка стала характерной для авангардного театра и театра абсурда. Музыку расстроенных клавиш используют и многие современные режиссеры, например, Роман Виктюк.
В кино расстроенное звучание чаще всего используется в вестернах, так как напоминает салунное звучание механических пианино, распространенных на Диком Западе. Пример можно увидеть ниже.
Самым известным композитором, использующим пианино без настройки, является Ханс Циммер. Например, в фильме Гая Ричи "Шерлок Холмс", Циммер создал все композиции с использованием расстроенного пианино, скрипки и банджо. Таким образом композитор хотел подчеркнуть безумие главного героя и музыкально изобразить хаос, который творится у него в голове. Для такой цели расстроенное пианино периодически используется в кино: усиливая гнетущий либо сумасшедший эффект, оно становится незаменимым в психологических триллерах и фильмах ужасов.