Методика числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания

Методика закономерности числового ряда - это тестирование, которое позволяет определить способности человека к устному счету, логическому мышлению и математическим вычислениям. Диагностика основана на установлении закономерности расположения чисел в ряду и подборе одного или нескольких чисел, которые должны логически продолжить последовательность.

Методика числовых рядов впервые была опубликована в "Альманахе психологических тестов", Москва, 1995 год. Существует две версии теста: для детей и для взрослых.

Детская версия методики числовых рядов

Поясняющий комментарий к тесту: "Прочитайте последовательность чисел и в оставшиеся свободными клетки впишите такие два числа, что логически продолжают этот ряд". Работа должна быть выполнена за 8 минут.

Примеры:

  • Пример 1: 6, 93, 10, 93, 14, 93, 18 (Каждое число "А" из пары "А, 93" больше предыдущего на четыре единицы).
  • Пример 2: 20, 70, 120, 170, 220, 270 (Каждое число больше предыдущего на 50).
  • Пример 3: 83, 72, 61, 50, 39, 28 (Каждое число ряда меньше предыдущего на 11).
  • Пример 4: 31, 31, 38, 38, 45, 45 (Числа в паре "А, А" равны и каждая пара больше предыдущей на семь).

Текстовый вариант:

  • №1 86 83 80 77 74 71 * *;
  • №2. 41 51 61 71 * *;
  • №3. 26 26 34 34 42 42 * *;
  • №4. 16 8 19 20 8 23 * *;
  • №5 8 10 16 10 32 10 * *;
  • №6 64 19 63 19 62 19 * *;
  • №7 14 5 18 5 22 5 * *;
  • №8 11 52 93 134 175 216 * *;
  • №9 99 93 87 81 75 69 * *;
  • №10 31 17 32 33 17 34 * *;
  • №11 27 35 43 51 59 67 * *;
  • №12 16 16 32 32 64 64 * *;
  • №13 17 5 15 16 5 14 * *;
  • №14 12 3 16 14 3 18 * *;
  • №15 17 6 18 17 10 18 * *;
  • №16 31 30 35 34 39 38 * *;
  • №17 15 17 14 18 13 19 * *;
  • №18 36 36 47 47 58 58 * *;
  • №19 54 9 65 9 76 9 * *.

Ключи:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7 № 8 № 9 № 10
68, 65 81, 91 50, 50 24, 8 64, 10 61, 19 26, 5 257, 298 63, 57 35, 17
№ 11 № 12 № 13 № 14 № 15 № 16 № 17 № 18 № 19
75, 83 128, 128 15, 5 16, 3 17, 14 43, 42 12, 20 69, 69 87, 9
Числовые ряды

Взрослая версия методики числовых рядов

Поясняющее замечание: "Перед вами 7 последовательностей чисел. Вам нужно найти закономерность, согласно которой был написан этот ряд, и вписать в него числа, которых не хватает". Время, отведенное на прохождение теста, - 5 минут.

  1. 31 24 25 24 30 18 - - 11;
  2. 6 12 20 30 - - 72 90;
  3. 19 21 18 22 17 23 - -;
  4. 40 30 60 50 100 - - 170;
  5. 5 14 9 6 11 5 12 - 6;
  6. 11 14 28 31 62 65 - - 266;
  7. 41 36 30 23 - -.

Правильные ответы:

№ 1 № 2 № 3 № 4 № 5 № 6 № 7
14, 13 42, 56 16, 24 90, 180 18 130, 133 15, 6

Нормальный результат для взрослого человека - от трех верных ответов.

Результаты

Критерии оценивания детского теста методики числовых рядов:

  • 16-20 - отличный результат. Математический аппарат ребенка развивается очень хорошо.
  • 13-15 - результат хороший. Развитие идет нормально, но вам есть куда стремиться.
  • 12-10 - средний уровень. Придется приложить некоторое количество усилий, чтобы добиться успехов в математике.
  • 9-6 - удовлетворительный (ниже среднего). Проверьте, все ли хорошо со здоровьем вашего ребенка. Если ребенок отстает по многим показателям мышления, то это серьезный повод для беспокойства.
Метод числовых рядов для детей

Расшифровка результатов взрослого теста: если человек не может решить подобные задания, то это значит, что он не может найти спрятанные закономерности в цифровом материале и/или не способен их использовать, из чего следует, что его математическое мышление и логика развиты очень слабо.

Продуктивность запоминания

Методика также используется в качестве проверки слуховой памяти.

Итак, методика числовых рядов для слуховой памяти и расчет продуктивности запоминания. Последовательность действий при работе с тестом (возможно, что понадобится напарник):

  1. Ведущий (напарник) читает первый ряд чисел с интервалом в четыре секунды. Через десять секунд испытуемый прописывает на бумагу по памяти числа, которые запомнил.
  2. Аналогично прорабатываете оставшиеся числовые ряды. Числа должны быть зачеркнуты, если их воспроизведение неправильное по порядку или величине. Пропустить несколько чисел из ряда – не ошибка. Последовательность, содержащая пять чисел, как правило, зачитывается после того, как испытуемому предъявят материал единожды.
  3. Высчитываете продуктивность запоминания по формуле: продуктивность запоминания = количество названных правильно чисел - количество ошибок.
Тестирование слуховой памяти

Текстовое задание:

  • Первый ряд: 46 53 63;
  • Второй ряд: 79 51 48 25;
  • Третий ряд: 41 67 38 24 52;
  • Четвертый ряд: 84 23 38 91 56 78;
  • Пятый ряд: 32 54 26 41 69 51 37;
  • Шестой ряд: 29 17 82 19 65 39 24 63;
  • Седьмой ряд: 28 39 41 69 35 83 51 43 70;
  • Восьмой ряд: 31 29 83 52 67 74 91 12 84 46.

В этой статье были разобраны способы применения методики числовых рядов для диагностики способностей к математике и расчета продуктивности запоминания слуховой памяти.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.