Театральный реквизит: основные предметы и их изготовление

Что нужно для хорошего спектакля? Несомненно, пьеса, с которой и будет вестись работа, режиссер, талантливые актеры... Но впечатление будет неполным без еще одной важной составляющей - театрального реквизита, который поможет сделать действие более живым, натуральным, наполненным. Ведь порой именно небольшие, казалось бы, незначительные детали оказываются решающими для передачи смысла или для восприятия произведения. Вместе с тем очень и очень немногие зрители представляют себе, сколько труда стоит за этими нехитрыми на первый взгляд предметами.

Театральный реквизит

Определение

Для начала нам необходимо определить, что же такое предметы театрального реквизита и бутафории. В общем, реквизитом называют совокупность предметов, необходимых актерам на сцене по ходу действия. При этом данные предметы могут быть как настоящими, подлинными, так и искусственными или бутафорскими. Кроме этого, выделяют также исходящий театральный реквизит, к которому относят еду, напитки, табак и прочие вещи, используемые во время спектакля, не многоразовые. Сам по себе реквизит может быть как частью убранства сцены (мебель, посуда, бытовая утварь), так и дополнением к сценическому костюму (сумки, кошельки, головные уборы, зонты и прочее).

Зонты - тоже часть реквизита

Реквизиторский цех

Поскольку реквизит в театре - вещь далеко не одноразовая, возникает необходимость организовать ее хранение, а также уход, который позволит искусно выполненным деталям костюмов, элементам интерьера и столовым приборам остаться в целостности и сохранности и появиться еще не в одном спектакле. Сотрудники этого цеха, называемые реквизиторами, занимаются подготовкой необходимых для постановки предметов, а также хранят то, что осталось от старых спектаклей, в случае необходимости дорабатывая и обновляя отдельные элементы, или создавая новые.

Хранение реквизита

Изготовление театрального реквизита

Основной задачей при создании предмета является придание ему внешнего вида, максимально схожего с оригинальным изделием. При этом зрители зачастую не догадываются о том, что "внешность" предмета реквизита и "его содержание" не имеют ничего общего. Вот несколько распространенных, но от этого не менее интересных примеров:

  • Объемные предметы посуды, например, кувшины, часто изготавливаются из папье-маше. Кроме этого, для этой цели возможно использование оргстекла.
  • Эффектно выглядящее оружие из вороненной стали зачастую оказывается простым деревом, только гладко отполированным и тщательно натертым графитным порошком, добытым из самых обычных мягких графитных карандашей.
  • Находящиеся на сцене книжные полки как правило заполнены целыми книжными блоками, выполненными из картона и оклеенными окрашенной тканью. Такие блоки достаточно легки и позволяют без проблем перемещать "наполненные книгами" стеллажи.
  • Сценическая растительность изготавливается из металла (чаще всего податливой, но достаточно прочной проволоки или тонких металлических трубок и ткани).
  • "Хрустальные", обильно украшенные подвесками люстры на самом деле оказываются выполненными целиком из металла - на металлической основе висят выполненные из белой жести "хрусталики".
  • Пенопласт и поролон достаточно активно используются при изготовлении еды, особенное если речь идет о хлебобулочных изделиях, а также скульптур, резьбы на мебели, отдельных архитектурных деталей.
  • Массы из из клея, муки, гипса, мела, бумаги используются при изготовлении элементов отделки оружия, посуды, мебели, "приготовлении" бутафорских тортов, придании поверхности необходимого рельефа. Кроме того, такие массы, называемые мастиками, используются при изготовлении орденов и им подобных предметов.

В целом, материалы, идущие на изготовление реквизита, достаточно разнообразны, их выбор ограничен только фантазией реквизитора и бюджетом театра.

Книги на сцене чаще всего бутафорские

Заключение

Несомненно, театр - это в первую очередь мастерство. Мастерство актеров, мастерство режиссеров и драматургов. Но впечатление от этого мастерства будет неполным без еще одного специалиста - реквизитора, чьи руки способны создать ту самую деталь, что в корне меняет впечатление от увиденного и врезается в память, становясь "фишкой" той или иной роли или того или иного актера. И, как и для многих людей театра, для реквизиторов и бутафоров профессиональным праздником является 27 марта, когда отмечается День театра.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Интересно! Я про "хрустальные" люстры даже не догадывалась. Искала синоним к слову бутафор, а наткнулась на столь познавательную статью. Спасибо.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.