Успенский собор на Городке в Звенигороде – это четырехстолпный, однокупольный храм, построенный из белого камня в период с конца XIV по начало XV века. Он является памятником раннемосковской архитектуры. Внутри церкви есть фрески, авторство которых приписывают Андрею Рублеву. Об этом уникальном соборе, истории его строительства, внутреннем убранстве и интересных фактах будет рассказано далее в статье.
История собора
Успенский собор в Звенигороде (1399 года постройки) был возведен на территории крепости Великого князя Юрия Звенигородского. До настоящего времени сохранились высокие насыпные земляные валы, окружавшие холм, на котором и был воздвигнут город.
Упоминание о Звенигороде впервые зафиксировано в грамоте князя Ивана Калиты от 1339 года, однако археологические исследования говорят о том, что этот город-крепость существовал здесь намного раньше в качестве форпоста, охраняющего Ростово-Суздальское княжество.
А Успенский собор в Звенигороде был возведен на территории крепости, охранявшей сам город от многочисленных захватчиков. Строительство храма было начато по указу князя Юрия Дмитриевича, сына Дмитрия Донского. Для возведения церкви из Москвы были вызваны мастера, которые незадолго до этого построили храм Рождества Богоматери на Сенях (считается, что собор Богоматери возвели в честь победы в Куликовской битве).
Архитектура собора
Успенский собор в Звенигороде имеет ориентированность на стиль зодчества, присущий Владимиро-Суздальскому княжеству, который был широко распространен в то время. Удивительным и интересным является тот факт, что этот собор - один из четырех храмов, который сохранился в своем первозданном виде. Более того, эта церковь была построена самой первой из всех сохранившихся.
Собор представляет собой не очень большой четырехстолпный храм крестообразной формы, который имеет однокупольное навершие. Сторона церкви, обращенная к востоку, имеет три апсиды (пониженных, полукруглых выступа, прилегающих к основной постройке). Фасады храма с северной и южной стороны традиционно разделены на три части, которые завершаются полукруглыми архитектурными элементами - пряслами.
Фасад собора
Фасад Успенского собора в Звенигороде выполнен в форме так называемых лопаток (лизен, которые не имеют капителей и баз). Стены храма декорированы изящными вертикальными тягами. По верхней части фасада проходит красивейший растительный орнамент, который разделяет верхнюю и нижнюю часть постройки.
В центральных фасадных частях собора находятся перспективные порталы, соседствующие с вытянутыми окнами. Эти архитектурные приемы были характерны для большинства соборов того времени, однако сегодня храм несколько изменился из-за ремонтов, проводившихся в более поздние времена.
Собор создан на достаточно высоком подклете (так называют нижний этаж, прообраз фундамента). Затем здание сужается кверху, что визуально придает ему стройность и изящность. За счет сложной кровельной конструкции собор приобрел свою визуальную особенность, не свойственную храмам того времени.
Стоит отметить, что внутренние и внешние опорные столбы не соответствуют друг другу, что также было не характерно для большинства храмовых построек XIV-XV вв.
Фрески собора
В Успенском соборе в Звенигороде находятся уникальные фрески, некоторые из них относят к кисти самого Андрея Рублева. К сожалению, работы сохранились фрагментарно, тем не менее гамма тонов и насыщенность красок позволяют говорить о рублевской школе.
Первоначальные фрагменты, которые были обнаружены внутри купола, на пилонах и одной из стен церкви, относят к началу XV века. На фресках, находящихся в куполе, изображены праотцы и библейские пророки. Техника исполнения отличается величием и динамичностью фигур, подчеркнутых прозрачными красками, а также воздушностью драпировок.
В Успенском соборе в Звенигороде лучше всего сохранились фрески, которые находятся на пилонах. На них изображены полуфигуры мучеников и целителей Лавра и Флора. Здесь же имеется изображение ангела, который дарует монашеский устав преподобному Пахомию. На соседнем пилоне находится фреска с преподобным Варлаамом, беседующим со своим учеником Иоасафом, который был обращен христианство.
Собор в настоящее время
С этим храмом напрямую связаны самые знаменитые древние иконы Руси, которые относят к кисти А. Рублева. Во время реставрации собора в начале XX века были обнаружены три иконы – Архангела Михаила, Спаса Вседержителя и Апостола Павла. Сегодня они находятся в Третьяковской галерее, и их может увидеть любой желающий.
Все иконы, обнаруженные в этой церкви, являются шедеврами древнерусской, а также мировой иконописи. Изящество изображения, пластичность и нежность форм, легкость написания фресок и икон поражают своим великолепием.
Сегодня можно увидеть эти шедевры, посетив храм. Расписание Успенского собора (Звенигород) выглядит так: он открыт ежедневно с 9:30 до 16:00. Исключение составляет всенощное бдение. Оно начинается в 16:00 и длится около трех часов, а по большим христианским праздникам может продолжаться и до самого утра.
Любой желающий может посетить этот уникальный собор, в котором сохранились завораживающие произведения великих русских иконописцев. Эти великолепные иконы и фрески еще никого не оставили равнодушным.