Два раза в год – 18 июня и 2 октября – Русская православная церковь празднует память святого князя Игоря Черниговского, земная жизнь которого мученически оборвалась в 1147 году. В эти дни богослужения во всех храмах России включают в себя обращенные к нему молитвы, звучит акафист, составленный вскоре после его канонизации, а икона святого Игоря выносится на аналой.
Наследник великокняжеского престола
Страницы Киевской летописи донесли до нас особенности внешнего облика князя Игоря Ольговича (его род происходил от новгородского князя Олега Святославича). По словам ее составителя, во дни земной жизни он был среднего роста, сухощав и смугл лицом, носил длинные волосы и отпускал узкую короткую бородку. Сообщает летописец и о личностных качествах святого Игоря, обращая внимание читателей на его церковную ученость, начитанность, а также храбрость в бою и ловкость во время звериной охоты.
Восхождение будущего святого на вершину власти совершилось по воле его старшего брата − Великого князя Киевского Всеволода Ольговича, скончавшегося в 1146 году и перед смертью объявившего его своим преемником. Но беда в том, что покойный за годы правления сумел возбудить к себе такую ненависть киевлян, что после кончины она распространилась и на его братьев, включая ни в чем не повинного молодого князя.
Гнев народа
Летописец сообщает, что, стоя у могилы старшего брата, святой Игорь торжественно поклялся управлять подданными «по Божьей правде и справедливости», а также сместить и наказать всех прежних тиунов (должностных лиц), запятнавших себя поборами и лихоимством. Однако вскоре после восшествия на престол все его «предвыборные» обещания рассеялись «как сон, как утренний туман».
Погрязшие в коррупции тиуны продолжали нещадно грабить народ, а сам он принимал те решения, которые в первую очередь отвечали его личным интересам. Обман вызвал в народе возмущение и послужил причиной того, что сегодня принято называть «социальным взрывом». Не желая мириться с происходящим, киевляне связались с другим претендентом на престол – переяславским князем Изяславом (внуком Владимира Мономаха) и предложили ему принять в свои руки бразды правления.
Упущенная власть
Переяславский конкурент незамедлительно явился в сопровождении многочисленного войска, и вблизи Киева на берегу озера Надова между ним и дружиной святого Игоря произошло сражение. Победу одержал Изяслав, но досталась она ему не ратной отвагой, а благодаря тому, что в разгар боя киевское войско, состоявшее из горожан, обманутых великим князем, бросило своего правителя и перешло на его сторону. Свою удачу победители отметили, по обычаям того времени, разграбив в течение нескольких дней все, что находилось на землях, принадлежавших противнику, включая не только города и веси (села), но даже святые монастыри.
Крестный путь князя
С этого начались мученичества святого Игоря Черниговского. Летопись сообщает, что в течение четырех дней он скрывался в болотных камышах, после чего был схвачен и доставлен в Киев. Там под улюлюканье толпы вчерашнего правителя, занимавшего трон не более двух недель, посадили в «поруб» – деревянное сооружение без дверей и окон, названное так потому, что извлечь из него узника можно было, лишь прорубив в стене проход.
В своем узилище князь Игорь тяжело заболел, и горожане со дня на день ожидали его кончины. Чтобы не брать на себя грех и не оставлять его душу без покаяния, они освободили его из поруба, так как исповедоваться в нем было невозможно, и отправили в Иоанновский монастырь для пострижения в монахи, что, как подчеркивает летописец, полностью соответствовало желанию самого князя.
Монашеский постриг
Пережитые беды и унижения произвели в его душе глубокий переворот. Он стал заново переосмысливать минувшие годы и каяться во всех совершенных им беззакониях. Под тяжестью обуревавших его скорбей князь почувствовал исход душевных сил и приближение смерти, а потому слезно молил настоятеля поскорее совершить над ним обряд монашеского пострижения.
В начале января 1147 года епископ Переяславский Евфимий исполнил его просьбу. В иночестве князь Игорь Ольгович был наречен Гавриилом. Еще в течение почти двух недель после совершения священного обряда он был настолько слаб, что не мог говорить, и находился, что называется, между жизнью и смертью.
Однако, вопреки всеобщему ожиданию, вчерашний правитель не умер, а пошел на поправку и через некоторое время уже мог выстаивать длительные церковные службы. Когда он совсем окреп, то из Иоанновского монастыря был переведен в Феодоровскую обитель, где вскоре принял схиму – высшую ступень православного монашества, на этот раз с именем Игнатий. Всецело предавшись аскетическим подвигам, святой Игорь проводил время в непрестанных молитвах и постах, прося у Господа отпущения своим грехам.
Ярость толпы
А тем временем в Киеве политические страсти, вызванные смертью одного великого князя и свержением другого, не утихали, а разгорались день ото дня. Причиной тому стала жесткая конфронтация между сторонниками узурпировавшего власть Изяслава и представителями рода Ольговичей, к которому принадлежал принявший монашество князь. В ослеплении ненависти, помноженной на непомерную гордыню, ни одна из сторон не желала уступать.
Особую остроту конфликт приобрел после того, как киевлянам стало известно, что Ольговичи − родственники сверженного ими великого князя − составили заговор против Изяслава с целью заманить его в ловушку и убить. Когда эта новость была оглашена на городской площади, она всколыхнула весь народ. Расправиться с виновниками толпа не могла, поскольку те успели покинуть город и ускакать в Чернигов, где надежно укрылись за городскими стенами. Поэтому всеобщий гнев выплеснулся на ни в чем не повинного Игоря, принявшего схиму и замаливавшего в Феодоровском монастыре свои, а заодно и их грехи.
Упорство мятежников
Напрасно митрополит Климент пытался остановить направлявшийся к святому монастырю людской поток – его слова о гневе Божьем, который они навлекут на себя этим безрассудством, никто не желал слышать. Столь же тщетными оказались попытки князя Изяслава предотвратить беду и спасти жизнь своему бывшему конкуренту. Разъяренная толпа едва не растерзала его самого, после чего тот счел за благо ретироваться.
Когда обезумевший народ ворвался в монастырь, там служили литургию, и святой князь находился в стенах главного храма. Услышав раздававшийся снаружи шум и догадавшись о цели мятежников, он не пал духом, а лишь просил Господа ниспослать ему силы и мужество достойно встретить свой смертный час.
Невинно убиенный князь
Не погнушавшись осквернить святое место, бунтовщики ворвались в храм и, вытащив наружу князя, растерзали его, после чего еще долго таскали на веревке изуродованное тело. Когда же, наконец, они оставили свою добычу, и мученика начали отпевать в одной из городских церквей, то, по преданию, с неба раздались раскаты грома и все вокруг озарилось невиданным сиянием. Повергнутые в ужас, убийцы князя Игоря пали на колени и молили Господа о прощении.
Очень скоро на могиле невинно убиенного стали происходить чудеса исцеления, и кроме того, когда в 1150 году его мощи перевозили в Чернигов, то, раскрыв могилу, обрели их нетленными. В результате после того как прошло установленное церковным уставом время, и политическая обстановка стала достаточно благоприятной, растерзанный толпой мученик был канонизирован и известен с тех пор как святой благоверный князь Игорь.
Тогда же началось его всенародное почитание. Как уже говорилось выше, День святого Игоря отмечается Православной церковью дважды в году. Первый раз это происходит 18 июня (перенесение мощей в Чернигов), а затем 2 октября – день мученической кончины. В статье приводится фотография храма, воздвигнутого в его честь в Переделкине.