Далеко не так много способов провести свободное время, которые сохранились со времен античности и до наших дней. Как древние римляне отправлялись в свои термы не только за чистотой, но и за общением, так и современные жители городов и деревень идут туда не только за хорошим паром, но и за добрым разговором. Баня, можно сказать, не столько аристократическое, сколько демократическое времяпрепровождение. Именно поэтому все традиции сохранились в устном народном творчестве – в поговорках и пословицах про баню. Через фольклор передавались сквозь века точные и меткие наблюдения, связанные с баней.
Немного истории
Если сейчас баня в большинстве случаев воспринимается как некий "досуговый центр", в котором можно скоротать свободный вечерок с друзьями, поговорить "за жизнь", выпить пивка, то еще совсем не давно поход в баню был событием не столько праздничным, сколько повседневным. Когда жители мегаполисов еще не были испорчены квартирным вопросом и имели в коммунальных квартирах одну ванну на несколько семей, поход в городскую баню носил вынужденный характер. В любую погоду, с детьми и с вениками, отправлялись ленинградцы и москвичи из своих густонаселенных квартир в бани: это уже становилось своеобразным ритуалом, который многие сохранили, переехав в отдельные квартиры со всеми удобствами. Жители коммуналок, которые еще есть в Москве и Петербурге, продолжают ходить в бани.
Достаточно много фантастических представлений у современников существует по поводу бань в деревнях, в которых русские мужики парились еще до революции. На самом деле собственные бани были только у зажиточных крестьян, для многих баня была только "перевалочным пунктом", которым пользовались два раза в жизни – чтобы войти в этот мир и выйти из него. Баня по народным поверьям была местом нечистым, такой же во время ожидания ребенка считалась и женщина, поэтому, сняв с роженицы крест, ее отправляли рожать именно в баню. Погребальный ритуал тоже проводился в бане: покойника относили туда для подготовки к путешествию в мир иной. Для того, чтобы просто помыться, помещение регулярно использовали единицы. Большинство крестьян мылось в своих просторных печках в доме, где проживали.
Варяги, которые принесли на Русь традицию мыться в банях, не видели у местных желания ее продолжить. В дальнейшем бани в деревнях стали признаком достатка семьи, иметь ее стало даже престижно. В городах рабочие до революции мылись в производственных банях, все остальные - в общественных, у которых в большинстве своем была не очень хорошая репутация.
Зачем нужны бани: отвечают поговорки
Поговорки про баню передают все ее возможности: от клуба по интересам до свершения мистических гаданий, от санатория, куда идут за здоровьем, до места романтических встреч. Эти поговорки можно разделить на две группы – серьезные и прикольные. В первых народ закрепил те представления о бане, которые связаны с сакральными моментами в жизни человека – с его рождением, свадьбой и смертью.
В серьезных поговорках о бане даже проявилась тенденция воспринимать место, где проходит ритуал, как живое и очень близкое существо, которое заботится о человеке, исцеляет его тело и душу.
Баня — мать вторая: кости распарит, все дело поправит!
Конечно, баню никто не ассоциировал с церковью, но спасение души, избавление от грехов, если судить по дошедшим до нас поговоркам про баню, - это важное последствие ее посещения.
Поговорки и пословицы про баню, которая делает человека не только чище, но и лучше, также дошли до нашего времени в большом количестве.
Дух парной - дух святой.
Баня все грехи смоет.
Душистый пар не только тело, но и душу лечит.
Субординация, которая всегда существовала в обществе, в бане традиционно отвергалась в пользу всеобщего равенства.
В бане генералов нет.
Единственная власть, которую в бане признавали, была у веника.
Веник в бане всему голова.
Поговорки про баню, посвященные атрибутам банного времяпрепровождения, занимают важную часть фольклорного наследия. Встречают в них и шайка и ушат, но первое место по числу упоминаний занимает все-таки веник.
Веник в бане господин.
Веник в бане всем начальник.
Баня без веника - что клумба без цветов.
Без веника баня не парит, а пар не жарит.
В бане веник дороже денег.
Баня без веника, что самовар без трубы.
Банный веник и царя старше, коль царь парится.
В бане веник хозяин, а в печи - кочерга.
Небольшой процент от всех составляют поговорки о бане, в которых речь идет о негативных последствиях банных процедур, а также о бесполезности с помощью бани решать проблемы, которые требуется решать другим путем.
Мойся, хоть кожу сотри, а белее воды не будешь.
И в бане болячка садится.
Из бани почесушку принести.
С грязи не треснешь, с чистоты не воскреснешь.
Из бани вынес (про болезнь неизвестного происхождения).
Шел в баню на ногах, а из бани на дровнях.
Паром сыт не будешь.
В бане часто паришься - скорее состаришься.
От всякой хвори
Много пословиц связано с темой здоровья, которое чудесным образом даже у хилых и немощных в бане появляется. Если надо побороть простуду или просто взбодриться, тоже берут в руки веник. Чтобы добиться терапевтического эффекта нужно соблюдать в бане ряд табу: не говорить громко, не ругаться, чтобы не разозлить банника. Париться нужно только своим веником, чтобы не взять на себя чужую хворь. А чтобы от своей избавиться, произносить правильные слова, например:
Вода – водица, ты моя царица!
Тебе, вода, от меня хвала, а мне – здоровье!
В отличие от пословиц, которые представляют собой целые законченные высказывания с определенной моралью, что ходить в баню хорошо и полезно, поговорки являются отдельными устойчивыми фразами, которые приобретают смысл только в банном контексте. Поговорки про баню прикольные изначально были частью ритуалов, теперь же используются как дань традиции, как некий игровой элемент банного шоу. "Как с гуся вода, так с тебя худоба", - говорят, когда окатывают из ушата водой в бане. Изначально это было заклинание знахаря, теперь же это поговорка.
Банные атрибуты в русских фразеологизмах
В основе многих устойчивых словосочетаний есть банные атрибуты. Несмотря на то что эти фразеологизмы используются для комментария других ситуаций, с баней не связанных, изначально в прямом значении их компоненты использовались в банном дискурсе. Например, не парить с веничком собираются, когда грозятся «задать баню» - это известное выражение имеет значение устроить кому-то серьезный разнос. Даже в известной мрачной поговорке «Везет, как утопленнику» изначально присутствовал банный элемент: «Везет как субботнему утопленнику - баню топить не надо». Суббота – был традиционно банный день: избавить от обязанностей истопника могла только смерть – в этом был изначальный культурологический смысл поговорки.
Абсурдная ситуация на тему посещения бани легла в основу и другого фразеологизма: «После бани да опять коленки мыть». Конечно, речь в нем идет не о чистоплотном человеке: так говорят о том, кто в силу привычки делает то, что лишено всякого смысла. Еще одна поговорка раньше была связана с баней, но потом получила универсальный смысл для всех ситуаций, в которых свидетели одного и того же события рассказывают о нем по-разному: «Из одной бани, да не одни вести».
В произведениях русской классики также встречаются ситуации, в которых персонажи употребляют поговорки про баню. Так, в рассказе Н. Успенского «При своем деле» Прохора Ильича, который возвращается из бани, купцы у каждой лавки поздравляют с легким паром. Из банных фразеологизмов этот является самым известным на сегодняшний день, благодаря культовому советскому фильму Э. Рязанова.