Изучение человеческого общества - очень многослойная и непростая задача. В основе, однако, всегда лежит поведение каждого отдельного индивида и всей группы в целом. Именно от этого и зависит дальнейшие развитие или деградация социума. В таком случае необходимо определиться с соотношением понятий "этика", "мораль" и "нравственность".
Мораль
Рассмотрим термины этики, морали и нравственности последовательно. Моралью называются принципы поведения, принятые общественным большинством. В разные времена мораль предстает в разных обликах, собственно, как и человечество. Отсюда мы делаем вывод о том, что мораль и общество неразрывно связаны, а значит рассматривать их стоит только как одно целое.
Само определение морали, как некой формы поведения, весьма расплывчато. Когда мы слышим о моральном или аморальном поведении, то слабо представляем конкретные вещи. Это происходит из-за того, что за этим понятием стоит только некая база для нравственности. Не конкретные предписания и не четкие правила, а лишь общие направления.
Моральные нормы
Нормы морали — это как раз то, что содержит в себе само понятие. Некие общие предписания, зачастую не представляющие особой конкретики. Например, одна из высших форм морали Фомы Аквинского: "Стремиться к добру, избегать зла". Весьма расплывчато. Понятно общее направление, но конкретные шаги остаются загадкой. Что такое добро и зло? Мы ведь знаем, что в мире существует не только "черное и белое". Ведь и добром можно навредить, а зло подчас оказывается полезным. Все это быстро вводит разум в тупик.
Мораль мы можем назвать стратегией: в ней обозначаются общие направления, но опускаются конкретные шаги. Допустим, есть определенное войско. К нему часто применяется выражение "высокая/низкая мораль". Но имеется в виду не самочувствие или поведение каждого отдельного солдата, а состояние всего войска в целом. Общее, стратегическое понятие.
Нравственность
Нравственность также представляет собой принцип поведения. Но, в отличие от морали, является практически направленной и более конкретной. Нравственность тоже имеет определенные правила, которые одобрены большинством. Именно они и помогают в достижении высокого морального поведения.
Нравственность, в противопоставление морали, имеет весьма конкретное представление. Это, можно сказать, строгие предписания.
Правила нравственности
Правила нравственности являются ядром всего понятия. Например: "нельзя обманывать людей", "нельзя забирать чужое", "следует вежливо относиться ко всем людям". Все лаконично и предельно просто. Единственный возникающий вопрос - зачем это нужно? Для чего нужно придерживаться нравственного поведения? Здесь на сцену и выходит мораль.
В то время как мораль являет собой общую стратегию развития, нравственность поясняет конкретные шаги, предлагает тактику. Сами по себе они не функционируют правильно. Если представить, будто четкие действия совершаются бесцельно, то в них, очевидно, пропадает всякий смысл. Верно и обратное, глобальная цель без конкретных планов обречена остаться невыполненной.
Вспомним аналогию с войском: если мораль предстает как общее состояние всей компании, то нравственность - качество каждого отдельного солдата.
Воспитание морали и нравственности
Исходя из жизненного опыта мы понимаем, что нравственное воспитание необходимо для жизни в социуме. Если бы человеческую натуру не ограничивали законы приличия и каждый индивидуум руководствовался лишь базовыми инстинктами, то обществу, каким мы его знаем сегодня, быстро бы пришел конец. Если отмести в сторону законы о добре и зле, правильном и неправильном, то в конечном счете мы встанем перед единственной целью - выживанием. А перед инстинктом самосохранения блекнут даже самые возвышенные цели.
Дабы избежать всеобщего хаоса, необходимо воспитывать в человеке понятие о морали с раннего возраста. Для этого служат разные институты, главный из которых - семья. Именно в семье ребенок приобретает те убеждения, которые останутся с ним на всю жизнь. Недооценить важность подобного воспитания невозможно, ведь это фактически обуславливает дальнейшую жизнь человека.
Чуть менее важный элемент - институт официального образования: школа, университет и т. п. В школе ребенок находится в тесном коллективе, а потому вынужден учиться правильно взаимодействовать с другими. Лежит ли ответственность за воспитание на учителях или нет - другой вопрос, каждый думает по-своему. Однако сам факт наличия коллектива играет ведущую роль.
Так или иначе, все воспитание сводится к тому, что человек будет постоянно "экзаменоваться" обществом. Задача же морального воспитания - облегчить это испытание и направить по верному пути.
Функции морали и нравственности
И если столько сил вложено в воспитание нравственности, то неплохо бы разобрать ее подробнее. Основных функций, как минимум, три. Они представляют собой соотношение этики, морали и нравственности.
- Воспитательная.
- Контролирующая.
- Оценочная.
Воспитательная, как видно из названия, воспитывает. Эта функция отвечает за формирование у человека правильных взглядов. Причем, часто речь идет не только о детях, но и о вполне себе взрослых и сознательных гражданах. Если за человеком замечено неподобающее законам морали поведение - его в срочном порядке подвергают воспитанию. Оно предстает в разных формах, но цель всегда одна - калибровка нравственного компаса.
Контролирующая функция как раз и следит за поведением человека. В ней содержатся привычные нормы поведения. Они, с помощью воспитательной функции, взращиваются в разуме и, можно сказать, контролируют сами себя. Если же самоконтроля или воспитания не хватает, то применяется общественное порицание или религиозное неодобрение.
Оценочная помогает остальным на уровне теории. Эта функция оценивает поступок и вешает на него ярлык нравственного или безнравственного. Воспитательная функция обучает человека исходя именно из оценочного суждения. Именно они и представляют поле для работы контролирующей функции.
Этика
Этика - философская наука о морали и нравственности. Но здесь не предполагается никаких наставлений или учений, лишь теория. Наблюдение за историей морали и нравственности, изучение нынешних норм поведения и поиск абсолютной истины. Этика, как наука о морали и нравственности, нуждается в кропотливом изучении, а потому конкретное описание моделей поведения остается "коллегам по цеху".
Задачи этики
Главная задачи этики - определить верную концепцию, принцип действий, по которому должны работать мораль и нравственность. Фактически это просто теория определенного учения, в рамках которого описывается все остальное. То есть можно сказать, что этика - учение о морали и нравственности - первична по отношению к практическим общественным дисциплинам.
Натуралистическая концепция
В этике существует несколько основных концепций. Их главная задача - определить проблемы и пути решения. И если они единодушны в высшей моральной цели, то методы сильно разнятся.
Начнем с натуралистических концепций. Согласно таким теориям, мораль, нравственность, этика и происхождение морали неразрывно связаны между собой. Происхождение же морали определяется как изначально заложенные в человеке качества. То есть не является порождением общества, а представляет собой несколько усложненные инстинкты.
Самая очевидная из подобных концепций - теория Ч. Дарвина. В ней утверждается, что общепринятые в социуме нормы морали не уникальны для человеческого вида. Животные также обладают понятиями нравственности. Весьма спорный постулат, но, прежде чем не согласиться, взглянем на доказательства.
В пример приводится весь животный мир. Те же вещи, что возводятся в абсолют моралью (взаимопомощь, сочувствие и общение), присутствуют и в животном мире. Волки, например, заботятся о сохранности собственной стаи, и помощь друг другу им совсем не чужда. А если взять их близких родственников - собак, то их стремление к защите "своих" поражает своей развитостью. В обыденной жизни мы можем это наблюдать на примере отношений собаки и хозяина. Пса не нужно учить преданности человеку, можно лишь выдрессировать отдельные моменты, как правильное нападение, различные команды. Из этого следует вывод, что верность заложена у собаки изначально, от природы.
Конечно, у диких животных взаимопомощь связана со стремлением к выживанию. Те виды, которые не помогали друг другу и собственному потомству, попросту вымерли, не выдержали конкуренции. И также, согласно теории Дарвина, нравственность и мораль заложены в человеке с целью прохождения естественного отбора.
Но нам ведь не так важно выживание сейчас, в век технологий, когда недостатка в еде или крыше над головой у большинства из нас нет! Это, конечно, так, но давайте посмотрим на естественный отбор немного шире. Да, у животных это означает борьбу с природой и соперничество с другими обитателями фауны. Современному человеку незачем бороться ни с тем, ни с другим, а потому он борется сам с собой и другими представителями человечества. А значит и естественный отбор в этом контексте означает развитие, преодоление, борьбу не с внешним, а с внутренним врагом. Общество развивается, усиливается нравственность, а значит увеличиваются шансы на выживание.
Концепция утилитаризма
Утилитаризм предполагает максимальное извлечение пользы для индивида. То есть моральная ценность и уровень нравственности того или иного поступка напрямую зависят от последствий. Если в результате каких-то действий счастье людей увеличилось - эти действия правильные, а сам процесс вторичен. По сути, утилитаризм - яркий пример выражения: "цель оправдывает средства".
Эта концепция часто неверно трактуется как полностью эгоистичная и "бездушная". Это, конечно, не так, но ведь и дыма без огня не бывает. Все дело в том, утилитаризм между строк предполагает некоторую степень эгоизма. Напрямую этого не сказано, но сам принцип - "максимизировать пользу для всех людей" - предполагает субъективную оценку. Мы ведь не можем знать, как наши действия повлияют на других, мы способны только предположить, а значит, до конца не уверены. Самый точный прогноз нам дают только собственные ощущения. Мы можем более точно сказать, что понравится нам, чем пытаться угадать предпочтения людей вокруг. Из этого следует, что мы в первую очередь будем руководствоваться собственными предпочтениями. Это трудно прямо назвать эгоизмом, но уклон в сторону личной выгоды очевиден.
Также критике подвергается сама суть утилитаризма, а именно пренебрежение процессом в силу результата. Все мы знакомы с тем, как легко можно обмануть самого себя. Придумать то, чего на самом деле нет. Также и здесь: человек, при расчете полезности действия, склонен обманывать самого себя и подгонять факты под личный интерес. И вот тогда такая дорожка становится весьма скользкой, ведь фактически предоставляет индивиду инструмент для оправдания самого себя независимо от совершенного поступка.
Теории креационизма
Концепция креационизма ставит в основу морального поведения божественные законы. Заповеди и наставления святых играют роль источников морали. Поступать следует согласно высшим постулатам и в рамках определенной религиозной конфессии. То есть человеку не предоставляется возможность рассчитывать пользу от поступка или думать о правильности того или иного решения. За него уже все сделано, все написано и известно, остается просто взять и сделать. Ведь человек, с точки зрения религии, существо крайне неразумное и несовершенное, а потому позволять ему самому решать о нравственности - это все равно что давать новорожденному ребенку учебник по космической инженерии: все изорвет, сам измучается, но так ничего и не поймет. Так что в креационизме только поступок, согласный с религиозными догмами, считается единственно верным и нравственным.
Вывод
Из написанного выше мы можем четко проследить соотношение понятий этики, морали и нравственности. Этика дает базу, мораль определяет высшую цель, а нравственность подкрепляет все конкретными шагами.