В любой многонациональной стране в школах необходимо особое внимание уделять теме дружбы народов. И накануне праздника 1 мая перед учителями встает задача составить план мероприятия ко дню народного единства в школе. Проведение подобной воспитательной работы способствует укреплению хороших отношений между разными национальностями в стране. Однако невозможно взяться за любую воспитательную работу, не поставив правильные цели и задачи перед собой.
Данный сценарий мероприятия народного единства в школе рассчитан на учащихся 3-4 классов.
Цель мероприятия: воспитание толерантности, гражданского патриотизма и любви к Родине.
Задачи:
- Разработать план мероприятия ко дню народного единства в школе.
- Подготовить творческие номера в виде стихотворений, песен, танцев.
- Подобрать действенные приемы и методы для воспитания толерантности у детей.
Вступительная часть
Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада приветствовать вас на нашем уроке в этот чудесный день. Сегодня мы отмечаем праздник тепла и дружбы – День Единства народов Казахстана. Как вы думаете, а для чего нам необходим этот праздник? (Ответы детей.)
Перед каждым ребенком лежит изображение, которое ассоциируется с каким-либо народом (казахи – домбра, русские – матрешка, украинцы – женский головной убор с лентами, китайцы – веер, украшенный иероглифами и другие).
Помните, что данное мероприятие - День народного единства в начальной школе, поэтому старайтесь взять предметы, которые действительно вызовут ассоциации с народом у детей младшего школьного возраста.
Учитель: Вам нужно написать на картинке все, что вы знаете о том народе, который вам достался.
Как правило, учащимся трудно справиться с подобным заданием, но это поможет поставить цель изучить традиции и обычаи всех проживающих народов.
Ученик 1: Живут в стране народы разные,
Но мы – единая семья,
Такая дружная, прекрасная,
Здесь проживаем ты и я.
Давайте же любить друг друга!
Поддержим, если вдруг беда,
И в стужу, холод, дождь и вьюгу
Держаться вместе навсегда!
О празднике
Ученик 2: В нашей стране проживает около 130 различных национальностей. Важно и нужно уважать традиции каждого из этих народов. В 1995 году президент Республики Казахстан Нурсултан Абишевич Назарбаев подписал указ и объявил 1 мая Днем Единства народов страны.
С тех пор ежегодно во всех городах нашей Родины проводятся мероприятия с танцами, песнями, веселыми играми, организовываются различные этнокультурные выставки. Казахстан объединил на своей земле миллионы разных людей. В школах нашего государства тоже отмечается этот день, ведь мы – это будущее нашей страны, и как никто другой должны понимать всю важность сохранения дружбы между народами.
Составляя план мероприятий на день народного единства в школе, уделите внимание патриотизму, расширяя знания о родной стране (исполнение гимна, презентация о национальных символах, викторины, доклады и прочее).
Викторина
Учитель: Сейчас мы проведем викторину и проверим, насколько хорошо вы знаете Казахстан. За каждый правильный ответ на доске будет открываться буква тайного слова, о котором далее мы будем говорить.
Ученик 3:
- Как у казахов называется состязание поэтов? (айтыс)
- Когда в стране отмечается день Независимости? (16 декабря)
- Сколько национальностей проживает в РК? (около 130)
- Какой язык в стране является государственным? (казахский)
- Национальный напиток казахов. (кумыс)
- Когда проводится день языков в стране? (22 сентября)
- Назовите язык межнационального общения в РК? (русский)
- Как называют казахских богатырей? (батыр)
- Как зовут президента Республики Казахстан? (Нурсултан Назарбаев)
- Какое название имеет национальная валюта РК? (тенге)
- Как называется главный закон РК? (конституция)
- Какой город является столицей Казахстана? (Астана)
- Как называется национальное жилище казахов? (юрта)
Учитель: У нас получилось слово толерантность. Поднимите руки те, кто хоть раз слышал это слово, а затем те, кто знает его значение.
Толерантность - это терпимость к другому образу жизни, поведению и взгляду на мир. В нашем случае это слово обозначает уважение к традициям и обычаям иного, совершенно отличающегося от твоего, народа.
Нельзя злиться на человека за то, что его мнение, стиль одежды и внешность не соответствует твоей. Такие люди никогда не будут вызывать уважения, их по праву можно назвать невоспитанными и злыми.
Давайте дадим обещание толерантности. На каждое мое утверждение вы отвечайте словом "обещаем".
- Всегда уважать традиции и обычаи любого народа.
- Никогда не смеяться над особенностями другого человека или его семьи.
- Всегда помогать товарищу в беде, в независимости от его происхождения
- Делать все, что в моих силах, для процветания дружбы народов в нашей стране.
Готовя план мероприятия дня народного единства в начальной школе, важно адаптировать определение сложных слов простым детским языком, иначе дети могут просто не понять их смысл, и урок не принесет нужного результата.
Танец дружбы
Учитель: Ни одна народность не обходится без своих праздников, песен, плясок своего особенного стиля. Наши девочки приготовили для вас танец «Дружба народов». Давайте вместе с ними попробуем выучить движения разных национальностей. Встречайте их под бурные аплодисменты!
Девочки в разных национальных костюмах исполняют танец под нарезку мелодий, а ученики повторяют движения за ними.
Групповая работа
Учитель: Сейчас я вам предлагаю выполнить работу, объединившись в группы. Суть задания: побеседовать в группе и выявить, как может молодое поколение страны повлиять на развитие дружественных отношений между людьми в стране, а затем оформить свои доводы в виде кластера или постера на плакате. Помните, что в группе важно работать сообща, принимая мнение каждого.
Ученики работают над заданием в течение 10 минут, после чего работу защищают спикеры команд. Важным фактором является не давать детям шаблоны, позволить оформить так, как они видят.
Домашнее задание
Учитель: В начале нашего урока вы писали на картинках те знания о народах страны, которые имеются у каждого из вас. Следующую неделю мы посвящаем дружбе народов. Всем вам я даю такое задание: приготовить сообщение о традициях и отличительных особенностях той национальности, которая досталась вам. Постарайтесь выбрать только самое полезное и интересное, используя различные изображения. Так мы можем продлить наше мероприятие ко дню народного единства в школе еще на некоторое время.
На протяжении всей следующей недели ребята выступают с докладами (по 3-4 человека в день) на 5 минут в момент проведения любого урока, будь то математика, литературное чтение или трудовое обучение. Однако перед учителем встанет задача спланировать урок таким образом, чтобы можно было плавно перейти к теме выступления ребенка. Поэтому ученики подходят за консультацией к учителю за день до назначенного выступления.
Подведение итогов
Учитель: Наше мероприятие, посвященное дню народного единства в школе, подходит к концу. Но осталась еще пара важных моментов.
Скажите, какая птица является символом мира? Возьмите белых голубков на вашей парте, напишите свои пожелания на будущее стране, родным, друзьям и прикрепите к шарику.
Ученики пишут, привязывают к воздушному шару и выходят строем на улицу.
Учитель: Давайте встанем в круг, закроем глаза и подумаем о том, что пожелали. А теперь отпустите своих птиц высоко-высоко в небо, пусть они летят, рассыпая пожелания по всей нашей республике!
Исполнение песни "Родина моя".
Дополнительно
Песни на мероприятие ко дню народного единства в школе заранее разучивает и репетирует с детьми учитель музыки или классный руководитель.
Очень желательно в этот день предложить ребятам прийти в национальных костюмах любой народности.
Если вам важно составить сценарий мероприятия дня народного единства в школе, а не внутри класса, старайтесь планировать побольше творческих номеров, так как в данном случае беседы не будут восприниматься толпой в то время, как танцы и песни смогут помочь прочувствовать дух сплоченности.