Лучше сразу убиться, чем пытаться разобраться с современными технологиями социальной работы с помощью официальных формулировок. В среде социальных экспертов до сих пор не закончились внутренние бурления насчет профессиональных терминов, поэтому попробуем разобраться с дефинициями самостоятельно. Нам будет легче, если мы начнем с теоретического обоснования новых трендов в работе с людьми сегодняшнего дня.
Новые подходы и применение технологий социальной работы
Если коротко, то речь о сращивании теории и практики. О новой дружбе понятий «технология» и «социальная работа»: эта дружба ни в коем случае не случайна. Социальная деятельность идет в ногу с общими процессами технологизации в самых разных сферах преобразования природы. Гуманитарные управленческие дисциплины вносят вполне весомую долю в современную технологическую революцию и трансформацию мира вокруг человека. Что касается социальных дисциплин, тому есть теоретическое обоснование.
Деятельность человека отличается от активности животных лишь одним свойством: она всегда имеет цель. Целесообразность всегда присутствует в любых наших действиях: мы знаем результат, который хотим получить после их окончания. Более того, мы часто планируем ресурсы и методы, с помощью которых добиваемся своих целей.
Три типовых модели
Так вот, человеческое целеполагание укладывается в три группы современных теоретических моделей:
- Объективные цели, которые можно назвать «надчеловеческими». В эту модель укладывается множество теорий и концепций: от религии до установок научно-технического прогресса. К таким целям тянутся многие, их можно назвать по-настоящему общественными.
- Самая «несознательная» часть моделей: это приспособленческие цели человека к факторам окружающей среды, это индивидуальная и чаще всего несознательная реакция на внешние изменения.
- В рамках этих моделей человек старается реализовать свои собственные понятия о полном, прекрасном, благом и так далее. Основой такого рода моделей всегда является система ценностей. Это самые «одухотворенные» модели.
Понятно, что механизмы, определяющие социальное поведение человека, чрезвычайно разнообразны и многочисленны. А этот факт никоим образом не облегчает работу социальных технологов, которые стараются влиять на человеческое поведение в нужном направлении.
Именно поэтому самое первое дело для нас с вами – понять и принять невероятную сложность и многообразие объектов социальной деятельности. С этой точки зрения, попробуем дать первую формулировку: технология социальной работы – это способ воздействия на тот или иной социальный объект.
Теперь нужно сказать о социальных объектах: формулировка ужасная, но это те самые старики, дети, молодежь и люди с различными видами инвалидности или особенностями развития. Иными словами – все те, кому необходима дополнительная поддержка для выживания или относительно комфортного существования в этом мире.
Три блока правил
Технология социальной работы – это также и четко очерченные фундаментальные правила и базовые методы, которые условно можно разделить на три блока:
- Систематическое изучение и актуализация данных как о современном обществе, так и об отдельных социальных объектах – составных частях этого общества. Это важнейшее условие эффективности любой социальной работы: мало того, что поведенческая наука далека от полной изученности и совершенства, так и общество постоянно меняется. Вчерашние общественные установки сегодня попросту могут перестать работать.
- Систематизация процессов и процедур – второе необходимое условие для успеха. Несмотря на огромное разнообразие явлений в человеческом поведении, их необходимо классифицировать по группам или классам, определять общие типологии видов технологий социальной работы. Только так получится настоящий технологический подход.
- Обязательное наличие практических навыков общения с социальными объектами – с людьми. Теоретические знания – это одно, грамотные коммуникационные технологии – совсем другое. Нужны оба аспекта, без них – никуда. Полновесное и эффективное взаимодействие с клиентами – вот главный залог успеха.
Без технологического подхода в современной социальной работе не обойтись еще по одной важнейшей причине. Это ограниченность ресурсов влияния при одновременном росте проблем сегодняшнего мира. С такой позиции можно говорить о необходимой оптимизации производства социальных услуг – это нормальная «производственная» позиция.
Термины и определения: никому не верим, никого не боимся
В сети вы найдете колоссальное количество материалов на данной теме. Не все они, к сожалению, могут быть отнесены к достоверным и качественным. Дело в том, что «социалка и технологии» - одна из любимейших тем самого разного рода курсовых, рефератов и научных статей. Оно и понятно: тема новая, модная, не до конца разработанная и не всеми понятая. Это открывает безграничные возможности для сетевых шарлатанов и псевдо-экспертов. Стоит только набрать в поисковой строке, к примеру, «методика и технология социальной работы», за секунду вы получите больше двух миллионов ссылок. Одним надо продать курсовую, другим – накидать кучу полезных советов. Один из таких – ни в коем случае не путать «технологии социальной работы» с «социальными технологиями» с длиннейшими и непонятными пояснениями, почему это абсолютно разные понятия.
Наш ответ будет простым: не верьте, не реагируйте и путайте себе на здоровье. Иначе заработаете комплекс собственной неполноценности: ведь понять, о чем пишется в студенческих рефератах и университетских сборниках, практически невозможно. Не волнуйтесь, это не в ваших головах опилки, это внутренние цеховые бурления и соревнования экспертов – кто круче и непонятнее скажет.
А мы с вами будем читать и спокойно разбираться. Поехали дальше.
Сущность технологий социальной работы
Сначала приведем в пример профессиональную терминологию. Это редкий шедевр:
«Социальные технологии в широком смысле этого понятия – особый вид социальной теории, которая после осмысления вопросов о качественной и количественной определенности изучаемого общественного явления ставит и обосновывает вопрос о том, каким образом и в какой последовательности возможны специфические операции с результатами познавательной деятельности.»
Теперь попробуем сами. Есть высокие теоретические смыслы. А есть реальная земная практика с базовым опытом. И то, и другое связаны с работой с людьми. Так вот, социальные технологии являются прочным и легким мостиком между теорией и практикой. Иными словами, любая практическая деятельность, направленная на какие-либо изменения в жизнях людей, должна быть обоснована и регламентирована. Вместо делать «лишь бы лучше было» нужно делать «как положено».
В мир эмоций и высокоморальных порывов души пришли правила, процедуры, стандарты и проценты достижения ожидаемых результатов. И это очень положительное явление, потому что в социальной работе всегда чрезвычайно высоки риски «навредить вместо помочь». Такое может произойти из-за элементарного незнания или отсутствия теоретической подготовки при самых благих намерениях.
Классификация социальных технологий
Систематизация технологий проводится по самым разным критериям: по виду знаний, типу объектов или явлений, по масштабности воздействия и многим другим признакам, в статье не хватит места их перечислять.
Вот пример типологии по масштабности воздействия, где технология социальной работы – это решение общечеловеческих проблем:
- Глобальные социальные технологии.
Работают на тенденции развития мирового масштаба. Их прямое или косвенное влияние заключается в изменении жизни людей вообще и в мире, поднимает их социальное самосознание и, главное, защищенность.
- Региональные социальные методы.
Чрезвычайно модный и перспективный раздел, в котором используются территориальные особенности и тренды в социальной жизни регионов. Влиять и менять региональную реальность с одной стороны легче благодаря четкой площади ее границ. С другой стороны, здесь есть свои сложности: каждый регион неповторим, поэтому приходится изобретать каждый раз велосипед, вернее, его региональный фасон.
- Локальные социальные технологии.
Это решение местных проблем, которые могут укладываться в рамки классической социологии, а могут быть уникальными, требующими нетривиальных решений.
Виды социальной активности по критериям
- Инновационная технология социальной работы – это методы, направленные на реализацию абсолютно новых механизмов, направленных на повышение качества жизни в самых разных сферах социальной активности.
- Рутинные методы никуда не делись и имеют полное право на существование. Все они основаны на прошлом опыте и поэтому имеют серьезное преимущество перед инновациями: они уже апробированы. Здесь уместен пример технологии социальной работы с пожилыми: это один из самых известных и разработанных социальных секторов деятельности.
- Информационные технологии в социальном приложении имеют определенные особенности: они направлены на активизацию творческого потенциала людей, на интеллектуальное стимулирование.
- Исторические технологии рассчитаны на обдумывание и осмысление исторических событий с точки зрения социальных изменений в обществе.
- Демографические способы – совершенно особые инструменты, направленные на изменения численности, состава и места локализации различных групп населения. Так или иначе, это также вид социальной технологии.
- Технологии согласия – интереснейшая часть работы с различными социальными группами населения. Это решения конфликтных ситуаций и других вопросов, связанных с общественной жизнью общества. Это поиск и достижение согласия большинства.
- Политические и административные управленческие социальные способы также могут быть самыми разнообразными, но все они заключаются в прямом влиянии на объект.
- Психологические методы работают в рамках психологических аспектов личности. Они широко применяются, к примеру, в технологии социальной работы с детьми.
Социальная работа в качестве учебной дисциплины
Как уже писалось выше, тема социальных технологий модная и новая. Еще одной особенностью является ее гибридность: здесь пересекается множество общественных и гуманитарных наук: от классической педагогики до сетевых методов работы с молодежью. Такого рода особенности дисциплины приводят к чрезвычайно оживленному балансу со спросом и предложением: она популярна среди студентов и соискателей. Стало быть, предложений в сети на эту тему также огромное количество. Такая ситуация дискредитирует саму суть подхода и, кроме того, способствует росту из числа студентов голых теоретиков, не имеющих понятия о практической работе с уязвимыми группами населения.
Инвалиды, старики, дети
Технологии социальной работы с пожилыми предполагают новую и чрезвычайно продвинутую концепцию поддержки этой группы. Речь о новой модели старения с длинной фазой активной старости с самореализацией и персональной ответственностью за самого себя. Звучит все это великолепно, осталось реализовать концепцию в реальности. Без настоящей социальной интеграции пожилых людей в общество ничего не получится.
Технологии социальной работы с инвалидами довольно хорошо разработаны в сравнении с другими разделами темы. Все они делятся ровно на три группы методов воздействия:
- Все мероприятия медицинского характера, направленные на улучшение показателей здоровья.
- Обучение людей с инвалидностью, включая профессионально-трудовое по льготным программам и специальным квотам.
- Социально-бытовая ориентация с помощью психологической поддержки.
Технология социальной работы с детьми разрабатывается с учетом детских социальных проблем, которые обусловлены вполне объективными факторами. Дети, прежде всего, зависимы от своих родителей – как биологически, так и физиологически. В силу возраста у ребенка ограничены способности адекватно реагировать на внешние изменения и, главное, объективно оценивать себя и свои поступки. Это наименее защищенная группа в условиях любой социальной катастрофы.
Методы работы с детьми следующие:
- психологические, направленные на внутренний мир ребенка и его систему ценностей;
- педагогические для повышения образовательного и интеллектуального уровней;
- медицинские;
- правовые - для юридической защиты интересов ребенка;
- экономические - для обеспечения материального благосостояния и экономических условий;
- групповые - для работы с окружением ребенка.
Главное - создать максимально подходящие условия, чтобы ребенок учился и развивался в соответствии с программой его социальной и профессиональной подготовки.
А теперь молодежь
Это самый объемный и перспективный сектор социальных вмешательств в любом цивилизованном государстве на сегодняшний день. В России технологии социальной работы с молодежью только начинают принимать более или менее ясные очертания, до конца они еще не оформились. С этим нужно поторопиться: социальные проблемы, связанные с данной адресной группой, всегда носили специфический характер. А на сегодняшний день они становятся разнообразнее, глубже и глобальнее. Один рост инфицированности ВИЧ чего стоит.
Дополнительные сложности с этой группой происходят оттого, что молодежь никоим образом не просит и не ждет каких-либо вмешательств в их жизнь. Никаких добровольцев среди уязвимых слоев: большинство видов социальной активности воспринимается в штыки. Введение новых должностей в образовательных заведениях, ответственных за социальную работу, видимых изменений пока не приносят. Хорошо прописанная технология работы социального педагога для средних школ ждет хорошо образованных людей, способных реализовать эту стратегию на деле. По крайней мере прогресс налицо.
Технологии социальной работы с лицами общества, требующими поддержки от государства, являются частью современных социальных стратегий, которые имеют явный технологический характер и научный подход.