Вышло уже пять частей «Терминатора», но многих зрителей его первые серии впечатлили гораздо больше последующих. Интересные факты съемки популярного боевика, актерский состав, парадоксы временных линий, теории – все эти темы давно стали предметом обсуждений для поклонников франшизы. Первые две части проекта сделали Арнольда Шварценеггера настоящей звездой экрана. Как создавался искусственный глаз Терминатора, и к каким уловкам был вынужден прибегнуть режиссер картины? Об этом и многом другом можно узнать из статьи.
Цена первого «Терминатора»
Некоторые зрители нередко путают очередность первых двух частей, и порою помнят лишь то, что в первом фильме Терминатор вырезает глаз и хочет убить главную героиню, а во втором – спасает Джона и пытается завоевать доверие его матери. Конечно, настоящие поклонники франшизы помнят гораздо больше деталей. Естественно, интересные факты съемки "Терминатора" остались и в памяти у создателей боевика, ведь именно им пришлось проявить невероятную изобретательность, работая над проектом. Этот боевик стал замечательным примером того, как за сравнительно небольшую сумму можно снять один из наиболее зрелищных фильмов своего времени.
На производство первой части было выделено лишь 6,4 млн долларов. Если взять во внимание инфляцию, то на сегодняшний день эта сумма составляла бы примерно 14 миллионов долларов. Редкий режиссер в наши дни решился бы снимать многообещающий блокбастер за такие деньги. Например, на создание одной из частей «Мстителей», представленной в 2018 году, и вовсе было потрачено около 500 миллионов долларов. Спустя какой-то период постановщик Джеймс Кэмерон шутил, что фильм «Терминатор» (1984 год) снимался за стоимость трейлера, в котором отдыхал Шварценеггер во время производства второй части киноленты.
Нереализованные идеи
Работая на первой частью фильма, его авторам приходилось серьезно экономить. Из-за отсутствия необходимых компьютерных технологий, команда Кэмерона шла на различные хитрости, создавая знаменитого робота. Сначала планировалось, что Терминатор в фильме 1984 года будет создан из жидкого металла, имея возможность принимать образы различных людей. Впоследствии эта идея была воплощена в сиквеле, когда бюджет был существенно увеличен и появились нужные спецэффекты.
Из-за скромной суммы, выделенной на производство, пришлось отказаться и от многих других интересных идей. Некоторые инсайдеры заявляли, что в первых версиях сценария герой Арнольда Шварценеггера должен был питаться обычными продуктами, чтобы поддерживать нормальное состояние своей «человеческой» оболочки. Конечно, отказ от этой идеи наверняка не имеет отношения к небольшому бюджету.
Секрет красных глаз Терминатора
Исполнитель ключевой роли в боевике справился с точным попаданием в нужный образ. Небогатая мимика Шварценеггера, его угрожающий вид и внушительная мышечная масса сделали свое дело – актер отлично справился с ролью «очеловеченного» робота. Проблема была совсем в другом: предстояло решить, как быть с металлическим каркасом и красным отблеском глаз Терминатора. Кэмерону пришлось воспользоваться технологией покадровой кукольной анимации, которую кинематографисты применяли уже давно.
Сцена, где Терминатор ремонтирует глаз в «Терминаторе-1», стала одной из самых запоминающихся. Конечно, в этих эпизодах не обходилось без манекенов. Чтобы герой Шварценеггера избавился от глаза, актера пришлось на время заменить куклой с силиконовым лицом, которое для более натуралистичного вида смочили водой. Периодически кадры с манекеном менялись на кадры с исполнителем главной роли, на которого был нанесен грим синего цвета. Терминатор без глаза смотрелся пугающе, и сам Шварценеггер признавался, что впоследствии он тоже был впечатлен этими сценами.
Куклы в кадре
Почти во всех сценах со скелетоподобным Терминатором была задействована кукла, рост которой не превышал полуметра. Кэмерон применял технику съемки аналогичную кукольным мультикам: каждое изменение положения ног, черепа, рук и т. д., фиксировалось покадрово. Потом кадры склеивались, и впоследствии зрители могли увидеть в кадре уверенно шагающего Терминатора. Таких сцен было немало, и в их числе эпизод с роботом, который выбирался из-под полыхающего грузовика. Подобные манекены были хороши лишь для общих кадров. В эпизодах, где видно только торс, ноги или голову Т-800, авторы боевика использовали куклы в натуральную величину.
В полный рост его практически не показывали – он был способен двигать лишь руками и головой, но ходить не мог.
Ухищрения Джеймса Кэмерона
Из-за того, что в период съемок фильма «Терминатор» (1984 год) киборг, задействованный на съемочной площадке, не мог полноценно двигаться, Джеймс Кэмерон шел на различные хитрости. Режиссер снимал крупным планом отдельные части робота: привести в движении верхнюю часть машины, ее руку или ногу было гораздо легче, чем добиваться реалистичных движений от всего Т-800. Например, в сцене с взорвавшимся грузовиком зрители сначала видели в полный рост небольшую куклу, анимированную покадрово. После этого акцент делается то на лицо, то на ноги. Последнее было снимать проще всего: нужно было лишь переставлять конечности киборга, фиксируя это на камеру. Сцена, продлившаяся на экране всего несколько секунд, снималась десятками дублей.
«Партнер» Шварценеггера
Как уже упоминалось, когда в кадре появлялся Терминатор с красным глазом, то не всегда это был сам Шварценеггер. Вместо его головы, зрители нередко видели искусственную голову.
Примером может послужить вторая половина фильма, и особенно стоит обратить внимание на сцены, показанные вскоре после того, как киборг падает с мотоцикла и попадает под колеса грузовой машины. Это падение приводит к печальным для робота метаморфозам – на его левой половине лица начинает появляться металл. В некоторых эпизодах зрителю показан манекен, а в других – лицо актера в гриме. Облик самого Шварценеггера выглядит реалистичнее, однако этот эффект частично пропадает, когда он начинает говорить: в эти моменты становится очевидно, что движение «металла» немного неестественное.
Игрушечный грузовик
История зарождения одной из самых эффектных сцен фильма – погони на грузовой машине, довольна необычная. Погоню снимали с настоящим автомобилем, который ехал на большой скорости, однако с взрывом пришлось помудрить. Администрация Лос-Анджелеса не позволила взрывать грузовик на территории города. К тому же неподалеку от места событий находился склад с боеприпасами. После некоторых раздумий съемочной команде пришлось приобрести уменьшенную копию бензовоза. Первый радиоуправляемый автомобиль взорвался неудачно, поэтому пришлось браться за вторую пластмассовую машинку. В итоге эффект реалистичности был достигнут благодаря ускоренной съемке.
Фокусы в известных сценах
Линда Хэмилтон, изображавшая Сару Коннор вовсе не пыталась скрыться от преследующего ее автомобиля. Актриса просто бежала возле огромного экрана с соответствующим видеорядом. Снимая постапокалиптическое будущее, режиссер активно задействовал игрушечные декорации. Многое, что зрителю было показано на экране, сделано из фольги, картона и пластика. Танки, которые казались поистине огромными, в действительности не превышают размеров обычной детской коляски. Граната, оказавшаяся под гусеницей, в действительности является маленьким кусочком пластмассы, которым не сразу удалось попасть в необходимое место. Прежде чем все получилось так, как того хотел режиссер, было сделано 26 дублей. Также Кэмерон экспериментировал не только с ускоренной съемкой, но и замедленной.
Арахисовая пыль и картонный город
Когда на экране перед зрителями «Терминатора» возникают эпизоды с постапокалиптическим будущем, они могут видеть, что земля сплошь усеяна черепами – на самом деле каждый из них был размером с грецкий орех. Руины города создавались преимущественно из картона и занимали несколько квадратных метров. С помощью искусственного дыма съемочная команда смогла создать иллюзию большого пространства. Красочные взрывы выглядели весьма эффектно благодаря лампочкам подсветки. В свою очередь, арахисовая пыль выглядела совсем как медленно оседающая земная пыль. Таких приемов Кэмерон использовал немало.
Уловки с летательными аппаратами
Наверняка, создатели проекта на всю жизнь запомнили, как снимали «Терминатора», ведь во многих ситуациях им приходилось проявлять невероятную фантазию и креативное мышление. Например, у них не было возможности создать эффектные летательные аппараты: на это не хватало ни денег, ни времени. Команда решила сделать весьма грубую модель, и, желая добиться от устройства плавности полета, специалистам пришлось разработать целую систему тросов.
Без этих ухищрений неправдоподобность летательного аппарата была слишком очевидной – ее выдавали характерные покачивающиеся движения.
Тотальная экономия
Команде приходилось экономить на всем: на автомобилях, костюмах, взрывах и даже глазе терминатора (об этом ниже). Например, сцены, в которых люди присутствовали в кадре одновременно с боевой техникой – это лишь чудеса рирпроекции, как это было и с героиней Хэмилтон, убегающей от грузовой машины. Средств не было не только на пиротехнические эффекты. Оператор не мог купить или арендовать дорогую операторскую тележку, поэтому нередко наперевес с камерой взбирался на инвалидное кресло, которое впоследствии толкали другие члены съемочной группы. Первая часть боевика делалась почти впопыхах, изначально позиционируясь как фильм категории «В» для подростковой аудитории.
Тем не менее зрители стали свидетелями выхода настоящего культурного феномена.
Последние кадры с легендарным киборгом
Последний план культового проекта 1984 года, в котором зрителям показывают колоритного киборга, – череп Т-800, раздавленный под прессом. Над этой сценой Кэмерону пришлось изрядно потрудиться. В последние секунды эффектного эпизода зрители видят, как затухает красных глаз Терминатора. Несмотря на то что сцена выглядит весьма впечатляюще, на нее не потребовалось много затрат.
Команда обошлась пенопластом, выкрашенным в металлический цвет (он послужил «прессом»), фольгой (череп киборга), красной лампочкой и дымом от сигареты, который и вовсе оказался в кадре случайно. Как бы там ни было, Джеймс Кэмерон со своими помощниками поработали на славу, благодаря чему "Терминатор" стал одним из известнейших проектов в мире кино.