Бюро кредитных историй - это... Описание, цели и задачи, функции

Даже у ответственных заемщиков возникают ситуации, когда по непонятной причине они получают отказ в кредите. Банки имеют право не сообщать клиентам причину своего решения. Чтобы разобраться в том, почему так происходит, можно заказать отчет в бюро кредитных историй.

Это, вопреки распространенному мнению, просто и безопасно. Обратиться в организацию может каждый гражданин, имеющий паспорт.

Что такое кредитное бюро?

Бюро кредитных историй — это коммерческое учреждение, которое имеет лицензию и зарегистрировано в государственном реестре. Оно занимается сбором, систематизацией и хранением информации о кредитных историях субъектов, в том числе о кредитах, займах и исполнении обязательств по ним, и о персональных данных заемщиков.

Банки и микрофинансовые компании в обязательном порядке сотрудничают с одной или несколькими организациями, они должны регулярно пересылать туда сведения обо всех изменениях КИ своих клиентов.

Банки и микрофинансовые компании

Кредитное досье физического лица может храниться в нескольких бюро. Чтобы узнать где оно находится, заемщику необходимо обратиться в Центральный каталог. Это учреждение объединяет все данные, но непосредственно само отчеты не предоставляет.

На июль 2018 года по данным Центробанка в реестре зарегистрированы 13 бюро кредитных историй. Эта цифра изменится, если одно из них реорганизуется или будет зарегистрировано новое.

Лидеры в своей отрасли:

  • НБКИ;
  • "Эквифакс";
  • ОКБ;
  • БКИ "Русский стандарт".

Цели и задачи

В России упорядоченная система сбора и хранения кредитных историй была введена в 2005 году, но до сих пор не все граждане знают, какие цели преследовало создание БКИ. Это:

  1. Создание единой базы заемщиков и информации по их кредитным обязательствам.
  2. Сбор актуальных кредитных историй субъектов.
  3. Снижение рисков кредиторов благодаря оценке надежности и ответственности по выполнению обязательств потенциальных заемщиков.
  4. Сокращение времени ожидания решения о выдаче ссуды заимодавцем или решения об отказе.
  5. Одна из задач бюро кредитных историй (БКИ) — минимизировать риск подлога информации или незаконной корректировки данных.

Функции БКИ

Они заключаются в следующем:

  1. Услуги предоставления отчетов на платной и безвозмездной основе субъектам КИ по их запросу на основе письменного заявления или иного документа, заверенного электронной подписью. Каждый гражданин раз в год имеет право узнать бесплатно свое финансовое досье.
    узнать свое финансовое досье
  2. Оказание услуги предоставления отчетов пользователям КИ, в том числе кредиторам, органам власти, нотариусам, Центробанку на основе заключаемого договора.
  3. Анализируя информацию, бюро кредитных историй определяет личный скоринг каждого субъекта КИ. Скоринговая оценка необходима при некоторых видах кредитования.
    Бюро кредитных историй России
  4. Предоставление персональной информации из титульной части и передача в Центральный каталог информации о формировании КИ субъекта или изменении его идентификационных данных. Выполнить это бюро кредитных историй обязано в течение 2 рабочих дней.
  5. Создание кода субъекта кредитной истории.
  6. Также организация передает в ЦККИ сведения об аннулировании кредитных досье.
  7. БКИ предоставляет источнику возможность коррекции ранее переданных сведений, при условии, что субъектом или пользователем будет подтвержден факт недостоверности предыдущих данных.
  8. Надзор за деятельностью пользователей кредитных историй.
  9. БКИ должно защищать персональные данные субъектов от незаконного доступа, утечки информации, блокировки, удаления или несанкционированного изменения данных.

"Национальное бюро кредитных историй"

Эта коммерческая организация была основана в 2005 году. На данный момент это одно из крупнейших БКИ, которое охватывает 40 % рынка отрасли, а объем хранящихся в нем кредитных историй превышает 55 млн. С НБКИ сотрудничает более 1 тыс. организаций, среди которых "Альфа-Банк", банк "Возрождение", "Ренессанс-Кредит", "Русфинанс", а также множество других банковских и микрофинансовых учреждений.

Это бюро отличается постоянными усовершенствованиями, направленными на снижение рисков кредиторов при одобрении и выдаче займов, скоринговой оценке заемщиков, а также способами выявления мошенничества. Услуги, предоставляемые НБКИ, в большинстве случаев не имеют аналогов.

"Эквифакс"

эквифакс бюро кредитных историй

Бюро кредитных историй "Эквифакс" имеет статус международного, начало оно свою деятельность в 1899 году в штате Джорджия (США). На данный момент оно имеет представительство в 24 странах мира. "Эквифакс" в России заключило контракты с 2 тыс. компаний, в его базе содержится 148 млн кредитных историй физических и юридических лиц.

Головной офис находится в Атланте, в РФ юридический адрес бюро кредитных историй "Эквифакс" следующий: г. Москва, ул. Каланчевская, 16, стр.1.

"Объединенное кредитное бюро"

Эта российская компания возникла в результате слияния двух бюро: "Экспириан-Интерфакс" и "Инфокредит". В компании "Инфокредит" 50 % акций принадлежало Сбербанку, который в 2009 г. приобрел пай (50 %) еще и "Экспириан-Интерфакса". Процесс слияния продолжался с 2009 по 2012 гг.

"Экспириан-Интерфакс" образовался в 2004 году, а в 2011-м был переименован в ОКБ - "Объединенное кредитное бюро". При объединении компаний название сохранилось.

На 2018 год главный акционер - Сбербанк, имеет самый большой пакет акций - 50 %, остальная часть распределена между Experian и «Интерфакс». Ранее Сбербанк не давал доступа другим кредитным и некредитным организациям. После слияния ситуация изменилась.

В базе данных БКИ хранится 331 млн кредитных отчетов 89 млн субъектов. С ОКБ сотрудничают банки, микрофинансовые и страховые компании общей численностью более 600.

"Русский стандарт"

Бюро начало свою работу в 2005 году, но на протяжении первых 3 лет сотрудничало только с одним банком с одноименным названием. По этой причине в его базе значительно меньше кредитных историй (15 млн досье). С 2008 года руководство организации приняло решение расширить рамки сотрудничества, чтобы иметь более полную и актуальную информацию.

Это БКИ работает с физическими и юридическими лицами, каждый из субъектов может запросить отчет через личный кабинет на сайте, если он уже является клиентом банка "Русский стандарт".

Как изменить неверную информацию?

Хотя система передачи данных КИ автоматизирована, вводят информацию сотрудники кредитных учреждений, а они не застрахованы от случайной ошибки. Одна из функций бюро — это возможность корректировки неверной информации при наличии подтверждения.

Если субъект кредитного отчета заметил ошибку, он должен составить заявление, а затем отправить или отнести его самостоятельно в бюро, которое обслуживает его финансовую организацию. В заявлении рекомендуется подробно изложить проблему, подкрепив ее подтверждающими документами:

заемщик может найти ошибку
  • Если закрытый кредит отображается как активный, необходимо приложить копию заявления о закрытии счета или чеки об оплате.
  • При наличии просрочек, с которыми не согласен заемщик, также помогут документы об оплате, так как в них есть время и дата проведения операции.

Важно: исправлять ошибку будет финансовое учреждение, подавшее неверные данные. По закону претензию можно передать напрямую ему, но практика показывает, что так процесс затянется надолго или заемщик вовсе получит отказ.

Сделать это через БКИ намного быстрее, так как при получении заявления бюро кредитных историй проверит информацию и направит документы в финансовую организацию, которая обязана дать ответ и исправить ошибку. На всю процедуру отводится 30 дней.

бюро проверит информацию

Банки, рассматривая заявку на заем, не проверяют достоверность КИ, по умолчанию считается, что в БКИ она верная. Поэтому в интересах субъекта кредитного досье запрашивать отчет хотя бы раз в год для контроля информации.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.