Какое значение в повседневной жизни имеет агитационная речь, которая, на первый взгляд, нужна политикам, ведущим, дикторам, но не инженерам или бухгалтерам? На самом деле мы, сами того не замечая, очень часто являемся сподвижниками людей на совершение тех или иных действий.
К примеру, учителя, преподаватели, бригадиры и многие другие специалисты сталкиваются с необходимостью организовать людей на какое-то мероприятие (повышение квалификации, субботник и другие), но многие из этих людей не понимают, зачем им это нужно. Вот тогда и приходится приводить примеры, аргументы в пользу данного события, описывать его преимущества. Это и есть агитационная речь.
Безусловно, политики тоже пользуются данным приемом, но у них уровень подготовки другой, да и речь имеет более колоссальное значение. Когда необходимо убедить значительную часть населения в том, чего люди, в принципе, не очень-то хотят, только ораторское искусство способно помочь.
Агитационная речь включает три основных пункта:
- Постановка проблемы, которая есть у слушателей (либо они должны подумать, что она у них есть).
- Те меры, которые конкретно вы предлагаете для решения проблемы.
- И самое главное – преимущества, которые публика получит от принятия вашей точки зрения.
Считается, что усилить эффект от речи можно с помощью статистических данных, но только вот мало-мальски соображающие люди тут же отпрянут от вас, если вы будете злоупотреблять этим приемом. Каждый человек из аудитории понимает, что не бывает все так идеально, как вы пытаетесь показать. Так что лучше упомянуть хотя бы какие-то изъяны, но не переусердствуйте – пусть они будут незначительными.
Часто бывает, что агитационная речь произносится перед людьми, не настроенными принимать взгляды оратора. Тогда очень важно почувствовать, что конкретно вызывает неодобрение – вы, ваши идеи или их недополученная выгода? Если первое, то стоит прерваться, не нужно давить на тех, кто априори не воспринимает вас как авторитетную личность.
Если аудитория недовольна идеями, то важно подобрать блестящую аргументацию и ярко описать преимущества. При этом стоит помнить о реальности происходящего, не нужно обманывать слушателей и обещать им золотые горы. Так как для украшения речи все же нужна выдумка, то ею не стоит полностью пренебрегать, но в случае появления претензий вы должны суметь объяснить, почему данную идею воплотить в жизнь не удалось.
Приветственная речь всегда должна предшествовать агитационной. Вы здороваетесь с публикой, вкратце описываете причину того, почему все здесь собрались. Важно при подготовке вступления знать, какая будет аудитория, для какой цели вы там находитесь, какие интересы объединяют этих людей, допустимо ли использовать диалектизмы и, самое главное, сколько у вас времени. Краткость и яркость здесь лучше, чем многословность. Таким образом, приветственная речь – неотъемлемая часть любой большой речи, которую вам предстоит произнести перед публикой.
Чтобы вы не запинались после каждого слова, не пользовались словами-паразитами, важно развивать определенные навыки. Для этого пригодится методика развития речи. На самом деле способов улучшить произношение много, но вот самый популярный.
Скажу сразу, что эффект будет лишь после регулярных занятий, не обязательно продолжительных, 15-25 минут в день вполне достаточно. Упражнений здесь два, их можно применять как вместе, так и чередовать ежедневно.
Первое заключается в чтении и заучивании скороговорок, начиная с русского и постепенно переходя на другие языки. Второе – чтение вслух произведений классики. Сама тренируюсь с Ф. М. Достоевским, сложно было поначалу, язык в прямом смысле заплетался, но занятия расширяют наш тезаурус (словарь).
Итак, для овладения инструментом агитации необходимы ежедневные тренировки, способствующие, если объяснять простыми словами, улучшению навыков говорения. В этом нам поможет методика развития речи, которая у разных авторов описывается неодинаково. Выбирайте ту, что понравится и подойдет именно вам.