Принято считать, что бестселлер от рождения – это крайне редкое явление. Зачастую бестселлеры делают из обычных произведений, подгоняя их под потребности общества. Вот только вряд ли в этом все дело. Нельзя заставить читателя полюбить книгу, только из-за хорошей рекламы. Пожалуй, неплохо будет рассмотреть информацию о том, что такое бестселлер и как его создать.
Цифры, цифры, цифры
Написать бестселлер, как и любое другое произведение, вполне возможно, главное понимать, чем одно отличается от другого. Само слово «бестселлер» происходит из английского языка, в дословном переводе оно означает «лучшие продажи». То есть, это книга, которая очень хорошо продается. Дальше вполне логично поставить вопрос, каковым должен быть тираж. Здесь многое зависит от части мира. К примеру, в Европе бестселлером считается книга, которую покупают тиражом в 5 тыс. экземпляров за неделю, в то время как в Америке этот показатель ровно в два раза больше. Вопреки сложившимся стереотипам – эти цифры не такие уж и большие.
Однако стоит отличать такие понятия как «страновые» и «мировые» бестселлеры. Страновые бестселлеры – это книги, которые продаются в пределах одной страны в количестве свыше 50 тыс. экземпляров за все время. Мировыми бестселлерами считаются издания, которые продались в количестве 500 тыс. экземпляров за все время, и переведены на разные языки.
Примеры
Если разобраться, то цифры не такие уж и большие. Однако существуют произведения, которые оставили эту планку далеко внизу. К примеру, нашумевший роман Дэна Брауна «Код да Винчи». Наверняка, все читали эту книгу или смотрели одноименный фильм. Как показывает статистика, со дня выхода в мир произведения и до сегодня, было продано свыше 90 млн экземпляров.
Хотя эта цифра – ничто, по сравнению с непревзойденной Агатой Кристи. Ее произведения переведены на 44 языка, и проданы тиражом более чем 2 миллиарда экземпляров. Вот что значит «бестселлер на миллион». Как написать такое произведение? Не стоит скрывать, что такие книги большая редкость, но довести свое произведения до такого уровня вполне возможно.
Типичная бюрократия
Итак, как написать бестселлер? Издатели в один голос твердят, что книга может стать бестселлером сама, или ее можно такой сделать, поскольку сама она становится таковой достаточно редко. Чтобы произведение стало таковым, нужно чтобы совпали все обстоятельства: востребованность, гениальность создателя, аудитория, стиль повествования и т. д. Все предугадать невозможно, поэтому самый распространенный метод создания бестселлера – искусственный. Проще говоря, из произведения бестселлер делает издатель. Если какому-то издателю понравится книга, то он не пожалеет денег на ее продвижение. И если все пойдет по плану, то произведение превращается в бестселлер.
Как написать бестселлер? Все просто! Нужно выбрать востребованную тему, которая будет таковой в ближайшие несколько лет. Целевая аудитория должна быть массовой (так как сложно превратить в бестселлер книгу о жизни малоизвестного художника). Плюс красивое, интересное, лаконичное написание и какая-то отличительная характеристика, которая отсутствует в других подобных произведениях. По сути, это все, что от автора требуется. Хорошо еще, если начинающий писатель будет лицом небезызвестным, а остальное зависит уже от издателя, который будет продвигать книгу. Для этого процесса обычно используют такие процессы:
- Реклама в СМИ.
- Промо акции.
- Публикации критиков.
- Фоновая реклама на бигбордах и в общественных местах.
Хорошо, если по книге снимут фильм, тогда продажи точно гарантированы. Если исходить из всего вышеперечисленного, чтобы написать бестселлер, как-то нужно автору влиться в массы. Поэтому ему нужно:
- Изучить рынок, определить самый востребованный жанр и в нем работать.
- Раскрыть тему, которая волнует потенциальных читателей.
- Писать глубоко, легко и красиво.
- Придумать то, чего не было еще ни в одном произведении.
Собственно, написать и издать свой бестселлер, как описано выше, не так уж и сложно. Но достаточно ли этого? С одной стороны, с точки зрения издательского дела, – вполне. Но с другой стороны, будет ли доволен сам автор, если ему ради славы придется работать в том жанре, который ему не нравится. Отнюдь, ни один уважающий себя автор не станет менять жанровую квалификацию, особенно если предложенная работа входит в сферу, с которой писатель совершенно не знаком.
Если правильно написать книгу, как бестселлер она может состояться, даже если речь будет идти о биографии никому не известного человека. Хорошо, если автор умеет ловить современные тенденции, но немаловажно иметь литературный талант и желание открыть читателю двери в другой мир.
Советы от Джорджа Мартина
Итак, как написать бестселлер? Мастер-класс дает Джордж Мартин. Он делится советами, которые помогут начинающему писателю создать настоящий шедевр.
Первое, что нужно сделать, – завести блокнот для идей. Иначе как начинающему автору написать бестселлер, если его мысли то и дело путаются, меняются, а самые достойные появляются и вмиг забываются. Не обязательно воплощать в жизнь все задуманное, ничего страшного, если некоторые персонажи будут жить на страницах блокнота десятилетиями, однажды они тоже сыграют свою роль в истории.
Второе, важно понимать, что плохие дни – неизбежны. Бывает, когда пишется страница за страницей, а бывает – даже предложение не получается составить. Это нормально. Главное, не заставлять себя, а отвлечься от всего и отдохнуть.
Эффективный совет
Третье, доводить все до конца. Наверняка, у каждого начинающего писателя есть истории, которые начинались, но никогда не заканчивались. Никто не спорит, что на бумаге все выглядит не так увлекательно, как в голове. Обычно автор пишет 5-10 страниц и понимает, что это не совсем шедевр. У него появляется очередная идея, которая, кажется, намного интереснее начатого повествования, и он откладывает незаконченную историю в долгий ящик. А потом все повторяется вновь. У Роберта Хайнлайна стоит позаимствовать один эффективный совет, как написать бестселлер, – всегда заканчивать начатое. Да, может история получится не такой гениальной, как хотелось бы, зато автор сможет увидеть свои ошибки, недоработки и в следующий раз написать лучше.
Бестселлер – это не спонтанная работа гения, прежде всего, это многолетняя практика и тяжелый труд.
Литература – это не кулинария
В литературе хорошо то, что она не ограничена бюджетом. Автор может создать на бумаге какой угодно мир, сколько угодно спецэффектов и тысячи персонажей. В этом и состоит ее основное преимущество. Но главное, в литературе не может быть навязанных кем-то правил. Это еще один совет писателям, как написать бестселлер, заключается в том, что не нужно придерживаться чужих правил. Литература - это не кулинария, где нужно следовать рецепту.
Сейчас можно найти немало публикаций и даже книг с информацией, как писать правильно. Стоит ли на них полагаться? Скорее всего, нет. Да, там можно найти несколько полезных советов для начинающих писателей, но в основном каждый автор такого издания описывает собственный опыт создания книг. И если начинающий писатель не может придерживаться таких советов, они ему не нужны.
Сюжет и план
Чтобы правильно написать бестселлер, как-то нужно структурировать информацию. Для начала в общих чертах стоит продумать основу сюжета. Некоторые авторы берут за основу реальные исторические события и перемещают их в мир фэнтези. Добавляют немного орков, троллей, драконов и злых ведьм – готово. Шедевр! Но если говорить серьезно, то, опираясь на историю средневековой Европы, действительно можно создать нечто удивительное. В то время мир был намного разнообразнее, чем сейчас: войны, революции, интриги, дворцовые перевороты. Даже интересно отслеживать в исторических фолиантах, как развивалась наука и культура, как алхимия превращалась в химию, а случайно придуманное каким-то крестьянином стихотворение становилось объектом культурного наследия.
В те времена сложно было путешествовать, поэтому за границами стран существовали племена и народности, что вели достаточно самобытный образ жизни, и при этом никогда не пересекались.
За основу будущего бестселлера можно взять любую историю, главное, чтобы эта база была прочной.
Второе - план работы. Много литераторов советуют перед началом написания книги составить подробный (или примерный) план. К примеру, о чем будет первая глава, вторая и т. д. Нельзя сказать, что они неправы – многим писателям этот совет действительно помогает. Но бывают случаи, когда все начинается с одной сцены или образа, которые прочно засели в воображении писателя. Он решает перенести их на бумагу, просто как обычную литературную зарисовку. Но стоит этой одинокой фантазии воплотиться на бумаге, как она начинает требовать большего. Появляется дополнение, потом еще одно и еще чуть-чуть. Автор не успевает осмотреться, как у него на руках уже несколько полноценных глав. Вот так простые идеи и превращаются в книги, обрастая непреднамеренными фантазиями и домыслами.
Так что можно начинать писать и без плана, но какая-никакая основа и идея должны быть – без этого никак.
«Уважаемый, читатель!»
Стивен Кинг и Джордж Мартин используют в своих работах один интересный прием – повторяющиеся фразы. К примеру, когда один герой напоминает другому о чем-то постоянно. Читателя это жутко раздражает, но в то же время подстегивает интерес. Дело в том, что такой подход делает произведение более реалистичным. Ну какой человек не будет напоминать своему знакомому о его промахах? Поэтому таких авторов и читают, так как видят в героях себя. К вопросу о реализме еще вернемся.
Еще один полезный совет, как написать бестселлер, заключается в отношении автора к читателю. Не нужно стараться угодить ему – это непростительная ошибка. Во-первых, недовольные все равно останутся, а во-вторых, так можно испортить все произведение, и бестселлером оно точно не станет. Конечно, не стоит отпугивать читателей, но в искусстве нет места для демократии. Это история писателя, и если она не нравится какому-то читателю, то он имеет полное право не читать ее.
И вообще, читатель должен соприкасаться с книгой на эмоциональном уровне. Он должен по-настоящему увлечься книгой, и если описаны какие-то страшные моменты, то читатель должен бояться. Да, множество книг написаны таким образом, где читателю абсолютно понятно, что куда бы ни попал герой, с ним ничего не станется, он же герой. Среди таких книг тоже есть много бестселлеров.
Но можно пойти ва-банк и подчеркнуть, что умереть могут все. Здесь речь идет не о том, что главный персонаж непременно должен умереть, скорее о том, что он не всех может спасти, не всегда успевает вовремя, слишком слаб перед некоторыми обстоятельствами, из-за чего погибают те, кто ему дорог. К примеру, так сделала Джоан Роулинг: не пощадила ни Сириуса Блэка (крестного Гарри), ни Дамблдора, ни одного из близнецов Уизли. Главный герой выжил, мир спасен, но какой ценой.
Вымышленная история должна быть сильной. Читатель может не соглашаться с исчезновением того или иного персонажа, но с этим он ничего не может сделать, именно поэтому такие книги запоминаются.
Талант и реализм
Итак, как написать бестселлер? Литературный талант в этом вопросе играет далеко не последнюю роль. Сложно сказать, с ним рождаются или это качество приобретенное, но одно можно сказать достоверно – все писатели раньше были заядлыми читателями. Поэтому они уверенно могут сказать, какие книги хотят читать – непредсказуемые. Читатели не хотят знать о том, что случится в очередной момент и чем закончится история, только начиная ее читать. Это еще один полезный совет тем, кто пытается создать бестселлер.
И еще очень важно, как уже упоминалось, сохранять реализм произведения. Взять, к примеру, жанр фэнтези и магию. Как пример, можно рассмотреть произведение Толкина «Властелин колец» (о нем вряд ли кто-то не знает). Здесь фантастичным и необычным является сам мир, в котором удивительные чудеса совсем не редкость, но вот самой магии в мире крайне мало. Здесь Гэндальф не произносит заклинаний и не метает файерболлы на каждом шагу, а когда дело доходит до сражений, просто достает меч.
Конечно, он может создавать фейерверки, и его посох светится в темноте, но это все мелочи. Те же волшебные кольца: самое сильное из них может сделать человека невидимым. Однако читатель понимает, что в самом кольце сокрыта великая сила и с ним все не так просто, силы его загадочны и непостижимы (иначе Фродо смог бы его надеть и командовать назгулами, а история на том бы и закончилась).
В плохом фэнтези часто можно найти одну распространенную ошибку – слишком могущественную магию. Там есть ведьмы и колдуны, которые могут одним взмахом руки уничтожить полстраны или континента, но почему-то существует армия. Но авторы не задумываются о последствиях. Могущественные маги подчиняются королям и лордам, ведут за собой армии на другие королевства.
Более того, в книгах встречаются и другие несостыковки. К примеру, многие писатели в жанре фэнтези заимствуют классовое деление, что было в средневековье. Только они не совсем понимают, что стояло за этим классовым неравенством. К примеру, могут написать, как простая крестьянка отвергает прекрасного принца. А вот в реальности прекрасный принц не потерпел бы такого поведения, а попросту заковал бы строптивую девицу в колодки и выставил на всеобщее обозрение. Просто людей с рождения воспитывали так, чтобы они знали свое место – вот что стояло за классовым неравенством, и если вплетать его в сюжет, то эту особенность нужно обязательно учитывать, иначе не стать книге бестселлером.
То, что нравится
Итак, как написать бестселлер? В обзоре правил было приведено немало советов и примеров, которые помогут создать настоящий шедевр, вот только об основном правиле написания бестселлеров так и не было упомянуто. Всегда нужно делать то, что нравится. И если нравится писать биографии или исторические романы, не стоит менять квалификацию, главное - качество работы, достоверность фактов и любовь к своему делу. А еще нужно немного смелости, чтобы издаться, и толику безумства, чтобы сюжет получился оригинальным и неповторимым. Собственно, из этого и состоит бестселлер.