Подводная лодка проекта 633: описание, характеристики, применение, фото

Отечественная подводная лодка проекта 633 разрабатывалась Центральным Конструкторским Бюро под руководством Дерибина З. А. Последующая деятельность по ее созданию контролировалась Назаровым А. К и Е. В. Крыловым. Модель относилась к дизель-электрическим типам субмарин, изготавливалась по заказу СМ Советского Союза № 1454-808 от 9.08.1955. За время серийного производства выпущено несколько десятков экземпляров, состоящих не только на вооружении советской армии, но и других стран мира.

Проект 633 НАТО "Ромео"

История создания

Пробный проект 633 подводной лодки, фото которой приведено выше, презентовали весной 1955 года в двух версиях. Эти варианты получили кодовые названия в базе ВМФ (пр.633 и И-633). Для технического воплощения в жизнь специальная комиссия выбрала второй вариант.

Закладка головного экземпляра субмарины под заводским номером 331 выполнялась на комбинате «Красное Сормово» в Горьком. Спуск на воду осуществлен в конце мая 1958 года. Ходовое тестирование подлодки производилось с 22 октября по 20 декабря того же года. Государственные испытания прошли в следующем полугодье в акватории Черного моря. Позже субмарина получила дежурный номер С-350 и была отправлена на Северный флот для дальнейшей проверки.

По некоторым данным, планировалось соорудить не менее 500 лодок указанной серии. В реальности построили только чуть более двух десятков машин. Экспортные версии выпускались во второй половине 60-х годов прошлого столетия.

Дизель-электрические лодки проекта 633 Romeo

Конструкционные особенности

Подводная лодка проекта 633 относится к двухкорпусным субмаринам, по габаритам приближена к аналогам проекта 613, а по конфигурации корпуса — к 611. Форма остова выбиралась с учетом особенностей эксплуатации подлодки по Беломорским, Балтийским и Волжским путям без необходимости применения аккумуляторных батарей.

Конфигурация субмарины сделана для обеспечения оптимальных показателей мореходности при подводном плавании. Сам корпус изготовлен из прочной стали посредством сварки, его длина — 59,4 метра, компоновка включает в себя несколько цилиндров разного диаметра. В качестве защитного покрытия использовался материал, соответствующий технической документации ЦКБ-112 (1960 год), тип — ПЛ НППРК-7.

Расчетная защита от среднего ядерного взрыва составила:

  1. В усиленном корпусе на расстоянии 1,6 километра.
  2. Основной цистерны балласта — до 1,6 км.
  3. В надстройке — 1,0 км (воздушный взрыв).
Подводная лодка "Ромео"

Двигатели

Подводная лодка проекта 633 Romeo оснащается силовой установкой по типу аналога № 613 с парой гребных валов. Дизельные моторы произведены Коломенским заводом, имеют мощность две тысячи лошадиных сил, количество оборотов в минуту — 500. Конструкция двухтактных агрегатов — стандартного действия с прямоточной продувкой клапанного типа и бескомпрессорным шестицилиндровым блоком.

Обдув узла обеспечивает пара роторных воздуходувок. Стабильная работа движительного агрегата гарантирована при волнении воды до четырех баллов на борт с поступлением до 400 литров воды (при минимальной расчетной скорости движения). Также в двигательный блок входит два гребных электрических мотора ПГ-101 (1350 «лошадок», 420 оборотов в минуту). Их конфигурация — агрегаты с поворотными остовами, водяным охлаждением подшипников и парой якорей. Дополнительно использовались два экономичных электродвигателя мощностью по 50 кВт, развивающих 420 оборотов в минуту.

Механическая часть

В механическом блоке подводной дизельной лодки проекта 633 предусмотрено два малошумных винта с шестью лопастями. Переменный шаг элементов составляет 1600 мм, вращаются они в кольцевых насадках, пришли на замену неудачным экспериментальным четырехлопастным предшественникам.

Модель подводной лодки проекта 633

Управляется субмарина при помощи направляющего, кормового и носовых рулей. Они оснащены гидравлическим контроллером, активируемым из центрального поста. Запасной привод — электрический, агрегирует с кормовыми горизонтальными рулями. Контроль данного узла возможен с ходового моста в надстроечной части. Здесь штурвал имеет механическое соединение с рабочим механизмом. Блок энергетики состоит из 224 аккумуляторов, объединенных в две группы по 112 штук.

Система спасения и вооружение

Подводная лодка проекта 633 оснащена спасательным оборудованием, включающим в себя торпедные аппараты. Они позволяли экипажу со специальным снаряжением покидать субмарину с глубины до 120-ти метров. Эвакуация осуществлялась посредством шлюзования. С глубин до 200 метров операция по спасению команды проводилась при помощи специального колокола из кормовой части. Центральный пост и рубка также давали возможность эвакуироваться с глубин до 100 метров со средствами ИСП. Для тушения пожаров на субмарине предусмотрена воздушно-пенная система типа ВПЛ-52.

Экипаж лодки проекта 633 состоит из 52 человек, количество спальных мест — 55, средняя жилая площадь в отсеках — 0,8 кв. м, объем — около 9 кубических метров. Вооружение субмарины:

  • шесть носовых торпедных установок калибра 533 мм;
  • пара аналогичных орудий на корме;
  • боевой запас — 14 торпед;
  • контроль ведения стрельбы — ПУТС «Ленинград-633»;
  • привод глубинных торпед — ручного типа.
Подводная лодка проекта 633

Параметры технического плана

Характеристики подводной лодки проекта 633:

  • длина/ширина/осадка — 76,6/6,7/5,07 м;
  • водоизмещение под/над водой — 1,72/1,47 т;
  • вес топлива — 252 т;
  • надводная/подводная скорость по максимуму — 15,3/13,8 узла;
  • дальность походная — 14590 миль (по максимуму над водой);
  • предельная глубина погружения — 30 м;
  • автономность — 45-60 суток.

Среди оборудования пеленгации и пассивной защиты на субмарине имеются системы ГАС «Арктика-М», шумовой пеленгации «Свет-М», обнаружения «Флаг», поиска мин МГ-15. Также в комплектацию входит станция радиоразведки, пеленгатор, радиостанции, перископы атаки и зенитного наблюдения, гидрологическая система кругового обзора.

Модификации

Устройство подводной лодки проекта 633 (фото ниже) практически идентично для нескольких модификаций. Среди них выделяют:

  1. Модель И-633 (эскизный проект, разработанный в 1955 году).
  2. Серийный базовый проект.
  3. Опытная субмарина от ЦКБ «Лазурит» под руководством Е. Крылова.
  4. Модификация С-350 (средне специальная) с увеличенной обтекаемостью корпуса.

Опытные проекты от базовых аналогов отличались наличием девяти центробежных насосов, дополнительного вертикального стабилизатора, отсутствием запасного боезапаса, предельной глубиной погружения до 100 метров.

Испытание подводной лодки проекта 633

В завершение

Субмарины рассматриваемого типа широко экспортировались в братские Советскому Союзу страны. Подлодки проекта 633 были на вооружении ВМФ Египта, Болгарии, Алжира, Китая, Кореи, Сирии. Одна из последних модификации в составе отечественного флота находится в Южной бухте Севастополя. Лодка показала себя вполне прилично для того времени, как по техническому оснащению, так по вооружению и скоростным параметрам. Все возведенные экземпляры для советской армии выведены из военного флота до 1987 года. Китайские конструкторы использовали марку 633, как прототип для создания собственных субмарин.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.